Диагностика детской ревности


Рекомендации, которые помогут родителям сохранить мир в семье после рождения второго ребенка:

1. Важно сохранить некоторые устоявшиеся традиции, значимые для старшего ребенка: семейные прогулки на выходных, вечерняя сказка, купание. Это создаст у ребенка ощущение стабильности, которое очень важно для его эмоционального состояния.

2. Пригласите вашего первенца примкнуть к взрослым в воспитании и уходе за младенцем, предложите ему быть маминым помощником и учителем для малыша. Роль старшего, маминого помощника очень привлекательна для ребенка. Это означает приобретение нового интересного статуса и огромный шаг к взрослости. Стать быстрее взрослым мечтают многие дети, однако важно сохранить это стремление ребенка, не обременяя его чрезмерно обязанностями по уходу за малышом. Если ребенок не хочет вам помогать, не заставляйте его. Не требуйте от него играть большую роль, чем он хочет. Он может подходить к малышу время от времени, но если вы будете настаивать, чтобы он помогал, вы можете только оттолкнуть его.

Объясните первенцу, что он может оказать вам и малышу неоценимую услугу: разговаривая с маленьким, научит его говорить, а играя с ним, научит играть. Это позволит нашему старшему ребенку почувствовать себя важным и значимым для семьи в целом.

Советуйтесь с ним по поводу ухода за малышом. Фразы типа «Ну что, сначала пойдем гулять или покормим малыша, а то он будет плакать?», «Как же нам научить малышку держать бутылочку? Может, ты подержишь, а она поучится у тебя?» помогут ребенку почувствовать себя полноправным членом семьи и прийти к новому пониманию своего положения в семье.

Привлекайте ребенка к уходу за новорожденным. Когда вы купаете младенца, он может подержать полотенце или помочь намылить ножки ребенка. Когда вы выходите на

прогулку, дайте ему толкать коляску (с вашей помощью, конечно). Если ребенок просит дать ему подержать младенце но вы думаете, что он недостаточно силен для этого, усадите его в кресло с подлокотниками с обеих сторон и положите младенца ему на колени.

У маленьких детей часто развиты естественные способности к развлечению — они могут петь, танцевать или просто корчить рожи. Младенец станет ему благодарной аудиторией. Ваш ребенок не только насладится внимание ем, он также будет очень горд, если заставит младенца улыбаться. Отметьте, насколько малыш его любит, особенно в присутствии других взрослых: «Посмотрите, так весело малыш улыбается только своему старшему брату!».

3. Дайте ребенку разрешение испытывать те чувства, которые вызывает у него сложившаяся ситуация, признавайте чувства старшего ребенка вместо того, чтобы ругать его. Вы можете сказать: «Я понимаю, ты хотел бы, чтобы я не проводила так много времени с малышом», тем самым показывая что вы понимаете его точку зрения, дайте ему выговориться. Ни в коем случае не осуждайте его, иначе в дальнейшем он не захочет и не сможет раскрываться перед вами.

alt

Зайка в гневе

Папа читал газету, когда в комнату прибежал сердитый Зайка.

—    Папа,прямо с порога начал Зайка.

—    Я тебя слушаю, сынок,ответил папа.

—    Папа, мы можем родить братишку назад?

—    Назад?удивился папа.Что-то случилось?

—    Конечно, случилось!почти кричал Зайка.

Папа свернул газету и вопросительно посмотрел на сына.

—    Папа, он же все портит!

—    Что сейчас он испортил?

—    Он сломал мою машинку! Он откусил руль! Я не разрешал ему брать машинку. А он взял, сломал руль и пожевал его. Теперь руль даже не приклеить!

—    Да, — папа с серьезным видом покачал головой.Пожеванным рулем не порулишь. Я бы тоже расстроился, если бы кто-то пожевал руль моей машины.

—    Вот! А вчера он сломал домик, который я строил из кубиков, и порвал мою любимую книжку… И вообще, он все время бегает за мной. Даже поиграть не дает спокойно.

Зайка сердито замолчал. Он стоял, сложив лапки на груди и гневно вздернув подбородок. Зайка явно ждал от папы каких-то важных слов.

—    А я знаю,начал папа после минутного раздумья,почему братишка везде бегает за тобой.

—    И почему?не поверил Зайка.

—    Потому что ты у нас дома самый интересный.

Зайка от удивления открыл рот.

—    Да, — продолжил папа,подумай сам: кто у нас играет в интересные игры? Кто строит удивительные башни из кубиков? Кто читает яркие книжки? Кто так весело играет со щенком?

—    Так братишка ведь тоже может,задумчиво покачал головой Зайка.

—    В том-то и дело, что не может. Не умеет. Но очень хочет. Не думаю, что он специально сломал башню. Он, скорее всего, хотел положить кубик сверху. Но пальчики у него не такт ловкие, как у тебя. Он видел, что ты читаешь красивую книжку, хотел тоже полистать, но не смог, потому что тоже пока не умеетпальчики не слушаются. Вот если бы кто-то его научил…мечтательно закончил папа.Кто все это умеет, у кого ловкие и сильные пальчики… Кто-то добрый и умный.

—    Папа, а я добрый?

—    Конечно, сынок.

—    А я умный?

—    Да, определенно умный.

—    Значит, я мог бы чему-то учить братишку, как взрослый?

—    Конечно, мог бы. Это было бы здорово!

—    Я покажу ему, как строить гараж…Зайка задумался,сначала. Он же не умеет, а машинка у него уже есть.

—    Это ты, Зайка, замечательно придумал!папа похлопал Зайку по плечу.

Зайка убежал, он очень торопился строить гараж.

4.    Каждый день проводите некоторое время, занимаясь чем-то только со старшим, даже если это просто несколько минут рисования или игры в кубики. Пусть это будет время, когда с младшим будет занят кто-то другой, чтобы ваше занятие со старшим ребенком не могло ничем быть прервано. Если вам придется отвлекаться на то, чтобы поменять подгузник или просто успокоить младшего во время, посвященное старшему, то оно не будет воспринято им как полностью принадлежащее ему. Если малыш засыпает вечером раньше старшего ребенка, выделите час или два для того, чтобы почитать вместе, поиграть, посмотреть семейные фотографии. Покажите ребенку его фотографии в младенческом возрасте и расскажите, что он тоже требовал много внимания и забот. Это поможет ему понять, почему вам нужно тратить так много времени на малыша.

5.    Детская ревность может проявляться в агрессивных выпадах против малыша, поэтому будьте готовы к агрессии.

Маленькие дети, которые испытывают ревность, обычно выражают свои чувства действиями. Не удивляйтесь, если ребенок ударит или бросит что-то в своего младшего брата; если он достаточно большой, он может попытаться представить это как случайность. Хотя агрессию вашего ребенка по отношению к другому любимому вами существу тяжело видеть, эго нормально. Но обязательно примите меры, чтобы не допустить причинение малышу вреда. Оставшись наедине со старшим ребенком, помогите ему выразить свои чувства ревности и гнева. Скажите, что естественно, что он так себя чувствует, и это не означает, что он плохой. Но дайте понять, что действовать под влиянием таких чувств недопустимо. Если ребенок ведет себя агрессивно, вмешайтесь немедленно. Не унижайте его, не наказывайте физически; такие действия могут заставить его позже отомстить младенцу.

6.    Подчеркивайте преимущества роли старшего: «Только большие мальчики могут ездить с папой в гараж. А малыши сами не могут бегать и прыгать и кушают только молочко». Но не требуйте от старшего уступок, ссылаясь на то, что он уже взрослый. В этом случае роль старшего будет непривлекательной, и первенец захочет «вернуться» в детство, когда все внимание доставалось ему (многие дети в такой ситуации хотят снова спать в детской кроватке, сосать соску и т. п.).

7.    Постарайтесь вызвать у старшего гордость за младшего. Это очень хитрый и достаточно эффективный прием. В присутствии первенца чаще говорите фразы: «Какой замечательный младший братик у Алеши», «Какая Маша умница, у нее такая сестричка», как если бы младший был личным достижением и заслугой первенца. Тогда старший почувствует, что малыш — не только мамин, но и его.

8.    Почаще объясняйте старшему, что малыш его очень любит, но еще не умеет выражать свою любовь. Убедившись в своей безопасности, в том, что он нужен в семье, получив подтверждение незыблемости родительской любви, ваш старший сын или дочь одарят малыша своей привязанностью и любовью на долгие-долгие годы. А ваши усилия будут вознаграждены уверенностью, что старший ребенок всегда будет опорой и поддержкой для младшего.

alt

Не обижайся, Зайка!

Папа, возвращаясь домой, заметил грустного Зайку на полянке перед домом. Зайка печально- смотрел куда-то в траву, иногда смахивал лапкой слезинку.

—    Что случилось, Зайка?подошел к сыну папа.

Зайка поднял на папу полные слез глаза:

—    Мама выгнала меня из дома…

—    Как выгнала ?удивился папа.

—    Я хотел угостить братишку своей морковкой.

—    Братишка плакал, да?

—    Да, он сильно плакал. Мама его уже и морсиком угощала, и песенку пела, и кроватку качала…

—    Ты хотел помочь?

—    Да, я хотел помочь. Подошел и дал свою морковку, а мама как закричит: «Иди отсюда! Не путайся под ногами!». Так сердито!Зайка снова смахнул лапкой слезинку.Я и ушел.

—    Не плачь, мой хороший,обнял Зайку папа.

—    Как мне не плакать, если мама меня не любит?спросил зайка и горько-горько заплакал.

Мама тебя любит. Понимаешь, Зайка, братишку что-то беспокоит, сказать он еще не может, вот и плачет. Мама понять не может, беспокоится за братишку, нервничает, поэтому и накричала на тебя. Думаю, она тебя очень любит и уже жалеет, что в сердцах так сказала. И я тебя люблю. Пойдем к маме?

Зайка грустно помотал головой:

Я еще чуть-чуть поплачу.

Хорошо, я с тобой тут посижу.

Папа присел на пенек и взял Зайку на колени. Зайка еще обиженно всхлипывал, а потом затих. Так Зайка и уснул у папы на плече.

Когда Зайка открыл глазки, он лежал на своем диванчике. Наверное, это папа его принес. Рядышком сидела мама и ласково смотрела на Зайку:

Зайка, прости меня, что накричала на тебя. Я так устала и тревожилась тогда, что не сдержалась я очень рада, что ты хотел помочь. Но была так расстроена, что не поняла тебя. Я не хочу тебя обижать, Я очень тебя люблю.

Зайка прижался к маме крепко-крепко и подумал: «Как здорово, когда мама с папой тебя любят!».

Выше перечислены скорее средства профилактики чувства ревности, чем реагирования в конфликтной ситуации. Как себя вести, если чувство ревности между детьми все-таки появилось и конфликтные ситуации возникают с завидной регулярностью? Рассмотрим ошибочные уроки, которые ребенок может вынести из борьбы.

  • Я получаю внимание от борьбы.
  • Борьба и запугивание пути, с помощью которых можно достичь желаемого.
  • Выигрывает сильнейший.
  • Пусть кто-нибудь другой остановит меня, прежде чем Я причиню кому-либо боль.
  • Мне не нужно оценивать, во что обойдется мне борьба.
  • Я не значим, пока не могу делать то, чего хочу.
  • Я вынужден либо бороться, либо уступать.
  • Если мне больно, я должен дать сдачи.
  •  Когда я борюсь, я могу заставить родителей приняв мою сторону.

Прежде всего, устраните опасность для малыша, затея успокойте ревнующего ребенка. Присядьте, если это необходимо, чтобы поравняться с ним. Ласково дотроньтесь до него, примирительно посмотрите на него, не осуждая и не сердясь. Опишите в словах то, что вы видели во время этой сцены, не оценивая при этом ситуацию. Это позволяет ребенку самому понять, что, может быть, он что-то делает не так. Донесите до его сознания общую картину происходящего. Отнеситесь с пониманием и сочувствием к его злости, обиде по отношению к младшему. Чувства, к которым относятся с пониманием и сопереживанием, утрачивают свою силу. Они теряют свой разрушительный заряд. Помогите ребенку осмыслить, из-за чего он злится, и подведите! его к тому, что он может просто рассказать о своих чувствах родителям, брату или сестре.

Обучите ребенка (если это позволяет его возраст) технике самоконтроля. Например, научите ребенка делать глубокий вдох через нос и выдох через рот, считать до десяти и говорить самому себе: «Я спокоен и легко справлюсь с этим». Покажите ему пример самоконтроля, справляясь со своей собственной злостью. Таким образом, можно попробовать отрегулировать отношения старшего ребенка к младенцу или только ожидаемому малышу. Теперь давайте рассмотрим, как можно воздействовать на детей, чтобы найти альтернативу их дракам и ссорам.

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт