X

Как одеться без капризов?

Иногда сложно представить, что раскапризничавшееся не желающее одеваться чудовище и есть замечательное глазастое чудо, которым вы восхищались всего десять минут назад. При этом не следует забывать, что слова «чудо» и «чудовище» —родственные, имеющие общий корень.

Научить 2-3-летнего ребенка с готовностью или даже самостоятельно одеваться и раздеваться — вполне посильная и решаемая задача, требующая, однако, сил, фантазии и терпения. Здесь можно двигаться несколькими путями. Во-первых, полностью отпустить ситуацию, ведь когда-нибудь ребенок обязательно научится одеваться самостоятельно, уж к началу школьного обучения — совершенно точно. Во-вторых, прикрикивать на ребенка (или даже шлепать) при каждой оплошности. Этот метод довольно быстро даст свои плоды: чувство страха легко мотивирует ребенка, и он скоро станет дрессированным. Этот метод для тех, кто уверен, что научить дитя одеваться — это самое главное, при этом неважно, каким способом будет достигнута цель. И, наконец, в-третьих, можно проявить немного фантазии и творчески подойти к процессу обучения.

Сначала рассмотрим причины, по которым ребенок может отказываться одеваться.

Первым и самым простым объяснением может стать то, что ребенок еще не умеет этого делать. До определенного момента времени маме или папе проще самим одеть ребенка, чем ждать, пока он неумело и медленно будет пытаться сделать это сам. Затем, как правило, внезапно приходит осознание того, что малыш уже подрос, и ему пора бы уже одеваться самостоятельно. На ребенка обрушиваются суровые требования, а иногда даже нормативы по скорости одевания. В результате, получается, что еще вчера ребенок был одеваем заботливыми взрослыми, а сегодня к нему уже предъявляются самые строгие требования. Следовательно, капризничать в такой ситуации ребенок может от волнения и опасений ошибиться, а также от собственного бессилия.

В этом случае сказка может помочь ребенку освоить, например, последовательность, а иногда и способ одеваемых вещей.

Зайка учится одеваться

Зайка сидел на полу очень грустный. Рядом с ним лежала куча одежды. Из нее торчали зеленые вязаные носочки, синие колготочки, голубая водолазка, красный толстый свитер, серенькие штанишки, полосатая шапочка и клетчатый пуховичок.

Мама сказала, чтобы Зайка одевался, и положила рядом с Зайкой одежду.

—    Заюшка, одевайся скорее, нам надо успеть забежать в магазин до закрытия.

—    Хорошо, мама,ответил Зайка.

Но сейчас Зайка чувствовал, что подводит маму. Он столько раз одевался вместе с мамой, что, казалось, он уже все про одевание знает. Все было так хорошо, когда мама подавала вещи по одной. Тогда, конечно, кто угодно оденется. А самому пока не получается… «Мама занята, она не может подать вещи, но ведь она может мне подсказать,подумал Зайка.Ура!».

—    Мама, что надо надеть сначала?

—    Сманила водолазку!был ответ.

—    Голубую?

—    У тебя там много водолазок?

—    Нет, одна, голубая.

—    Значит, голубую.

Стало понятно, что надо делать. Зайка вытащил из ворох вещей водолазку и надел ее. Получилось ловко: даже на спинке водолазка не закрутилась. Зайка почувствовал себя увереннее.

—    Мама, а что после водолазки надевать?

—    Сначала снимай домашние штанишки.

—    Снял.

—    Теперь бери колготочки…

—    Синие?

—    Да!

Так Зайка надел синие колготочки, красный толстый свитер, серенькие штанишки, полосатую шапочку, клетчатый пуховичок и зеленые вязаные носки.

Когда мама вошла в комнату к Зайке, то очень удивилась.

—    Как ты быстро оделся! Какой ты у меня уже взрослый! Молодец, Зайка!

Зайка весело засмеялся.

—    Теперь я знаю, что за чем надо надевать. И совсем сам могу одеться.

—    Ты у меня умница,мама поцеловала Зайку в полосатую шапочку.

Методические рекомендации. Ребенка может пугать требование одеться, потому что ему еще сложно выделить В этом комплексном действии подзадачи: что делать в какой последовательности. Если сначала просить ребенка надевать вещи по одной, дело обязательно пойдет быстрее.

Удостовериться, что ребенок имеет необходимые для одевания навыки (знает последовательность надеваемых предметов, их назначение, умеет надевать верно каждый из них), а также отработать и закрепить их поможет сказка-игра.

Гномик-щекотунчик помогает Зайке одеваться

Зайка очень любил ходить на прогулку. Гулять с мамой очень интересно. Мама знает столько увлекательных игр и занятий. Но прогулкаэто отдельная история. Чтобы пойти гулять, необходимо одеться.

Одеваться Зайке тоже нравилось. Потому что одеваться — это интересно. Обычно Зайке приходил помогать одеваться маленький гномик, который сидел на маминой руке. Но обо всем по порядку.

Перед прогулкой гномик заглядывал в Зайкину комнату и говорил:

Зайка, привет! Ты готов одеваться?

Привет!отвечал Зайка и весело смеялся.

Гномик приносил одежду, которую надо было надеть. Раскладывал ее по порядку.

Зайка, сначала давай наденем рубашечку!гномик расправлял ее на Зайкиной спинке, а потом застегивал ее пуговицы своими смешными мягкими ручками. Мама тоже смеялась, когда гномик, все застегнув, начинал щекотать Зайку.

Теперь колготки! Где твои пятки?колготки гномик помогал надевать тоже очень щекотно. Такие уж у него щекотные ручки!

Помогая надевать свитер, гномик ласково хватал Зайку за бочок. Когда дело доходило до шарфика, Зайка уже часто плачет от смеха.

Вот такое веселое делоодевание.

Разве кто-то может плакать, когда одевается?удивляется Зайка.Наверное, ему неправильно помогают. Надо пригласить в гости гномика-щекотунчика. Хотите, я своего в гости отправлю?

Теперь рассмотрим другой вариант: малыш уже совершенно точно умеет раздеваться быстро. Например, он способен оперативно раздеться, когда хочет в туалет. Таким образом, малыш может выполнять требуемое действие, но только тогда, когда ему самому очень хочется или в случаи крайней необходимости. Далее, вполне вероятно, что ребенка привлекают перспективы интересной прогулки или похода в гости, но процесс одевания кажется настолько на приятным, что малыш готов пожертвовать привлекательными мероприятиями, лишь бы только избежать нудного одевания. В этом случае необходимо сделать интересным собственно процесс одевания.

Как заинтересовать ребенка процессом одевания?

  •     Поиграйте в прятки. Радуйтесь, когда из горловины выглядывают озорные глазенки: «Где же наш малыш? Да, вот же он!».
  •     Представьте ручку малыша в виде поезд!, который за ходит в тоннель-рукав: «Ту-ту-ту!». Кулачок становится паровозиком. Также кулачок может стать мышонком юркнувшим в свою норку.
  •     Можно взять любимую игрушку (желательно, чтоб» она имела отчетливо выраженные и гибкие лапы) и предложить ребенку одеться с ее помощью. Иногда бывает достаточно предложить позвать игрушку посмотреть, как проходит одевание. Здесь важно не сорваться в нравоучение типа: «Вот позову сейчас Мишку, пусть он посмотрит, как ты не умеешь одеваться!». Лучше выдержать дружеский тон: «Мишка придет поддержать, поболеть за тебя!». В этом случае ребенок приложит усилия, чтобы не ударить в грязь лицом перед мишкой. Не рекомендуется приглашать бабушек и дедушек, к сожалению, им редко удается оставаться в роли поддерживающего, а не стыдящего персонажа. Хотя, конечно, это сугубо индивидуально, встречаются бабушки, к которым приведенный комментарий не имеет никакого отношения.
  •     Вспомните стихотворение С. Я. Маршака «Рассеянный с улицы Бассейной» и поиграйте в «рассеянного», задавая ребенку вопросы: «Куда же надеть носочки? Наверное, на ручки. Нет? А что на ручки надевают? Варежки? А носочки, наверное, на ушки? Нет? Как же разобраться? Кто же поможет? Что надеть сначала: трусики и колготки?».
  •     На начальном этапе обучения одеванию попробуйте поделить «работу»: мама надевает трусики на ножки, ребенок натягивает их на попку; мама продевает головку в горловину и вставляет ручки в рукава, а малыш расправляет кофту на животике и т. д.
  •     Проводите «цветные» дни, когда вся одежда на день подбирается одного цвета, либо, наоборот, цвета не должны повторяться: если трусики желтые, то надевать при этом желтые колготки ни в коем случае нельзя.
  •     Не упускайте возможности потренироваться на куколках и зайчиках. Здесь можно проговаривать последовательность и логику одевания.

Для обучения самостоятельному одеванию необходимо взять одежду, которая нравится самому ребенку. Родители при этом должны располагать некоторым количеством свободного времени: уроки одевания ни в коем случае нельзя проводить в спешке. Когда навыки одевания уже достаточно

Одеваться — это интересно

крепки, можно организовывать соревнования на скорое одевания среди членов семьи.

—    Зайка!

Нет ответа.

—    Зайка!

Нет ответа.

—    Зайка, иди сюда скорее, пойдем собираться на прогулку!

Гулять Зайка очень любил. На прогулке столько интересной

Можно с горки кататься. Можно лопаткой снег копать. Можно по ледяному лабиринту бегать. Можно снег в кучи сгребать в дворника играть. Можно на санках кататься. Можно мал катать. Да много чего еще можно делать интересного!

Но, чтобы попасть на улицу, надо столько всего на себя надет Колготки путаютсяне пускают ножки внутрь. Водолазка норовит рукавом на голову надеться. Носки всегда теряются Шарф кусается. Варежки спадывают. Горе Зайке, горе! Поэтому выходит, даже не выходит, а ковыляет, Зайка из комнаты к маме грустный-прегрустный. Ушки опустил, бровкидомиком в глазках слезки.

Мама внимательно на Зайку смотрит:

—    Что случилось?

Нет ответа.

—    Ты никак плакать собрался?

Нет ответа.

—    А! Тебе, наверное, одеваться не хочется?наконец, дождалась мама.

Почти уже плача, Зайка кивнул.

—    Так мы не будем одеваться!

—    А что мы будем делать?удивился Зайка.

—    Мы будем играть в прятки.

—    Кто будет прятаться?

—    Прятаться будут лапки и пятки.

—    Как это?

—    Сейчас я тебе покажу,сказала мама, взяв в руки кофту.Смотри!

Мама притянула к себе Зайку, обняла его.

—    Давай лапки,мама ловко накинула на лапки кофту.Где лапки? Спрятались! Давай-ка их искать!

Лапки быстро нашлись в рукавах.

—    Так, теперь спрячем пятки!

Пятки спрятались в штанинах.

—    Спрячем шейку в шарфик. А головку в шапку! Ой, кто это совсем одетый стоит? К прогулке готовый?

Мама подняла Зайку к зеркалу. Он уже был полностью одет. Сам не заметил как.

Как здорово получилось! Зайка улыбнулся маме, и они отправились гулять.

Превращение одевания в игровой процесс не избалует малыша, а поможет создать позитивный настрой. Вообще, для ребенка-дошкольника игра является основным видом деятельности. Благодаря игре ребенок развивается, узнает мир, получает новые впечатления. Возможно, ваши слова: «Иди, сейчас буду одевать тебя» запускают для ребенка новую интересную игру. Малыш ждет, когда мама будет забавно говорить тоненьким срывающимся голоском, а потом станет еще веселее — мама начнет за ним гоняться, чтобы одеть! Следовательно, в представлении ребенка, родителям приходится играть по его правилам. Игры, которые помогают разнообразить процесс одевания, позволяют предлагать детям свои собственные правила в интересной для них упаковке.

После того как ребенок начнет с готовностью играть по вашим правилам: одеваться быстро в тот момент, когда вы ему это предлагаете, — можно будет поговорить с ним на счет убегания. Обычно в течение полутора-двух недель ребенок привыкает к тому, что одеваться — это интересно, и не возвращается к прошлому поведению. Убегание от мамы вместо того, чтобы одеваться, уже не кажется таким привлекательным.

Вполне возможно, что ребенок, не желая одеваться, капризничая, протестует вовсе не против одевания как такового. Малыш таким образом может проверять границы дозволенного для себя: что еще я могу сделать? Также не исключен вариант борьбы детей и родителей за власть: за кем останется последнее слово?

Узнать, что в действительности происходит, взрослый может, если прислушается к собственным чувствам. Например, ребенок убегает, не дает себя поймать, чтобы на! чать одеваться, да еще и смеется. Какие чувства вызываем у вас эта ситуация? Если чувство злости, желания настоять на своем, схватить и быстро одеть сорванца, тогда, скорее всего, имеет место борьба за власть. Если родителю становится очень обидно, хочется поймать малыша и задать «по первое число», отомстить за унижение (это особо актуально, когда проблемы с одеванием возникают в публичных местах, например, в детском саду), вероятно, ребенку тоже уже есть за что мстить, что собственно он и делает.

Зайка вредничает

Однажды Зайка проснулся в замечательно хорошем настроении. Было раннее-раннее утро. Солнышко заглянуло в окошко к Зайке и тронуло его лучиком. Зайка проснулся. Ему хотелось смеяться, прыгать, скакать. Солнечные зайчики составили ему компанию. Зайка играл с ними в догонялки, прятки, «Выше ноги от земли».

Когда мама вошла в детскую, веселье было в самом разгаре. Мама серьезно посмотрела на Зайку и сказала:

—    Доброе утро, Зайка!

Зайка даже не заметил, что мама вошла.

—    Зайка! Пора одеваться к завтраку!чуть громче повторила мама.

Зайка продолжал бегать по комнате, не замечая маму.

—    Зайка! Ты меня слышишь? Пора одеваться!

Зайка продолжал бегать и смеяться.

Мама прошла в комнату, чтобы поймать Зайку и остановить его. Зайка ловко увернулся от маминой руки и засмеялся.

—    Да что же это такое!сердито всплеснула руками мама.Сейчас я позову папу, пусть он с тобой говорит!

Мама вышла из комнаты, Зайка продолжал весело играть. Мима вернулась вместе с папой. Папа не стал ничего говорить. Он поймал Зайку и сурово посмотрел на него. Зайке это не понравилось, он начал вырываться.

—    А-а-а, папа, отпусти меня!

Папа Зайку не отпустил, он его ловко «вытряхнул» из пижамки.

—    Зайка, мама сказала одеваться к завтраку.

—    Не буду я одеваться!

—    Неодетым ты не можешь завтракать!

—    Могу!

—    Нет!

—    Тогда я не буду с вами завтракать! Ешьте сами свой завтрак!Зайка не на шутку обиделся.

—    Хорошо,согласился папа,не завтракай пока. Когда успокоишься, одевайся и приходи к нам, мы будем ждать тебя за столом.

Мама и папа ушли. Зайке стало грустно. Какая игра была чудесная! С папой тоже можно было здорово поиграть! Папа кричал бы тоненьким голоском, а мама бы смешно всплескивала ручками, и всем было бы весело. А теперь придется одеваться и идти к папе с мамой мириться. Жалко все-таки… Такая игра пропала. Хотя после игры папа и мама, наверное, рассердились бы больше. Не нравится им почему-то такая игра. Им обидно, что они зовут меня, а я играю. С этими невеселыми мыслями Зайка оделся.

—    Хорошо, что ты успокоился и пришел к нам,обрадовались мама с папой.Мы тебя ждали. Ты быстро оделся, молодец!

—    Я тоже,ни с того ни с сего сказал Зайка.

Мама с папой улыбнулись и по очереди обняли Зайку.

Иногда родителям трудно поверить и принять то, что их маленький малыш уже умеет больше, чем кажется на первый взгляд. Так, например, мамы очень удивляются, когда обнаруживают, что их двухлетние карапузы с легкостью самостоятельно надевают штанишки, может быть, он на это тратит немного больше времени, но ведь развитие самостоятельности того стоит. Борьба за возможность проявлять свою самостоятельность часто становится поводом для конфликтов и капризов.

Зайка хочет быть самостоятельным

Однажды мама очень торопилась по своим делам. Поэтому она сама полностью одела Зайку. Хотя обычно Зайка одевался Сам. Он и сейчас хотел одеться сам, но мама торопилась, и Зайку не слушала.

—    Мама, я сам надену колготочки, я уже умею.

—    Да, сынок, я знаю,говорила мама и продолжала сама одевать Зайку.

—    Мама, я сам застегну кофту, я умею.

—    Да, сынок, я знаю,снова говорила мама и продолжала сама одевать Зайку.

—    Мама, я сам завяжу шарфик, я умею.

—    Да, сынок, я знаю,снова и снова говорила мама и продолжала сама одевать Зайку.

Зайке стало очень обидно, что мама не позволяет ему делать то, что он уже умеет. Когда мама, наконец, одела Зайку и оделась сама, она взяла Зайку на руки, хотя Зайка умел ходить сам уже давно. Зайка всерьез обиделся на маму.

Прибежав, мама поставила Зайку на пол. Вдруг Зайка упал. Мама подумала, что он балуется, и снова поставила его на ножки. Но Зайка снова упал. Мама очень удивилась и в третий раз поставила его на ножки. Зайка упал в третий раз.

Вокруг начали собираться другие посетители почты. Они смотрели на Зайку и говорили о нем.

—    Наверное, он заболел,сказала усталая Ежиха.

—    Не похоже, чтобы он шалил,задумчиво произнес Meдведь,грустный он какой-то.

—    Надо показать его врачу,веско подытожила мудрая Сова.

Мама совсем растерялась. Утром Зайка был совершенно здоров. Когда он успел заболеть? Что делать? Надо звонить папе. Мама так и сделала. Папа сказал, что он сейчас приедет, его надо ждать.

Зайка стоял у стенки, грустно смотрел вокруг. Мама тоже стояла рядом и не шла заниматься своими почтовыми делами.

К собравшимся подошла Белка, держа за руку Бельчонка:

—    Что здесь случилось?

—    Зайка, кажется, заболел, ждем его папу, чтобы вести к доктору…

Зайка хотел подойти к Бельчонку и снова упал. Бельчонок раньше мамы успел помочь ему подняться:

—    Зайка, а чего ты так странно одет?

Все вокруг внимательно посмотрели на Зайку. Обе лапки были вдеты в одну штанину брючек.

—    Вот так болезнь! Надо же!послышалось со всех сторон.

—    Меня мама так одела,не удержался Зайка.Я уже сам умею одеваться! Я уже большой!

С тех пор Зайка всегда одевался сам, даже если мама очень I торопилась.

Ребенку гораздо проще верить в свои силы, если это же делают окружающие взрослые. У итальянского педагога, создателя педагогической системы, основанной на идее свободного воспитания, Марии Монтессори был чудесный девиз в отношении помощи ребенку: «Помоги ему это сделать самому».

Еще один важный аспект проблемы, связанной с детским одеванием: уже вполне научившийся одеваться ребенок не хочет делать этого самостоятельно. Такое положение вещей может быть, с одной стороны, проявлением борьбы за власть, описанной выше. С другой стороны, малыш подобным поведением добивается контакта с мамой, ее внимания. В последнем случае необходимо посмотреть, как много совместных дел в течение дня есть у ребенка с его родителями. Для того чтобы одевание стало самостоятельным, необходимо добавить других совместных дел, игр, занятий.

Отдельного упоминания требует желание ребенка оставаться маленьким. Часто оно возникает, когда в семье рождается еще один малыш, который, конечно, не способен одеваться сам и полностью владеет маминым вниманием. Если причина именно в этом, необходимо разъяснять происходящее старшему ребенку, давать ему почувствовать родительское тепло и внимание без необходимости снова становиться маленьким, подчеркивать преимущества старшего возраста По сравнению с младшим.

Зайка хочет быть большим

Зайка очень любил гулять с ребятами-зверятами во дворе. Он придумывали разные интересные игры, им всегда было весело вместе. Во двор часто приходила Белочка. Она очень нравилась Зайке. Так они часто играли втроем: Зайка, Белочка и Медвежонок.

Однажды над площадкой низко-низко пролетал хищный Ястреб. Он схватил Белочку и унес ее. Медвежонок и Зайка бросились в погоню, чтобы спасти Белочку. Друзья бежалитолько пятки сверкали.

Вдруг на пути появилась речка глубокая. Моста нет, брода не видно. Что делать? Медвежонок снял одежду, свернул в узелок над головой и поплыл. А Зайка раздеваться не умеет. Его обычно мама одевает и раздевает. Что тут сделаешь? Сидит Зайка на березкупригорюнился. Много ли мало, ли времени прошло. Смотрит, а Медвежонок уже обратно возвращается. Белочку спасЯстреба победил.

Не стала Белочка с Зайкой дружить:

Как дружить с малышом, который одеться сам не может? Пригорюнился Зайка еще больше, да делать нечего. Стал Зайка учиться одеваться и раздеваться сам. Понял он, что умение этот жизни пригодится. А там и Белочка снова с ним дружить стала когда увидела, как Зайка подрос и каким самостоятельным стал.

Ребенок оценит такие спокойные разговоры на равный и, став старше, будет вспоминать о них с благодарностью.

admin:
Related Post