Диагностика детской ревности


Как показывают исследования, старшие дети значительно чаще испытывают неприятные переживания, связанные с чувством ревности. Конечно, маленький ребенок трех — пяти лет не сможет четко и осознанно сформулировать в словах свои ощущения, он не скажет: «Я ревную маму к младшему брату». Тем не менее, способы узнать, насколько комфортно ощущает себя старший ребенок, есть. На помощь здесь приходит сказка.

alt

Сказка про колобочков

Жила-была семья колобков. Мама-колобок, папа-колобок два колобочка: колобочек-дочка и колобочек-сынок. (Пол героя определяется в зависимости от пола ребенка и его сиблинга.)

Колобочки очень любили сказки, но сами читать еще не умели. Они всегда просили маму им почитать.

Однажды вечером они, как всегда, захотели послушать сказку, но было уже поздно, и колобочкам скоро нужно было ложиться спать. Поэтому мама сказала, что прочтет только одну сказку. Колобочки согласились. Но старший колобочек хотел, чтобы мама почитала про Курочку Рябу, а младшийпро Теремок.

(Здесь нужно вовлечь ребенка в сказку, задав ему вопросы: «Как ты думаешь, чем закончился этот спор? Какую сказку слушали перед сном колобочки? Почему именно эту сказку?». Эти вопросы помогут понять отношение ребенка к семейной ситуации. При необходимости скажу можно продолжить.)

У колобочков были друзья ежата. Они жили в соседнем лесу. Их родители много работали, а ежата оставались вдвоем и играли. Однажды они играли, и младший забралу старшего его любимую игрушку и не захотел отдавать назад.

(Как ты думаешь, что было дальше? Что сказал старший ежонок? Что сделал младший ежонок?)

А еще в лесу жили зайчатки. Каждое утро они просыпались и смотрели мультфильмы. Однажды утром они проснулись и побежали смотреть мультфильмы. Но оказалось, что по телевизору показывают сразу два мультфильма по разным каналам. Старший зайчонок хотел смотреть про Русалочку, а младший про Красную Шапочку.

(Как ты думаешь, какой мультфильм стали смотреть зайчата? Почему? Что сказал старший зайчонок? Что ответил младший?)

Такая нехитрая интерактивная сказка может очень быстро и наглядно продемонстрировать отношения старшего ребенка к младшему. Предпринять подобное исследование легко можно в домашних условиях. Однако если исследование проводит не специалист, а мама, важно помнить, что старший ребенок говорит как будто не о себе, сказочная реальность его защищает, и маме нужно держать себя в руках не делать привязки к реальным событиям и использовать это исследование в качестве способа возмездия («Так вот ты, оказывается, как к брату относишься!») или воспитан» братской любви («Нельзя так говорить, младшего брата надо любить!»).

Как помочь маленькому ревнивцу? Если появление второго ребенка только планируется, то у родителей есть прекрасная возможность подготовиться к этому событии самим и подготовить к нему старшего ребенка с тем, чтобы свести проявления детской ревности к минимуму.

Как можно подготовить старшего ребенка к этому непростому событию? Способов предотвращения острых проявлений чувства ревности существует множестве Ниже приведены основные из них. Для начала ребенка нм обходимо подготовить к тем изменениям, которые его ждут с рождением малыша. Органично это можно сделать при помощи сказки.

alt

У Зайки скоро будет братишка

Однажды папа и мама купили вкусный морковный торт и позвали Зайку пить чай. Зайка сложил на место игрушки и прибежал на кухню. Мама отрезала Зайке большой кусок торта и положила сверху любимую Зайкину морковку.

—    Зайка,начал -серьезный разговор папа,скоро у тебя появится братишка-зайчишка…

—    Ура!подпрыгнул Зайка со стульчика.Мы будем с ним бегать и играть! Вот здорово!

—    Зайка-зайка, подожди…ласково взяла мама Зайку за лапку.Сначала братишка-зайчишка будет совсем малыш и играть сразу не сможет.

—    Он этого просто не умеет,добавил папа.

—    Как не умеет ?удивился Зайка.А что он умеет?

—    Он умеет спать и плакать, писать и какать…

—    Ой!Зайка от удивления даже прикрыл лапкой рот.А что же мы с ним будем делать?

—    Мы будем его любить, а играть он обязательно научится со временем.

—    А как его любить, если он даже играть не умеет?

—    Вот смотри!мама взяла в лапки свечу и зажгла ее.Жил-был папа, он веселый и яркий огонек.

—    И жила-была мама,продолжил папа, зажигая другую свечу,она светлая и теплая…

—    Они встретились,мама придвинула свою свечу к папиной,и полюбили друг друга. Вокруг стало светлее и теплее. Потому нас появился Зайка.

Папа зажег еще одну свечу и поставил ее рядом с горящими.

—    Стало еще светлее и теплее, потому что когда трое любят друг друга, любви становится больше,мама ласково обняла Зайку одной лапкой, другой прикоснулась к папе.А когда родится братишка, любви и света станет еще больше.

Папа зажег еще свечу. Зайка взобрался к маме на коленки. Так уютно сидеть, обнявшись с папой и мамой, смотреть, сколько света и тепла дают четыре горящие свечи…

У старшего ребенка могут быть в связи с ожиданиями младшего как радужные надежды, так и опасения. В предварительных беседах лучше коснуться и того, и другого. Нела ребенок будет считать, что сможет играть с новорожденный в догонялки, то будет очень разочарован реальным положением вещей. Если появление младшего будет связано в основном с тревогами и опасениями, то ребенок будет выискивать в происходящем подтверждение своим переживаниям, да и улучшать отношение к младшему это также не будет. Следующее стихотворение довольно точно отражает детские переживания накануне появления малыша в доме: я готов помогать вам и радоваться, только и меня любите тоже.

Братик (Ю. Е. Сафронова)

У меня родился брат,

Мы его назвали Колей.

Не уверен, что я рад,

Ведь теперь нас будет двое.

Мама с папой говорили,

Что любви у них с лихвой,

Что меня не разлюбили Лишь за то, что я большой.

Коля маленький и плачет,

Мама часто с ним сидит.

«С ним сейчас нельзя иначе, —

Мне мой папа говорит. —

Коля вырастет, и скоро Вместе будете играть,

А пока должны мы хором Нашей маме помогать».

Ладно, не переживайте,

Я на вашей стороне,

Только вы не забывайте Из-за Коли обо мне!

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт