Конкуренция между старшим и младшим ребенком в семье. Кто виноват?


Каким образом родители могут влиять на конкуренцию, усиливая ее?

♦    Если заступаться за одного из детей, говоря: «Все правильно, Катя, в прошлый раз ты уже достаточно долго плавала на круге, теперь очередь брата».

♦    Если они будут сравнивать детей с другими для того, чтобы подчинить общепринятым нормам поведения. Например: «Твоя сестра и училась лучше тебя, и тренировалась, и генеральная уборка была всегда на ней, а ты постоянно делаешь вид, что занята!»

♦    Если они будут говорить детям, что нельзя испытывать негативные чувства в отношении родных братьев и сестер: «Что значит, терпеть ее не могу?! Разве так можно? Родные сестры должны любить друг друга. Тебе надо научиться делиться с ней. Нехорошо распускать руки! К тому же ты ведь старше ее. Не обижай ее, она еще маленькая». Подобные высказывания только подливают масла в огонь.

♦    Насильно заставлять братьев и сестер делиться друг с другом.

♦    Упрашивать ребенка отказываться от своих притязаний в пользу брата или сестры.

♦    Когда родители сами ссорятся, они могут стать «моделью» того, как надо отвечать обидчику, чтобы достичь желаемого результата в отношениях. Дети легко становятся «зеркалом», зачастую кривым, в котором отражаются родительские способы взаимодействия.

♦    Кричать и распускать руки, пользуясь преимуществом силы и власти над детьми.

♦    Неуважительно относиться к особенностям и качествам ребенка и выставлять их напоказ перед другими.

♦    Пытаться восстановить справедливость.

alt

Фантик (В. К. Безруков)

Куда: Россия, Москва, Зоопарк.

Кому: дядюшке Слону.

От кого: племянника.

Обратный адрес: Африка, Экватор, Саванна.

ПИСЬМО

Дорогой дядюшка! Здравствуй. У нас сейчас утро, а у вас? Сейчас у нас в Африке очень жарко, особенно днем. Ужасная жара, а спрятаться от солнца негде. Речки почти пересохли. От них остались грязные лужи. Говорят, что у вас там холодно. Но мне лучше холодно, чем такая жара. Говорят, что вы живете там хорошо. У вас есть свой дом, вас кормят каждый день и даже поливают чистой водой. А у нас нет никакого дома, и вода в реке грязная. Возьмите меня к себе. Я уже почти совсем большой и мешать вам не буду. Ем я мало. Говорят, там у вас хорошо, есть даже снег. Я не знаю, что это такое, но говорят, что он вкуснее воды и от него болеют ангиной. А я вот ни разу ангиной не болел. Возьмите меня к себе, и мы будем вместе есть снег и болеть ангиной. Я очень люблю болеть, но мне не везет, и болел я всего один раз, не то что мой младший братишка. Но хотя он и меньше меня, но ему все лучшее. Меня он постоянно обижает и отбирает у меня мои игрушки. Ему все время нужно именно то, во что играю я. Я мог бы и дать ему сдачи, но родители защищают его и никогда не защищают меня от него. «Он маленький»,говорят они. Или: «Не зли его! Ты старше и должен ему уступать. Ты должен, ты должен». Все я должен. А он так ничего не должен. Л что мне с ним делать, если он постоянно лезет ко мне? Ты бы знал, дядюшка, как он мне надоел, а родители не хотят этого понимать. Сами так не очень любят играть с ним. Все должен я. Почему играть с ним и уступать должен я?

Дядюшка, возьми меня к себе. Пусть они сами с ним возятся. Я буду по утрам поливать тебя чистой водой. Мы будем вместе ходить в цирк. Говорят, там все слоны играют в футбол. Мы тоже с тобой будем играть в футбол, и никто нам мешать не будет. Говорят, что есть какая-то площадка молодняка, где вместе живут слонята, медвежата и другие звери. Я буду дружить с ними. Я немного умею стоять на одних передних ногах. Может быть, меня возьмут в цирк. Если меня возьмут, то я попрошу, чтобы тебя тоже взяли со мной. Вдвоем ведь веселее, правда? Там я научусь стоять на одной ноге. Тебе будет со мной веселее, вот увидишь. А потом мы поедем на гастроли в Африку и научим всех играть в футбол. Возьми меня, пожалуйста. А если не возьмешь, я все равно от них убегу.

Твой племянник, слоненок Фантик. (Так меня почему-то зовут, хотя я совсем не похож на фантик.)

Это сказка для взрослых. Она замечательно иллюстрирует некоторые наиболее распространенные родительские провокации и чувства, испытываемые ребенком в ответ. Чтение этой сказки ребенку также возможно. Узнав свои чувства в сказке, прочитанной родителем, ребенок может почувствовать себя понятым. После чтения ее ребенку очень важна последующая беседа, где необходимо обсудить вопросы:

♦    Почему Фантику хотелось уехать к дядюшке?

♦    Почему Фантику нравилось болеть?

♦    Какие слова Фантику хотелось бы слышать от родителей?

♦    Как можно помочь Фантику захотеть остаться дома?

♦    Как ты думаешь, что Фантик хотел бы делать вместе с папой и мамой?

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт