X

О СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДАХ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

Эффективность проявления в учебном процессе важнейшей педагогической закономерности— единства обучения, воспитания и развития учащихся определяется умением учителя использовать объективные возможности содержания биологического образования и методов обучения. ЦК КПСС указывает на необходимость «добиваться органического единства учебного и воспитательного процессов, формирования у учащихся… научного мировоззрения, высоких морально-политических качеств, трудолюбия. Прививать учащейся молодежи интерес к политическим знаниям, всемерно развивать их общественную активность». Школе принадлежит большая роль в реализации сформулированных в этом постановлении задач. Все качества, определяющие моральный облик советского человека,— коммунистическая сознательность, любовь к труду, патриотизм, гуманность, интернационализм воспитываются под воздействием педагогов.

В целях более, успешного решения задач обучения, воспитания и развития учащихся существенной доработке подверглось содержание школьного биологического образования. В усовершенствованной программе оно разгружено от второстепенного материала, усложненных вопросов, приведено в соответствие с достижениями биологической науки, пересмотрена практическая часть программы — лабораторные работы, экскурсии, летние задания с учетом задач охраны природы. Усовершенствование программы позволит учителю направить усилия на усвоение школьниками основ биологической науки: знаний строения и функций биологических систем, закономерностей индивидуального развития организмов и исторического развития органического мира, ведущих экологических закономерностей и взаимоотношений человека с природой, путей использования законов живой природы в практике народного хозяйства.

В процессе усвоения основ наук учащиеся должны овладеть учебными умениями, что должно способствовать повышению уровня их познавательной самостоятельности. Усвоение учащимися системы биологических знаний и овладение учебными умениями — необходимое условие формирования их научного мировоззрения, атеистических взглядов, гигиенического, экологического, трудового и нравственного воспитания.

Усовершенствование программы по биологии, включение во многие темы всех курсов дополнительного материала по гигиене, экологии, вопросов политехнического характера —одно из важных условий успешного решения задач обучения, воспитания и развития учащихся. Действующая программа позволяет от темы к теме, от курса к курсу последовательно раскрывать экологические закономерности, систематизировать знания учащихся на разных этапах обучения, подводить школьников к широким обобщениям, к ясному пониманию проблемы взаимоотношения природы и общества, развивать у них знания о научных основах охраны природы, прививать бережное отношение к ней, привлекать к участию в природоохранительной деятельности.

В программе ставится задача гигиенического и полового воспитания учащихся. В содержании курса VIII класса усилены анатомо-физиологические основы гигиенического воспитания, в программу по общей биологии включен вопрос о вредном влиянии алкоголя и никотина на развитие организма человека.

Перед курсом биологии четко ставится задача формирования диалектико-материалистического мировоззрения и атеистического воспитания учащихся. Это значит, что в процессе обучения необходимо шире использовать биологические закономерности и теории для обоснования фактов, процессов и явлений живой природы, на основе теоретических знаний делать мировоззренческие выводы.

На более успешное решение задач обучения, воспитания и развития учащихся в процессе преподавания биологии ориентирует раздел программы «Основные требования к знаниям и умениям учащихся», в котором определен основной круг знаний, практических, интеллектуальных и общеучебных умений школьников по каждому классу.

Успешность решения сформулированных в усовершенствованной программе задач обучения, коммунистического воспитания во многом зависит от реализации межпредметных связей, которые указаны к темам курсов биологии. В процессе обучения необходимо привлекать тот\’ минимум усвоенных по другим предметам знаний, без которых невозможно проникнуть в сущность биологических явлений, сделать широкие обобщения и подвести учащихся к пониманию научной картины мира. Для того чтобы убедить школьников в материальном единстве природы, надо научить их связывать знания по отдельным дисциплинам в единую систему. Межпредметные связи, отражая объективные взаимосвязи в природе, представляют собой важнейшее условие для формирования знаний об окружающем мире в целом, для диалектико-материалистического понимания протекающих в нем процессов.

Таким образом, введение в школе усовершенствованной программы по биологии направлено на более успешное решение учебно-воспитательных задач. В то же время эффективность решения поставленных в усовершенствованной программе задач достижения высокого уровня знаний, коммунистического воспитания и развития познавательной самостоятельности учащихся в большей степени зависит от методов обучения, от определяемых ими видов учебной деятельности школьников.

Методы обучения как упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования, выполняют в учебном процессе три взаимосвязанных функции — обучающую, развивающую и воспитывающую. В дидактике и теории воспитания разработаны различные системы методов, многие из которых используются учителем в школьной практике для достижения — целей усвоения учащимися знаний, осуществления их умственного развития, формирования коммунистических убеждений и высоких нравственных качеств личности.

Существуют различные классификации методов обучения (по источникам знаний, по дидактическим целям, по характеру познавательной деятельности учащихся и др.), из которых в методике биологии и в школьной практике наибольшее распространение получила система методов по источникам знаний: лекция, рассказ, беседа, наблюдение, эксперимент, практическая работа, демонстрация экранных пособий, работа с учебником. В теории воспитания выделяют методы убеждения (рациональная деятельность), упражнения (практическая деятельность), оценки (эмоциональная сфера). Эти методы используются совместно, они дополняют друг друга и органично включаются в методы обучения.


Многофункциональность методов обязывает учителя биологии использовать их таким образом, чтобы они обеспечивали не только усвоение учащимися знаний, но и научили их приобретать самостоятельно новые знания, чтобы при этом познавательная деятельность развивалась, усложнялись умения и способы деятельности, формировались мировоззрение, идейнополитические взгляды, коммунистическая мораль.

Сложная система биологических знаний, раскрываемых на каждом занятии, единство обучающей, развивающей и воспитывающей функций методов, психологические и возрастные особенности учащихся, материальная база школы и другие факторы обусловливают необходимость использования в учебном процессе всего многообразия методов, опытным путем устанавливать наиболее эффективное их сочетание на уроке, экскурсии, лабораторном занятии, добиваться того, чтобы один метод органично дополнялся другим. С помощью разнообразных методических приемов любой метод должен побуждать учащихся к активной учебной деятельности, способствовать их воспитанию и развитию. Необходимо так организовать учебную деятельность школьников, чтобы обеспечить высокий уровень их познавательной самостоятельности. Способность учащихся ориентироваться в новой ситуации, умение видеть и ставить проблемы, находить способы их решения и решать их характеризуют уровень познавательной самостоятельности школьников.

Решение задачи развития познавательной самостоятельности зависит от содержания учебного материала и характера использования методов обучения, с помощью которых учащиеся ориентируются либо на простое воспроизведение знаний, либо на творческое их приобретение и использование. Любой метод может быть использован для организации деятельности учащихся в репродуктивном плане. Применение методов в объяснительно-иллюстративном плане обусловливает репродуктивный характер познавательной деятельности у учащихся, при которой степень их самостоятельности невелика. В то же время каждый метод может быть использован как в поисковом, так и в исследовательском планах, обусловливающих творческий характер познавательной деятельности школьников, способствующих развитию их познавательной самостоятельности.

С помощью всего разнообразия методов, применяемых с учетом содержания, учебно-воспитательных задач, можно обеспечить различный уровень познавательной самостоятельности учащихся и способствовать их умственному развитию.

Познавательная самостоятельность в наибольшей степени проявляется при выполнении учащимися самостоятельной работы, которая представляет собой вид учебной деятельности школьников с различными источниками знаний, протекающей по заданию учителя с разной степенью самостоятельности и направленной на решение конкретных учебно-воспитательных задач. Степень самостоятельности учащихся определяется характером задания, уровнем затруднения, которое испытывают школьники при его выполнении. Задание может быть сформулировано к учебному материалу, излагаемому на лекции, к рассказу, к наблюдению и опыту, к работе с учебной книгой и с кинофильмом — практически к каждому методу.

Содержание школьных курсов биологии не всегда обеспечивает постепенное нарастание сложности задания, так как последовательность его раскрытия определяется логикой учебного материала. Например, в соответствии с логикой курса ботаники материал о клетке изучается в одной из первых тем, хотя он сложнее последующих вопросов. В курсе общей биологии теория эволюции значительно сложнее раскрываемых в последующих темах этапов эволюции органического мира; молекулярно-цитологические основы жизни сложнее изучаемых в конце курса X класса вопросов экологии и биосферы. Однако задачи развития познавательной самостоятельности требуют постепенного нарастания степени трудности выполнения задания, увеличения доли самостоятельности в усвоении учащимися знаний и овладении умениями. Этому способствует применение всей системы методов обучения биологии, требующей от школьников как репродуктивной, так и продуктивной учебной деятельности при выполнении самостоятельной работы.

В методике биологии и в школьной практике применяются самостоятельные работы, ориентирующие учащихся на воспроизведение знаний, реже применяются задания, требующие поиска новых способов его решения, творческого применения имеющихся знаний, а также приобретения новых знаний из различных источников информации. Преодолевание указанного недостатка — один из путей совершенствования процесса обучения биологии.

Усовершенствованная программа частично ориентирует учителя на выбор методов обучения. Указание в программе на проведение лабораторных работ требует использования в обучении методов практической работы, наблюдения, эксперимента, вводной и заключительной беседы. Немыслимо проведение экскурсии без применения наблюдения, рассказа или беседы. Требование программы — формирование общеучебных умений — ориентирует на использование метода работы с учебной книгой. Отражение в программе перечня учебных фильмов, диафильмов, диапозитивов свидетельствует о необходимости включения в учебный процесс демонстрации экранных пособий. Таким образом, программа ориентирует на использование всего разнообразия методов, на проявление их обучающей, развивающей и воспитывающей функций.

В содержании школьных курсов биологии отражены ведущие биологические теории, закономерности, общебиологические понятия, наиболее полному раскрытию которых способствует применение общедидактических методов: лекции, рассказа, беседы. Доказательная и эмоциональная лекция или рассказ, в процессе которых учитель дает оценку социальных и политических, событий в органической связи с рассмотрением биологических .проблем (забота нашего государства и партии оздо ровье советских людей, о сохранении природной среды, о развитии медицины, сельского хозяйства), способствует идейно-политическому воспитанию учащихся.

В процессе рассказа, лекции учитель привлекает внимание учащихся к наиболее существенным сторонам биологических явлений, обосновывает их материальность, показывает логику научного исследования, выявляет взаимосвязи и причинно-следственные связи, подводит школьников к мировоззренческим выводам о материальном единстве живой природы, б ее развитии и познаваемости. Активизация познавательной деятельности учащихся, усложнение ее достигается путем постановки проблемных вопросов, раскрытия противоречий в науке и путей их разрешения, конкретизации основных положений теории примерами, показа способов использования биологических закономерностей в различных отраслях народного хозяйства, применения наглядности, которая облегчает восприятие изучаемых вопросов, обеспечивает синтез наглядно-образного и словесно-логического мышления.

При изучении биологии в V—VIII классах учитель чаще всего прибегает к рассказу, который учащиеся слушают с большим интересом, если он ведется эмоционально, содержание его имеет краеведческую и практическую направленность, затрагивает важнейшие социально-экономические вопросы.

В‘ старших классах все больше используется лекция, особенно при раскрытии основных положений теории (клеточной, хромосомной, эволюции), вопросов возникновения жизни, основных путей эволюции и др. В методической литературе обоснована целесообразность применения лекции в старших классах при введении школьников в тему, новый курс, при изложении теоретических сведений, с целью обобщения и систематизации знаний. Разработаны требования к лекции: изложение материала должно вестись красочным литературным языком в строгой логической последовательности, способствующей восприятию учащимися учебного материала в определенной системе, установлению связи новых знаний с имеющимися. Использование в лекции дедуктивного подхода позволяет учащимся с -первых шагов вникнуть в суть излагаемой проблемы, познакомиться с теорией или закономерностью и использовать ее в последующем для. объяснения новых фактов и явлений.

В методике биологии установлено, что учебно-воспитательное значение лекции повышается, если строить ее в проблемном плане, применять исторический подход при раскрытии биологических процессов и явлений, знакомить с противоречиями в науке, использовать для выдвижения проблем факты, которые известны учащимся из наблюдений в. природе, из проведенных опытов, из периодической печати, радио, телевидения. Развитию познавательной самостоятельности на лекции спо

собствуют задания учителя, требующие от школьников составления конспекта, записи основных мыслей, ответа на вопросы, выдвижения гипотезы в связи с поставленной проблемой. Применение лекции приучает школьников внимательно слушать, учит правильно излагать мысли, позволяет учителю более рационально использовать учебное время. Учитель дает установку учащимся на то, чтобы они не только усваивали знания, но и делали практические выводы, устанавливали связь теории с практикой, оценивали события в жизни страны с точки зрения вклада их в развитие социалистической экономики, в решение задач охраны природы. Таким путем учитель на лекции ориентирует школьников на различные виды учебной деятельности, подходит к решению задач обучения, воспитания и развития учащихся как к единой задаче.

На последующих уроках темы учитель использует различные методы — наблюдения, практической работы, с помощью которых учащиеся включаются в работу с натуральными объектами, обогащаются фактическими знаниями, необходимыми для конкретизации теории эволюции, раскрытой учителем на вводной лекции. Продумывается система познавательной деятельности учащихся на большой отрезок времени—-на период изучения учебного материала всей темы.

Беседа широко используется в процессе обучения биологии. Этот метод позволяет активизировать весь класс, вопросами побуждать учащихся к творческой познавательной деятельности, привлекать внимание к обсуждению ведущих идей, добиваться проявления школьниками своих взглядов и убеждений, отношения к биологическим, социальным и экономическим проблемам. В процессе беседы необходимо требовать от учащихся научных доказательств для опровержения реакционных, ненаучных взглядов, формулирования мировоззренческих выводов, раскрытия практического характера научных знаний.

Беседа протекает эффективно, если ранее усвоенные учащимися знания являются оперативными действенными, они могут быть актуализированы в нужный момент при изучении нового материала. Поэтому необходимо учащихся готовить к проведению беседы: дать задание на повторение материала по биологии и другим учебным предметам, а в ходе беседы использовать наглядность, следовать четкой логике — последовательно раскрывать содержание, ориентируясь на главные вопросы и опуская детали, подводить учащихся к мировоззренческим выводам, к природоохранительным, и политехническим обобщениям.

Например, при изучении основных путей эволюции в IX классе на уроке учитель использует метод беседы. Чтобы беседа была эффективной, организуется повторение школьниками учебного материала о филогенетических связях между основными группами растений и классами позвоночных животных, предлагается систематизировать эти знания в виде таблицы. К данным таблицы учащиеся обращаются в ходе беседы, когда учитель предлагает определить им основные пути эволюции органического мира. Кроме того, на уроке используются наглядные пособия — таблицы с изображением ароморфозов у растений и животных. Выявление в процессе беседы черт усложнения в строении кровеносной, дыхательной, нервной систем у позвоночных животных, а также черт усложнения в .строении растений от водорослей до покрытосеменных позволяет подвести учащихся к выводу об эволюции по пути ароморфозов—повышения уровня организации крупных таксономических групп под влиянием движущих сил эволюции.

Хорошие результаты дает использование метода беседы на основе сравнения вновь изучаемого биологического объекта с ранее изученным. Так, в X классе изучение агроценозов целесообразно. проводить в сравнительном плане с биогеоценозом, с которым они уже познакомились. Этот вопрос новый в программе, и методика его изучения еще не разработана. Однако нами уже проведено экспериментальное исследование в средней школе № 80 г. Москвы с учителем Т. Б« Державиной. Оно показало эффективность использования метода беседы на основе сравнения агроценоза с биогеоценозом.

Для введения понятия об агроценозе учащимся предлагается вспомнить характеристику биогеоценоза, особенности его структуры, элементарную единицу этой биосистемы, основные функции и свойства. После раскрытия понятия агроценоза как искусственного биогеоценоза, в определении структуры, функций и свойств которого активно участвует человек, проводится сравнение агроценоза и биогеоценоза по основным признакам: структурная единица (в биогеоценозе — естественная популяция, в агроценозе — искусственная популяция или сорт), функции (трансформация, перераспределение и накопление энергии Солнца в виде энергии химических связей, заключенной в органических веществах), структура, (организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители в обеих биосистемах, но в агроценозе преобладают организмы-производители), свойства. Целостность и устойчивость присущи в большой мере биогеоценозу, так как для него характерно большое разнообразие видов, приспособленность их к совместному обитанию и полный круговорот веществ. В агроценозе преобладает один вид — культурные растения, который слабо приспособлен к защите от вредителей, болезней, сорняков, поэтому данная биосистема менее стабильна и целостна, чем биогеоценоз. Эти свойства компенсируются деятельностью человека, который ухаживает за культурными растениями, защищает их от вредителей, болезней, сорняков, снабжает питательными веществами, влагой и добивается высокой продуктивности, накопления большого количества энергии, большой биомассы.

Таким образом, предварительное повторение, работа с наглядными пособиями, направление мыслительной деятельности учащихся с помощью ряда вопросов на усвоение ведущих понятий, раскрываемых в четкой и логической последовательности, использование логических операций, например анализа и сравнения, позволяет обеспечить высокий уровень познавательной самостоятельности учащихся при использовании метода беседы, способствовать их развитию и воспитанию.

Лучшему -пониманию физиологических процессов, обучению школьников умениям проводить анализ биологических явлений, устанавливать причинно-следственные связи, способствует применение метода школьного эксперимента. Постановка и проведение учащимися опыта убеждает их в материальном характере биологических явлений, в приуроченности их к определенным структурам, в познаваемости . процессов жизнедеятельности. Опыт убеждает школьников в достоверности научного познания, способствует развитию причинного мышления.


Учебно-воспитательное значение школьного эксперимента зависит от условий его. использования. Чаще всего опыт используется для иллюстрации раскрываемых учителем знаний. В этом случае познавательная самостоятельность учащихся в усвоении новых знаний,- в установлении сущности наблюдаемых в опыте явлений незначительна. Например, на уроках ботаники учитель рассказывает учащимся о значении зеленого листа в жизни растения, раскрывает содержание опытов, свидетельствующих об образовании в нем органических веществ из углекислого газа и воды за счет энергии Солнца. Затем он демонстрирует опыты для подтверждения рассказанного. Опыт помогает учащимся убедиться в достоверности рассказа учителя, но при этом они не выступают в роли исследователей.

Другое дело, если опыт служит основным источником знания для учащихся и помогает им проникнуть в сущность биологического явления. В этом случае эффективность опыта в усвоении знаний, в овладении интеллектуальными и практическими умениями, в формировании диалектико-материалистических взглядов учащихся повышается. Однако следует помнить; что постановка опыта и наблюдение за изменениями биологического объекта в ходе опыта не всегда обеспечивает проникновение в сущность биологического явления, выявление его причины. Необходимо с помощью задания, инструкций обеспечить оптимальный уровень познавательной самостоятельности учащихся при проведении опыта и направить на понимание сущности изучаемого явления.

Например, лучшему усвоению школьниками знаний о поступлении веществ в клетку при изучении общей биологии в X классе способствует проведение небольшого опыта. Цель опыта — определить полупроницаемость клеточной мембраны. Для установления данного явления школьники получают задание: 1. Приготовить микропрепарат кожицы лука и рассмотреть клетки под микроскопом, обратить внимание на локализацию цитоплазмы относительно клеточной оболочки, 2. Промокательной бумагой удалить воду с микропрепарата и нанести на него каплю концентрированного раствора поваренной соли, накрыть препарат покровным стеклом и наблюдать за изменением цитоплазмы на границе с оболочкой, описать происходящее явление. 3. Промокательной бумагой удалить с микропрепарата раствор соли, капнуть на него несколько капель воды, отсосать воду промокательной бумагой и снова нанести каплю воды, накрыть покровным стеклом и снова наблюдать препарат, особенно состояние цитоплазмы, описать наблюдаемое явление. 4. Сделать вывод: о чем свидетельствует изменение состояния цитоплазмы клеток, помещенных в воду, в раствор поваренной соли, снова в воду? Как воздействовала на клетку поваренная соль, вода?

Три пункта задания учащиеся могут выполнять с большой степенью самостоятельности. Они могут обнаружить отставание цитоплазмы от оболочки в клетках, помещенных в раствор поваренной соли, и в заключительной беседе описать это явление. Учитель вводит его название — плазмолиз. Школьники также дают описание изменений в клетке, помещенной после поваренной соли опять в воду — цитоплазма примыкает к оболочке. Учитель вводит название данного явления — деплазмолиз.

Учащиеся не могут самостоятельно проникнуть в сущность данного явления, поэтому четвертый пункт задания они выполняют вместе с учителем. Он предлагает установить, почему в растворе поваренной соли цитоплазма отстает от оболочки, а в водной среде возвращается в исходное положение. Учащиеся говорят о том, что цитоплазма отстает от оболочки в связи с сокращением ее объема. Это возможно только в том случае, если какие-то вещества выходят из цитоплазмы. Учитель сообщает, что таким веществом является вода, которую оттягивает концентрированный раствор поваренной соли. В водной среде в цитоплазму клетки снова возвращается вода. Отсюда учащимся легко сделать вывод, что явления плазмолиза и деплазмолиза свидетельствуют о полупроницаемости клеточной мембраны, которая оказывается проницаемой для воды и непроницаемой для поваренной соли.

Этот опыт учащиеся проводят в значительной степени самостоятельно, учитель лишь помогает им проникнуть в сущность биологических явлений и сделать выводы. Таким образом, проведение учащимися опытов в поисковом плане способствует развитию их познавательной самостоятельности, пониманию материалистической сущности биологических явлений убеждению в их познаваемости, формированию умения ставить эксперимент.

В опытах по другим проблемам (фотосинтезу, ферментативному характеру биологических процессов, протекающих в клетке, и др.) учащиеся устанавливают связь теории с практикой, оценивают достижения биологической науки и их использование в различных отраслях народного хозяйства, привлекаются к обсуждению вопросов экономики. Методически правильное использование эксперимента позволяет успешно решать задачи обучения, воспитания и развития учащихся в их единстве.

Большую роль в решении учебно-воспитательных задач играет метод наблюдения. Его применение способствует успешному усвоению анатомо-морфологических, экологических, эволюционных понятий, знаний по систематике, а также формированию практических и интеллектуальных умений, экологическому и эстетическому воспитанию, формированию научного мировоззрения.

Для того чтобы применение метода наблюдения способствовало усвоению школьниками биологических знаний, необходимо правильно его использовать, соблюдать определенные методические условия, требования. Главное — четко определить цель наблюдения, правильно выбрать объект наблюдения и организовать изучение его различных сторон: провести анализ, синтез, выявить связи. Важно, чтобы ученик знал, что надо наблюдать, а не наблюдал все, отличал существенное от несущественного, освобождал объект от всего того, что не отвечает целям наблюдения. Необходимо предупреждать школьников от возможных ошибок, чтобы они не выносили из наблюдения того, чего не было в действительности и не делали неправильных умозаключений.

Чтобы наблюдение эффективно выполняло обучающую, развивающую и воспитывающую функции, необходимо строго соблюдать следующие этапы: поставить цель наблюдения, раскрыть конкретные задачи, сформулированные в виде задания, вопросов, разъяснить действия, показать способы наблюдения и фиксирования результатов, обсудить их и оценить работу. Следовательно, метод наблюдения требует сложной практической и умственной деятельности учащихся, в результате которой они могут получать новые знания. С помощью метода наблюдения можно придать познавательной деятельности учащихся поисковый, творческий или репродуктивный характер.

Большое место занимают наблюдения на экскурсии в природу. Экскурсия в природу, предваряющая изучение вопросов эволюции на уроке, проводится в поисковом плане, с большой степенью самостоятельности учащихся. Так, на экскурсии в лес по теме «Борьба за существование и естественный отбор» ставится задача большой важности — накопить фактические знания о разных формах борьбы за существование и результатах действия естественного отбора, чтобы в дальнейшем на уроках подвести школьников к выводу о ведущей роли этих факторов в эволюции органического мира.

Развитию познавательной самостоятельности учащихся на такой экскурсии способствует использование следующего задания:

  1. Найдите на участке леса два или больше растений одного вида, произрастающих в разных местах, опишите условия их обитания, сравните высоту, общие размеры, стадию развития и выясните причины их различия.
  2. Сравните несколько растений одного вида, произрастающих недалеко друг от друга, отметьте различия в размерах, стадиях развития, сделайте вывод о состоянии растений — угнетении одних и процветании других, определите причины данного явления.
  3. Сравните два-четыре растения разных видов, произрастающих совместно, выясните, какой вид из этих растений господствует на данном участке, определите причины господства одного вида над другим.
  4. Найдите растения одного вида, обитающего в благоприятных и неблагоприятных условиях (сосна или береза на опушке, поляне и в чаще леса), сравните их, составьте характеристику и объясните причины различий между ними.
  5. Объясните, какое значение имеет воздействие неблагоприятных условий, взаимоотношения между особями одного и разных видов, обитающих на общей территории, на изменение численности и генного состава популяции?
  6. Определите влияние хозяйственной и других видов деятельности человека на лес (его видовое разнообразие, численность популяций, на абиотические факторы и др.).

Метод наблюдения используется в сочетании с заключительной беседой, в ходе которой при описании учащимися наблюдаемых факторов учитель вводит определение трех форм борьбы за существование, а затем выясняет роль каждой формы в изменении численности и состава популяций.

Метод практической работы- применяется в основном в V— VIII классах. В соответствии с этим методом учащиеся не только наблюдают объект, но и производят с ним практические действия: расчленяют цветок, части насекомого, куриное яйцо. Это способствует развитию наглядно-образного мышления школьников, лучшему усвоению знаний анатомо-морфологических особенностей растительного и животного организмов. Применение метода практической работы способствует также овладению учащимися такими мыслительными операциями, как анализ, синтез.

Таким образом, применение методов наблюдения, эксперимента, практической работы позволяет не только накопить фактические знания, но и в сочетании с беседой обобщить их, сделать мировоззренческие выводы, раскрыть природоохранительное, политехническое или идейно-политическое значение наблюдаемого явления (в случае наблюдения объектов производства— успехов селекции, растениеводства, животноводства И др.).

Применение разнообразных экранных пособий по биологии также обеспечивает решение задач обучения, воспитания и развития учащихся, когда организуется самостоятельная работа с фильмом, диафильмом, диапозитивами, создаются условия для более эффективного усвоения школьниками знаний методов науки, успехов сельскохозяйственного и других отраслей производства в нашей стране, политиков нашего государства в деле охраны природы, развития здравоохранения. Подведение результатов работы учащихся с экранными пособиями дает возможность обсудить с ними идейно-политические проблемы, раскрыть роль КПСС и Советского правительства в решении экологических проблем, в дальнейшем развитии сельского хозяйства и других отраслей производства, в которых используются биологические системы, теоретически обосновать наблюдаемые явления живой природы.

С помощью экранных пособий представляется возможность усилить наглядность на уроке, расширить стены класса и ввести учащихся в научную лабораторию, на производство, в природу. Экранные пособия имеют сюжетную линию, целостное содержание. Для того, чтобы учащиеся активно работали с фильмом, необходимо использовать задание. Быстрая смена кадров в кинофильме не способствует усвоению его основного содержания, поэтому целесообразно использовать фильм наряду с рассказом учителя, работой с книгой. Необходимо также делить фильм на логически завершенные части и раздельно их демонстрировать. Учащиеся получают задания, просматривают фрагмент фильма и отвечают на вопросы.

Практика показывает, что учащиеся лучше усваивают содержание фильма, если задание содержит много вопросов, с помощью которых внимание привлекается к интересным фактам, к выявлению сущности. Однако не следует требовать ог каждого учащегося ответов на все вопросы, так как в этом случае они пытаются записывать подробно дикторский текст и не успевают следить за изображением. Установлено, что учебная деятельность протекает эффективно, если в процессе работы с фильмом каждый учащийся должен подготовить ответ на один-два вопроса, но познакомиться со всем заданием. Класс делится на группы, и все вопросы распределяются по группам. В заключительной беседе каждая группа учащихся подробно отвечает на свои вопросы, благодаря чему весь фильм воспроизводится в памяти учащихся, при этом внимание их заостряется на существенных моментах.


Большую роль в усвоении учащимися биологических знаний, в обучении умению самостоятельно пополнять их, в овладении интеллектуальными умениями, в воспитании учащихся имеет работа с учебной книгой. Усовершенствованная программа в требованиях к умениям определила круг обобщенных умений. Учащиеся должны уметь ориентироваться в учебнике, пользоваться указателем терминов, излагать основное содержание параграфа, находить в тексте ответы на вопросы, самостоятельно изучать отдельные вопросы по учебнику.

Общеучебные умения могут быть усвоены учащимися только в том случае, если их этому обучать, систематически применять метод работы с книгой на уроках. Овладение данным методом позволит нормализовать учебную нагрузку школьников на уроках и дома, облегчит им работу с научно-популярной литературой для получения информации о современных достижениях науки, об их использовании в практике, о решениях партии и правительства по вопросам развития биологической науки и народного хозяйства, о выполнении этих решений в жизни и др.

Основной объем учебной информации и содержится в тексте учебной книги. Поэтому важно научить школьников продуктивно работать с текстом. Эффективность этой работы зависит от характера задания, от умения учителя выбрать текст для самостоятельного изучения учащимися. В свою очередь задание зависит от содержания учебного материала и характера его изложения. Содержание одного параграфа может быть простым, другого — сложным, изложение учебного материала может быть описательным, объяснительным или смешанным. Описательное изложение текста обусловливает необходимость разработки задания на определение последовательности раскрываемых событий, на выявление основных положений, установление иерархической соподчиненности в описании фактов и явлений, логики освещения того или иного явления.

Объяснительный характер изложения требует задания на раскрытие сущности биологических явлений, на установление причинно-следственных связей, взаимосвязей, на теоретическое обоснование фактов, практическое использование биологических закономерностей. В тексте смешанного характера описание чередуется с объяснением, раскрытием сущности биологических явлений, их причин. Задания к такому тексту носят комплексный характер, они требуют как раскрытия последовательности событий, так и выявления их сущности.

В учебниках биологии V—VII классов преобладает текст описательного характера, в них излагаются сведения о строении и функциях клетки, тканей, органов, систем органов. В го же время в этих учебниках устанавливаются взаимосвязи строения и функции, обосновывается целостность растительного организма, раскрывается сущность процессов жизнедеятельности. В учебниках VIII—X классов, особенно IX—X классов, преобладает текст смешанного содержания. Например, после описания биологических явлений (наследственность, изменчивость, естественный отбор, митоз, этапы эмбриогенеза, передача признаков по наследству и др.) раскрывается их биологическая сущность (материальные основы наследственности и изменчивости, результаты действия отбора, биологическая сущность митоза, факторы эмбриогенеза, цитологические основы закономерностей наследования), отражаются пути использования биологических закономерностей в практике народного хозяйства.

В практике преподавания наиболее часто используются задания общего характера. Учащимся рекомендуется прочитать текст и составить план или выделить главные мысли, ответить на вопросы к параграфу. Такого рода задания должны иметь место, но они ориентируют учащихся в основном на репродуктивную познавательную деятельность. Более эффективны задания другого типа, которые направляют познавательную деятельность учащихся на усвоение определенного круга вопросов, на развитие их мышления. В соответствии с этими заданиями учащимся предлагаются вопросы на объяснение, доказательство, выявление причин, нахождение следствий, формулирование выводов. Учащиеся находят в тексте ответы на эти вопросы. Поисковый характер имеет учебная деятельность учащихся, если им предлагается сформулировать к тексту вопросы, сравнить описание нового биологического объекта с ранее изученным, раскрыть содержание определения с позиции своего понимания.

Известно, что однообразная работа утомляет учащихся, снижает интерес к учению, поэтому необходимо разнообразить задания и формы работы с учебником. Наряду с заданием на нахождение ответа на вопросы, на выделение главных мыслей, составление плана, целесообразно требовать от учащихся раскрытия определений, составления таблиц, схем с целью систематизации изложенных в тексте сведений. Школьные курсы биологии изобилуют описанием фактов, особенностей строения, жизнедеятельности организма, этапов эволюции. Изучение подобного текста требует от учащихся запоминания множества фактов, деталей. Составление учащимися схем, таблиц помогает им привести разрозненные факты в систему. Например, при изучении темы «Развитие органического мира» в IX классе учащимся предлагается прочитать текст параграфа об эволюции растительного или животного мира в ту или иную эру и составить таблицу с отражением в ней сведений об основных ароморфозах и идиоадаптациях в мире растений и животных. Уровень познавательной самостоятельности определяется не только умением отобрать сведения для таблицы, но и определить ее форму. В тех случаях когда учащиеся не могут разработать форму таблицы, учитель дает им готовую форму.

Особенно полезно использовать задания на составление таблиц, в которых отражаются сравнительные данные о строении органов, химического состава, процессов. Например, учащимся предлагается прочитать текст о мейозе и составить таблицу, в которой отразить сведения об этапах мейоза в сравнении с этапами митоза.

Очень важно в последующей работе систематически отсылать учащихся к составленным ими таблицам, чтобы они работали с ними как со справочным материалом и постепенно запоминали необходимые сведения.

Большое место в работе с учебником должно занимать использование рисунков, схем, таблиц, в которых сосредоточен определенный объем учебной информации, облегчающий восприятие содержания, конкретизирующий его. Рисунки в учебниках биологии весьма разнообразны. Они отображают строение объектов, процессы, этапы развития, среду обитания организмов.

Наиболее простой характер имеет познавательная деятельность учащихся в работе с рисунками, на которых показано строение объекта. Учащиеся рассматривают рисунок и дают описание органов, систем органов, организма, отрабатывают умения проводить анализ и синтез. Деятельность учащихся усложняется, если им предлагается по строению органа определить функцию и установить связь между ними. Например, учащимся предлагается рассмотреть схему строения митохондрии и установить связь между строением и функциями этого органоида.

Мыслительная деятельность школьников усложняется еще больше, если от них требуется рассмотреть несколько изображений, сравнить их и вывести закономерность. Особенно много подобных рисунков в учебнике общей биологии.

Мы рассмотрели целый ряд методов обучения биологии, умелое применение которых помогает выполнять три взаимосвязанных функции — обучения, воспитания и развития учащихся. Важно использовать весь комплекс методов, а не увлекаться каким-либо одним, в процессе обучения устанавливать наиболее эффективное их сочетание, усиливать воспитательную и развивающую направленность обучения. Необходимо обогащать преподавание разнообразными методическими приемами, направленными на выработку у учащихся умения использовать теоретические знания для обоснования фактов и явлений живой природы, оценки различных событий в жизни страны, выражения своих взглядов на различные проблемы, связанные с биологией, формированием элементов диалектико-материалистического мировоззрения.

admin:
Related Post