X

Как избежать капризов на прогулке?

Детские капризы, связанные с прогулками, можно разделить на несколько групп в зависимости от конкретного поведения малышей:

  •     нежелание идти на прогулку;
  •    непослушание на прогулке, стремление все делать по-своему;
  •    нежелание возвращаться с прогулки.

Малыш отказывается от прогулки. Причины, по которым малыши не хотят гулять, различны. Первая причина: они могут быть заняты интересной игрой, которую им не хочется прерывать. В этом случае родители не допустят конфликтной ситуации, если станут предупреждать о прогулке заранее, а также озвучивать с утра распорядок дня (к нему можно будет апеллировать, говоря, что прогулка была запланирована, и малыш был с этим согласен). Действие в соответствии с определенным планом обладает магической притягательностью для большинства детей-дошкольников. Хорошо может в этом случае «сработать» заведенный на определенное время будильник, отмечая время начала сборов на прогулку.

Как Зайка боялся пропустить прогулку

Как-то раз субботним утром папа услышал, как Зайка горько-горько плачет в своей комнате, и зашел к нему, узнать, в чем дело. Зайка лежал, свернувшись калачиком на своей кроватке и тихо всхлипывал.

—    Зайка, что случилось, почему ты плачешь?

—    Я хочу гулять!

—    Так надо сказать об этом маме.

—    Я сказал, а она сказала, что приготовит обед, и мы пойдем.

—    А чего же ты плачешь, если уже с мамой договорился?

—    А как я узнаю, что уже пора собираться на прогулку?

—    Мама тебе скажет.

—    А если я не услышу?

—    Мама громко скажет.

—    А если я буду громко играть и все равно не услышу? Вдруг мама решит, будто я не хочу идти с ней гулять?

—    Тогда мама заведет тебе будильник, чтобы ты точно услышал.

—    А вдруг я подумаю, что это не для прогулки, а чтобы разбудить тебя?

Папа немного растерялся, потому что он не знал, что сказать Зайке дальше.

—    А что бы ты обязательно услышал?

—    Не знаю, поэтому и плачу! Вдруг я пропущу прогулку!

—    Зайка, но ведь мама без тебя туда не пойдет. Это же будет не мамина прогулка, а прогулка с Зайкой. Поэтому мама без тебя точно не уйдет!

—    Точно-точно?

—    Точно-точно.

—    Ты обещаешь?

—    Да, я обещаю! Но вот что: пусть лучше мама пообещает так будет еще надежнее.

—    Да! Я скажу маме, чтобы она меня не забыла.

Зайка, резво подпрыгивая, побежал в кухню к маме. Ведь это важноне пропустить собственную прогулку.

Вторая причина для отказа гулять заключается в том, что дети воспринимают попытки взрослых вывести их на прогулку как отдельную увлекательную игру.

Зайка не хочет идти на прогулку и прячется от мамы

Зайка в своей комнате строил высокую пирамидку. К нему заглянула мама:

—    Зайка, пойдем гулять, собирайся!

Зайка сосредоточенно кивнул.

Когда мама заглянула через три минутки, Зайку в комнате не увидела. Там его не было. Мама пожала плечами и пошла искать его в другую комнату.

Зайка сидел за диваном и улыбался. Интересная игра получается.

Еще через несколько минут мама заглянула снова. Мама прошла по комнате, заглянула в коробку с игрушками, прошла к окну, пошевелила шторами, проверяя, не прячется ли там Зайка. Мама выглядела обеспокоенной: брови были нахмурены, волосы немного растрепаны.

—    Зайка,звала она.Ты где?

Зайка заметался. С одной стороны, уже хочется выйти к маме, с другой стороны, любопытно, что будет дальше.

Мама выбежала из детской, Зайка замер: выйти или не выйти? Зайка слышал, что мама в беспокойстве ходит по квартире. «Она играет со мной или в самом деле уже беспокоится»,думал Зайка.«Значит, чем больше она беспокоится, тем больше она обрадуется, когда увидит меня».

С этими мыслями Зайка снова затаился. Мама снова начала звать его, Зайка прижал лапками ушки, чтобы стать меньше и не думать, что мама беспокоится всерьез.

Раздался телефонный звонок. Зайка услышал, как мама разговаривает с папой. Она говорила ему, что Зайка пропал. Она нигде его не может найти. Зайка замер от восторгапапа тоже в игре! Ах, жалко, что Зайка не мог слышать, что говорил папа!

Мама положила трубку, в квартире наступила тишина. Мама больше не искала Зайку. Тишина длилась и длилась. Зайке стало совсем скучно. Потом стало немного страшно: а вдруг мама одна ушла на прогулку?

Зайка захотел выйти, чтобы поискать маму, но почувствовал, что застрял за диваном. Тогда Зайка совсем испугался и тихонько заплакал. Мама не появилась. Зайка еще чуть-чуть испугался и заплакал чуть громче. Мама все равно не появилась. Тогда Зайка испугался совсем и заплакал во весь голос. Он даже не слышал, как в комнату пришла мама, он горько-горько плакал.

Мама отодвинула диван и достала оттуда Зайку, обняла его, прижала к себе:

—    Зайка, отчего ты плачешь?

—    Я ис-с-спугалс-с-ся, что ты ушла г-г-гулять, а я зас-с-стрял… — продолжал плакать малыш.

—    А как ты оказался за диваном?

—    Я хотел поиграть с тобой в прятки и застрял.

—    Зайка, я беспокоилась, звонила папе, переживала, я ведь тоже испугалась, что ты ушел гулять без меня…

—    Мама, я бы не ушел гулять без тебя.

—    Но ведь ты сыграл в прятки без меня,уже с легкой улыбкой сказала мама.Давай с тобой договоримся не играть в прятки без предупреждения, хорошо?

—    Давай.

Вот и здорово. Тогда и тебе, и мне будет меньше беспокойства, да?

—    Да, мама.

—    Пойдем погуляем?

Мама с Зайкой отправились на прогулку.

Еще одна причина: ребенка что-то напугало на предыдущей прогулке либо он поранился. Взрослым необходимо с пониманием отнестись к переживаниям малыша. Ни в коем случае не высмеивать и не стыдить за проявления тревоги и страха. Родительское порицание не придаст ребенку смелости, а вот на доверии взрослому скажется обязательно. Поэтому если ваш малыш испугался, поговорите с ним — озвучьте неприятные чувства (прием отражения чувств). Например, скажите: «Если бы я увидел такую огромную собаку, ростом с меня, я бы испугался и убежал бы без оглядки!». Ребенок может просто выслушать сообщение взрослого, приняв к сведению способ реагирования на страшное событие, либо включиться в разговор, вспоминая, как сам себя повел. Помогите детям осознать, что их способ реагирования был наилучшим из всех возможных.

Еще одним хорошим способом прорабатывания детских состояний страха и тревоги, а следовательно, и избавления от них является приведение примеров из собственной жизни взрослых, когда они, будучи маленькими, серьезно пугались. Для малыша тот факт, что папа или мама тоже чего-то могут бояться, как правило, оказывается очень действенным. Кроме того, до детского сознания доносится чрезвычайно важная мысль:

 

Зайка боится идти гулять

Уже три дня Зайка сидел дома. Он не поддавался ни на каким мамины уговоры. Не хотел гулять ни с мамой, ни с папой, даже гости к бабушке на соседнюю полянку тоже не хотел идти. Папа хотел вместе с Зайкой кататься на каруселях. Мама обещала купить новую игрушку. А бабушка звала Зайку поесть мороженого… Только ничего Зайку не радовало. Когда мама пробовал поймать Зайку и одеть, то Зайка начинал дрожать, как будто сильно мерз.

—    Знаешь, Зайка,начала разговор мама,когда я была маленькой, я очень боялась петуха. Я гостила у бабушки. Вышла во двор погулять. Увидела большого петуха, хотела подойти к нему и погладить. А он меня как клюнет! Я потом несколько дней из дома не выходилабоялась…

—    А потом вышла ?спросил Зайка.

—    Да. Бабушка прогнала петуха.

—    А собаку бабушка прогнать может?

—    Думаю, да. Ты собаку испугался?

—    Да.

—    Давай я выйду во двор, если она там есть, я ее прогоню. А ты в окошко посмотри.

—    А ты смотрела в окошко, когда бабушка петуха выгоняла?

—    Да, я смотрела.

Хорошо.

Мама вышла во двор. Помахала лапками Зайке, прилипшему оконному стеклу.

—    Нет собаки, я везде посмотрела.

—    Пойдем гулять, а потом в гости к бабушке.

—    Конечно, сынок.

Мама и Зайка оделись и отправились гулять.

Методические рекомендации. Прикосновение к миру чувств, даже не всегда положительных, важно и полезно для ребенка. Оно помогает малышу лучше понимать самого себя и nо, что с ним происходит.

Отказ идти на прогулку также может быть вызван нежеланием одеваться, неприятием самого процесса (см. «Как одеться без капризов?»).


Малыш капризничает на прогулке.

Непослушание, капризы собственно на прогулке могут быть связаны с отказом ребенка следовать в заданном взрослым направлении. Не секрет, что маме часто приходится совмещать с прогулкой ребенка множество дел: посещение магазина, почты, рабочие визиты и многое другое. Желания малыша могут не вписываться в составленный мамой график. При этом дети от полугора до двух с половиной лет уже научились очень быстро бегать… Мамы этих деток, еще год назад осуждающе качавшие головой, услышав фразу «Сначала мы учим детей ходить и творить, а потом — сидеть и молчать», теперь осознают, что народные мудрости не рождаются на пустом месте.

Как убедить ребенка двигаться туда, куда нужно? Путей решения этого вопроса может быть несколько. Самое простое — отшлепать чадо пару-тройку раз «как следует». Тогда ему не то чтобы бежать куда-то, отходить от вас хотя бы на шаг будет страшно. Разрешение проблемы таким образом ни особой силы, ни фантазии, ни привлечения каких-либо других ресурсов не требует. Однако этот способ — мина за медленного действия: сложно с казать, когда и в какой форме ребенок даст вам отпор.

Другой вариант — развивать свою физическую форму, передвигаясь с той же бешеной скоростью, что и малыш. Плюсов у такого способа много: для здоровья полезно, окружавшие с завистью провожают вашу стройную и подтянутую фигуру, ребенок в полном восторге — мама так здорово с ним играет. Единственный, пожалуй, недостаток — утомительность подобных действий. Кроме того, не во всяком наряде можно весело бегать с ребенком, иногда даже на прогулку с малышом хочется, например, обуть туфли на шпильках.

Наконец, каждому родителю по силам превратить перемещение в нужном направлении в игру. В этом случае пребывание рядом со взрослым будет настолько интересна для ребенка, что ему просто не захочется убегать. Достичь этого можно, играя с ребенком в так называемые походные, или дорожные, игры:

Паровозик

Предложите ребенку стать паровозиком, вы будете его вагоном. Вы держите его за ремень или просто одежду и изображаете поезд. Говорите «Чух-чух-чух!» и «Ту-ту-ту!» Ребенок добровольно оказывается рядом с вами и движется в нужном направлении.

Ниточка-иголочка

Предложите ребенку вспомнить, как выглядит нитка с иголкой. Можно проделать предварительную работу, показав нитку с иголкой, продемонстрировать, как нитка следует за иголкой, объяснить, что они всегда вместе, не расцепляются, не расстаются. Сначала иголкой можете быть вы, затем ролями можно поменяться.

Правила дорожного движения

Объясните ребенку правила пользования светофором:

  •     красный — стой;
  •     желтый — жди;
  •     зеленый — иди!

Начинаете играть: ребенок — водитель автомобиля (или просто автомобиль); Вы светофор, руководящий его движением сменой сигналов. Для ребенка постарше к светофору можно добавить знаки: «кирпич», «стоп», «ограничение скорости» и другие.

Хлопки

Вы даете ребенку такую инструкцию: «Мы бежим, я хлопаю — мы останавливаемся» или «Ты бежишь, а когда я хлопаю, ты останавливаешься». Ребенку постарше можно самому предложить руководить процессом (хлопать).

Зоопарк

Предложите ребенку двигаться, как разные животные: порхать, как бабочка; топать, как слон; идти, переваливаясь, как медвежонок и т. д. Для тою чтобы слышать смену инструкции, ребенку придется находиться рядом с вами, не отбегать от вас далеко.

Кто быстрее?

Вы выбираете какой-либо объект, находящийся не очень далеко от вас, в русле необходимого вам направления, и предлагаете ребенку соревнование: кто быстрее доберется. Двигаться придется довольно быстро, но существуют неоспоримые достоинства этой игры: ребенок будет ждать вас у финишного объекта и не собьется с выбранного направления.

Количество «походных» игр может быть неограниченным. Их число определяется вашей фантазией и желанием играть с собственным ребенком.


Малыш не хочет завершать прогулку.

Капризы, связанные с нежеланием завершать прогулку, иногда бывают спровоцированы мамой, внезапно решившей вернуться домой. Конечно, следует учитывать, что внезапно прогулка может свершаться только для малыша, для мамы это, как правило, своевременно запланированный шаг. Таким образом, игра или другое детское занятие оказывается прерванным, а каприз становится средством протеста. Избежать такого реагирования можно, если посвятить малыша в родительские планы (что и на какое время запланировано), а также договориться об условных сигналах, показывающих, что прогулка подходит к своему завершению.

Не все родительские действия, кажущиеся требуемыми условными сигналами, являются ими на самом деле. Например, команда «Собирай свои игрушки, нам пора домой!» — не предупреждает о приближении окончания прогулки, а указывает на собственно ее окончание. Требование собираться означает, что ребенок должен прекратить все свои собственные действия, без возможности перестроиться и завершить начатое. По сути это ничем не отличается от принудительного вытаскивания малыша из песочницы и «транспортировки» его на руках домой.

Лучше всего предложить ребенку завершить начатое дело, а затем собирать игрушки. Например: «Давай допечем эти куличики и потихоньку начнем собираться». Причем, если малышу меньше трех с половиной (четырех) лет, то взрослому выгоднее включиться в деятельность малыша, чем стоять рядом, ожидая окончания процесса. Если же вы оставляете все на откуп своего чада, будьте готовы к тому, что последний куличик может выпекаться в течение получаса и более вызывая ваше раздражение.

Зайка в песочнице

Больше всего на прогулке Зайка любил играть в песочнице. Из песка можно печь пирожки, строить домики и дороги, песок можно возить в машинке, сеять ситом. Правда, мама почему-то не разрешает сито поднимать повыше. Ведь это здорово, когда песок сеется откуда-то сверху, и очень красиво. Мама этого почему-то не понимает. В песке можно прокладывать дороги, выкладывать камешками красивые узоры. Да много всякого еще можно делать. «Чего, например?»спросил бы Зайка.

Но прогулки в песочнице почему-то были самые короткие. Или то Зайке так казалось? Только Зайка придет в песочницу, разложит свои формочки-совочки, только-только начнет играть, а мама уже говорит: «Зайка, нам пора, давай с тобой начнем собираться!».

А самые интересные прогулки в песочнице получаются, когда мама надевает джинсы и играет вместе с Зайкой. Тогда получается не домик, а настоящий дворецтак мама называет очень красивый многоэтажный домик с балкончиками, башенками, с красивым садом вокруг. В саду мама делает прудкопает ямку, выкладывает ее камушками и наливает в нее воду. Здорово получается! Вместе с мамой Зайка строит дорогу, на машинке подвозит строительный материал для дворца.

Когда строительство заканчивается, мама и Зайка еще немного играют, ходят друг к другу в гости, по очереди катаются на машинках по дороге.

Потом мама говорит:

—    Заюшка, еще круг по дороге, и начинаем собирать лопатки.

—    А потом ты круг, и начинаем собирать формочки,подхватывает Зайка. Это как еще одна увлекательная игра в песочнице.

—    А потом я круг, и собираем ведерки,продолжает мама.

—    А потом я еще круг, и собираем… и собираем…Зайка думает, чего бы еще такого собрать, кроме машинок. Потому что, когда соберешь машинки, не на чем будет делать круг по дороге.

—    А потом собираем машинки, и Зайка скачет вокруг песочницы без машинки на лапках, оглядывает наши «владения».

—    Ура!Зайка очень рад, что у мамы получилось придумать продолжение для игры.Теперь мама бежит вокруг песочницы.

—    И мы идем домой обедать!

Обежав вокруг песочницы, мама и Зайка обнимаются. Мама подхватывает Зайку и пакет с игрушками. Зайка из-за маминого плеча смотрит на песочницу.

—    Мама, а если кто-нибудь нечаянно сломает наш дворец?

—    Мы построим новый! Ведь играть в стройку дворца гораздо интереснее, чем просто играть с дворцом, правда?

—    Правда,согласно кивает Зайка. И уже совсем спокойный идет по дороге к дому.

Капризы на прогулке часто могут быть спровоцирован! взрослым, не пожелавшим считаться с желаниями ребенка. Поэтому внимательное и спокойное отношение к происходящему, а также умение взглянуть на ситуацию глазами ребенка позволит избежать большей части капризов на прогулке.

admin:
Related Post