Приложение. Практикум рассказчика


Этот раздел факультативный, в нем собраны приемы и упражнения в помощь тем взрослым, которые хотят повысить свое мастерство рассказчика.

Фонетическая сторона речи. Мы часто более склонны обдумывать, что говорим, нежели задумываться над тем, как мы это делаем. А между тем то, как именно звучит наша peчь может быть более важно для маленького слушателя. Например, звучание голоса имеет определяющее значение для «сонных» сказок, от того, насколько удастся передать мягкое спокойствие и умиротворение голосом, во многом зависит успех сказки.

В риторике существует понятие «фокус языка». «Фокус» означает, что органы артикуляционного аппарата настроены оптимальным образом. Голос при такой «настройке» звучит максимально полно, открыто, красиво и, как следствие, приятно для слуха собеседника. «Точка настройки» для русского языка находится в области верхнего неба, там, где образуется звук «й». Для того чтобы настроить оптимальным образом звучание своей речи, необходимо 5-6 раз, отчетливо проговаривая все звуки, произнести фразу «Эй, ты!».

Чтобы удостовериться, что настройка прошла успешно, и что можно в самом деле каким-либо образом отстроить звучание своей речи, можно провести такой эксперимент. Придумайте простую фразу из 4—5 слов, произнесите ее вслух, затем произведите «настройку» (произнесите «Эй, ты!» 5-6 раз). Теперь снова произнесите задуманную фразу и сравните ее звучание. Результат будет более достоверным, если эксперимент проводить не в одиночестве, а вместе с заинтересованным слушателем.

Также улучшить звучание собственной речи поможет специальная гимнастика

Артикуляционная гимнастика Каждое упражнение выполнять не менее 10 раз:

  • Поднять брови вверх.
  • Сдвинуть брови.
  • Надуть щеки.
  • Надувать щеки по очереди.
  • Втянуть щеки.
  • Толкать языком щеки.
  • Проводить языком по кругу за губами.
  • Пощелкать языком.
  • Покусать кончик языка.
  • Натягивать губы на зубы.
  • Вытянуть губы в трубочку, а затем растянуть в улыбку, показывая зубы.
  • Вытянуть губы в трубочку, а затем растянуть в улыбку, не показывая зубов.
  • Рот широко открыть и закрыть.
  • Рот широко открыть, наполовину закрыть и закрыть. Если вы впервые собираетесь не читать, а рассказывать

ребенку сказку, то у артикуляционной гимнастики, выполняемой непосредственно перед общением с ребенком, есть еще один несомненный плюс. Она позволит снять волнение, зачастую предшествующее действию, совершаемому впервые.

Существуют также упражнения, которые помогут сделать звучание речи более плавным и послушным рассказчику.

Упражнение 1

Произнесение звукоподражательных звуков:

  • с — звук, который призывает к молчанию, тихому поведению;
  • ш — сдувается шар, шипит змея;
  • з — зудит муха;
  • ц — цикада трещит;
  • ж — жук жужжит;
  • р — рычание тигра, рокот мотоцикла.

Упражнение 2

Пропевание согласных в сочетании с гласным звуком с активным дыханием;

  • би — бэ — ба — бо — бу — би, э, а, о, у;
  • ди — дэ — да — до — ду — ди, э, а, о, у;
  • ки — кэ — ка — ко — ку — ки, э, а, о, у;
  • си — сэ — са — со — су — си, э, а, о, у.

Упражнение 3

Фонетический стих:

Да-до, дэ-до, ду-ди.

Да-до, дэ-до, ду-ди.

Ду-ди, да!

Да-до, дэ-до, ду-ди.

Упражнение 4

Ощущение диафрагмы при произнесении согласных в сочетании с гласными звуками:

  • лри — рли, мли — лми, кти — тки, три — рти;
  • нми — мни, взи — зви, сни — ней, жди — джи;
  • спи — пси, цфи — фци, тви — вти, ски — кси;
  • чги — гчи, шти — тши, хри — рхи, щни — нщи.

Упражнение 5

Четкое произнесение окончаний на согласный звук: ждиг, дриз, птиж, здир, вмил, лчин, взим, трит, блиб, ксих.

Упражнение 6 Сочетание нескольких согласных с гласным звуком:

  • гбди — бгди — дгби — дбги — гдби — бдги;
  • кпти — пкти — птки — ктпи — тпки — ткпи;
  • вздри — звдри — рзвди — врзди — дрвзи — дврзи;
  • ждли — джли — жлди — длжи — лжди — лджи;
  • нмхи — мнхи — нхми — мхни — хмни — хнми;
  • ктви — ткви — вкти — твки — квти — втки;
  • стни — снти — тени — тнси — нтси — нети.

Упражнение 7

Распевки-скороговорки:

1

Вез корабль карамель,

Наскочил корабль на мель,

И матросы три недели

Карамель на мели ели.

2

На дворе трава.

На траве дрова.

Не руби дрова

На траве двора.

3

Ди-ги, ди-ги дай

Ди-ги, ди-ги дай

Ди-ги, ди-ги

Ди-ги, ди-ги

Ди-ги, ди-ги дай.

4

Петя шел, шел, шел

И горошину нашел,

А горошина упала,

Покатилась и пропала.

Ох-ох-ох-ох,

Где-то вырастет горох.

5

Думал-думал, думал-думал,

Думал-думал, думал-думал.

В это время ветер дунул,

И забыл, о чем я думал.

Иван Топорышкин пошел на охоту.

С ним пудель пошел, перепрыгнув забор.

Иван, как бревно, провалился в болото,

А пудель в реке утонул, как топор.

Иван Топорышкин пошел на охоту.

С ним пудель вприпрыжку пошел, как топор.

Иван провалился бревном на болото,

А пудель в реке перепрыгнул забор.

Иван Топорышкин пошел на охоту.

С ним пудель в реке провалился в забор.

Иван, как бревно, перепрыгнул болото,

А пудель вприпрыжку попал на топор.

Упражнения на интонационный рисунок речи

Маляр

Вы веселый маляр. Кисть руки — это кисть маляра. Надо выкрасить воображаемый карниз, который стоит перед вами вертикально. Движения руки сопровождаются словами:

«Краской крашу я карниз:

Вверх и вниз, и вверх, и вниз».

Сначала производите короткие мазки только кистью руки, одновременно с этим произносите слова «вверх и вниз, и вверх, и вниз».

Постепенно движения становятся увереннее, шире (от локтя); голос поднимается все выше вместе с движением руки, а затем опускается все ниже.

Затем рука работает от плеча. Широкий мазок вверх и вниз. Голос поднимается все выше и опускается все ниже. В последний раз низким голосом, «упавшим на дно», вы говорите: «Вот и выкрашен карниз».

В целях контроля за правильностью выполнения упражнения следите за своими вибрационными ощущениями с помощью ладони руки: при низком голосе вы почувствуете легкое дрожание в области груди, при высоком — чаще всего в области носа. Следите за синхронностью движений руки и речи. Постепенно нарастающая амплитуда движений руки будет сказываться на размахе высотного диапазона вашего голоса. Легко поднимайте и опускайте звук. Не делайте никаких мышечных зажимов.

Это упражнение поможет вам услышать высокие и низкие тона звучания вашего голоса, определить индивидуальные возможности в расширении высотного диапазона, позволить «играть» голосом, рассказывая сказку.

Поход

Это упражнение учит овладению перспективой распределения высоты голоса. Выполняя его, очень важно рассчитать свой диапазон. Не следует быстро повышать голос. Необходимо, чтобы голоса хватило на все строки, поэтому высотные интервалы должны быть небольшие.

Задание: читая каждую строчку стихотворения, представьте себе, что вы «шагаете» голосом прямо к солнцу. Передайте голосом движение вверх.

По тропинке узкой горной

Вместе с песенкой задорной

Мы с тобой идем в поход.

За горой нас солнце ждет.

Наш подъем все выше, круче,

Вот шагаем мы по тучам,

За последним перевалом

Нам навстречу солнце встало.

Аквалангист

Прочитайте стихотворение медленно, плавно, постепенно понижая высоту голоса, но не меняя громкости. Очень важно, чтобы активно работал артикуляционный аппарат: нижняя челюсть опускается свободно по всей длине. Читайте легко и свободно, избегайте напряжения в области рук, плеч, шеи. Пониженные высоты голоса контролируйте рукой: в области грудной клетки должна ощущаться вибрация.

Чтение в соответствии с индивидуальной высотой вашего голоса:

Чтоб овладеть грудным регистром,

Я становлюсь «аквалангистом».

Постепенное понижение голоса:

Все ниже опускаюсь! Ниже!

А дно морское ближе! Ближе!

И вот уж в царстве я подводном.

Хоть «погрузился» глубоко,

Грудной голос

Но голосом грудным, свободным

Распоряжаюсь я легко.

Чтение в соответствии с индивидуальной высотой вашего голоса.

Чтоб овладеть грудным регистром,

Полезно стать «аквалангистом».

Неизвестный язык

Попробуйте произнести «О — Э — Але — Пеле, Ома -Сама — Сама — Раса, Ома — Рики — Ти — Катонга, Э — Але -Люэ — Бунюэль!» — с различными интонациями: приветственной (как будто произносите «Здравствуйте, гости дорогие!»), устрашающей, грозной, грустной, ласковой, загадочной и др.

Смысловая сторона речи. Для того чтобы рассказывать своему ребенку сказки из этого сборника, совсем не обязательно обладать хорошей памятью, как это может показаться сначала. Эти сказки совсем не обязательно рассказывать дословно. Даже лучше, если взрослый рассказывает своими словами, уловив основную мысль.

Для развития этого навыка необходимо взять зачин известной сказки и попробовать продолжить его. Возможно, получится новая сказка, и это замечательно! Если не удастся создать новую сказку, будет возможность потренироваться в пересказе, что тоже полезно.

Зачины для создания собственных сказок:

1.    Жили-были мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.

—    Доченька, — говорила мать, — мы пойдем на работу, а ты береги братца! Не ходи со двора, будь умницей — мы купим тебе платочек.

Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали, посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.

Вернулась девочка, глядь — братца нет! Ахнула, кинулась туда-сюда — нет! Она его кликала, слезами заливалась, причитала, что худо будет от отца с матерью, но братец не откликнулся.

2.    Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работает. Пришел к нему Медведь:

—    Мужик, я тебя сломаю.

—    Не ломай меня, Медведюшка, лучше давай вместе репу сеять. Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки.

—    Быть так, — сказал Медведь. — А коли обманешь, так в лес ко мне хоть не езди.

Сказал и ушел в дуброву.

3.    Жил да был крестьянин. Умерла у него жена, осталось три дочки. Хотел старик нанять работницу, чтобы в хозяйстве помогала. Но меньшая дочь, Марьюшка, сказала:

—    Не надо, батюшка, нанимать работницу, сама я буду хозяйство вести.

Ладно. Стала дочка Марьюшка хозяйство вести. Все-то она умеет, все-то у нее ладится. Любил отец Марьюшку, рад был, что такая умная да работящая дочка растет. Из себя то Марьюшка красавица писаная. А сестры ее завидущий да жаднющие, из себя-то они некрасивые, а модницы-перемодницы, весь день сидят белятся, да румянятся, да в обновки наряжаются. Платья им — не платья, сапожки — на сапожки, платок — не платок.

4.    Жили-были муж с женой, и была у них дочка. Заболела жена и умерла. Погоревал-погоревал мужик да и женился на другой. Невзлюбила злая баба девочку, била ее, ругал» только и думала, как бы совсем извести, погубить. Вот раз уехал отец куда-то, а мачеха и говорит девочке:

—    Пойди к моей сестре, твоей тетке, попроси у нее иголку да нитку — тебе рубашку сшить.

А тетка эта была Баба-Яга Костяная Нога. Не посмела девочка отказаться, пошла, но прежде зашла к своей родной тетке.

—    Здравствуй, тетушка!

—    Здравствуй, родимая! Зачем пришла?

—    Послала меня мачеха к своей сестре попросить иголку и нитку. Хочет мне рубашку сшить.

5.    Жил да был удачливый в делах, сильный, смелый, добрый король со своей прекрасной женой королевой. Его подданные обожали его. Его соседи и соперники преклонялись перед ним. Его жена была очаровательна и нежна, а их любовь была глубока и искренна. У них была единственная дочь, красота которой равнялась добродетели. Король) с королевой любили ее больше жизни. Роскошь и изобилие царили во дворце повсюду, советники короля были мудры, слуги — трудолюбивы и верны, конюшни были полны самыми породистыми лошадьми, подвалы — неисчислимыми запасами еды и питья. Но самое удивительное заключалось в том, что на самом видном месте, в конюшне, стоял обыкновенный серый длинноухий осел, которого обслуживали тысячи расторопных слуг. Это была не просто причуда короля. Дело в том, что вместо нечистот, которыми должна была быть усеяна ослиная подстилка, каждое утро она была усыпана золотыми монетами, которые слуги ежедневно собирали. Так прекрасно шла жизнь в этом счастливом королевстве.

Сочинение сказок с заданным зачином поможет развить чувство языка, слог, фантазию — качества, необходимые сказочнику. А также более уверенно оперировать сюжетом, уметь плавно переходить от одной темы к другой, иными словами, ощущать себя свободно в сказочном пространстве.

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт