Нежелание ребенка купаться может быть обусловлено различными причинами, в том числе и совершенно незначительными с точки зрения взрослого. К серьезным и весомым основаниям отказа относятся случаи, когда малыш обжегся, взявшись за горячую трубу, или ударился, поскользнувшись на гладком полу ванной. Однако для тоге чтобы испугаться купания, детям совсем не обязательна пострадать самим, достаточно предположить, что это возможно, либо увидеть, что подобное произошло с кем-то из взрослых.
Если неприятность случилась с кем-то из взрослые малышу необходимо показать, каким образом опасности устранена. Например, вместе с ним положить в ванную резиновый коврик, приговаривая: «Ну вот, теперь в ванной совсем не скользко, больше никто здесь не поскользнется, потому что (назовите ребенка по имени) об этом позаботился, он сюда нескользкий коврик положил. Папа больше не поскользнется, мама больше не поскользнется, и (опять назовите ребенка по имени) тоже больше не поскользнется». Так можно перечислить всех членов семьи, которых знает ребенок и которые теоретически могли бы пользоваться ванной. Этот прием помимо того, что позволяет ребенку почувствовать себя позаботившимся обо всех членах семьи, за счет цикличности, повторяемости и некоторой монотонности используемых фраз обладает успокаивающим эффектом.
Может быть, ребенок испугался чего-то в ванной комнате. Например, вы купили новую мочалку, малыш увидел се и ему стало страшно. Вы успокоили свое дитя и посчитали ситуацию исчерпанной. Но для малыша мочалка могла стать страшным зверем, который поселился в ванной. Поэтому он и решил обезопасить себя отказом от водных процедур. Вполне вероятно, что взрослый неосознанно мог усугубить ситуацию, сказав что-то вроде: «Большим девочкам мочалки не страшны!» или: «Настоящие мужчины не боятся мочалок!». Тогда самый удобный способ показать себя большой девочкой и настоящим мужчиной (не бояться мочалок) — не входить в ванную комнату.
Для того чтобы преодолеть пугающую ситуацию, достаньте злополучный предмет и перенесите его в другое помещение, например, в кухню или зал (лучше не вносить его в детскую, чтобы это действие не воспринималось ребенком как вторжение) и продемонстрируйте отсутствие опасности с безопасного расстояния. Расскажите о том, что это за предмет, для чего он нужен, как оказался в ванной. Закончить рассказ лучше «присоединением» к чувствам ребенка: «Конечно, если бы я всего этого не знал, тоже наверняка испугался бы».
Ребенка может испугать и какой-либо посторонний предмет, которому не свойственно находиться в ванной, например, овощи, приготовленные к мытью, или фен. В данной ситуации также можно рассказать ребенку, как и для чего предмет оказался в ванной.
Побудить ребенка к отказу от купания способны и юмористические высказывания значимого для него взрослого такого типа: «Слишком чистого сороки-вороны унесут». Тогда мыться — означает подвергаться риску быть унесенные большими страшными птицами. Особенно сильный страж может появиться, если ребенок уже видел вблизи этих птиц. Для того чтобы исправить ситуацию, важно раскрыть малышу смысл услышанного. Объяснить, что уносят в свои гнезда вороны только то, что блестит. Показать ребенку предметы блестящие и не блестящие, сравнить их. Пояснить, что, когда так говорят, то шутят, потому что отмыться до блеска невозможно.
Для прояснения подобной ситуации, возможно, потребуется не один обстоятельный разговор. То, что ребенок снова и снова возвращается к одной теме, даже когда взрослому кажется, что все уже прояснилось, — хороший знак. Это показатель мыслительной работы: малыш обрабатывает информацию, адаптирует ее для себя, встраивает в свою картинку мира.
Ребенок может не возражать против купания в целом. Ему могут не нравиться отдельные элементы процесса. Чаще всего возникают сложности с мытьем головы. Как правило, это связано с различными неприятными ощущениями: попадание воды в уши, мыла в глаза и прочее. Хорошим средством профилактики отказа купаться может стать «Мойдодыр» К. И. Чуковского. Текст легко запоминается даже маленьким ребенком. Фрагменты из этого стихотворения можно цитировать применительно к различным «умывательным» ситуациям.
Моем, моем трубочиста
Чисто, чисто, чисто, чисто!
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист, чист!
Или:
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса…
На хорошее знание стихотворения К. И. Чуковского «Мойдодыр» рассчитана следующая сказка-игра:
Как Зайка по утрам умывался
По утрам Зайка спешил прибежать к маме. Мама и Зайка очень любили такую игру. Мама начинала строчку из любимой Зайкиной книжки, а Зайка ее заканчивал. Например:
Мама: Ты один…
Зайка: Не умывался!
А заканчивается игра всегда одними и теми же словами:
Мама: Вот теперь…
Зайка: Тебя люблю я!!!
После этих слов Зайка с мамой обнимались, и Зайка бежал умываться, потому что совсем не хотел «грязнулею остаться».
Теперь рассмотрим вопрос: что делать, если ни одна из вышеперечисленных причин не подходит для вашей ситуации? В этом случае родителю нужно прислушаться к своим чувствам во время «купального противостояния» с ребенком. Если возникает чувство гнева (настойчивое желание обязательно искупать ребенка во что бы то ни стало), то вполне вероятно, малыш борется с вами за право оставить за собой последнее слово. Когда родители отступают и откладывают водные процедуры — победа за детьми, когда вопреки их воле и желанию все-таки настаивают на своем — победа за родителями.
Для ребенка, борющегося за власть, важно получить подтверждение своей значимости. Если взрослый в этот момент начинает утверждать собственный «авторитет»: «Как Я сказал, так и будет!», развитие событий замыкается в порочный круг. Участников конфликтной ситуации постепенно охватывает азарт и пыл битвы, остановиться им уже довольно сложно. Убедиться в этом легко с помощью простого упражнения.
Упражнение на взаимодействие
Два партнера, желательно равные по росту и весу, встают друг напротив друга, вытягивают руки вперед, упираясь ладонями в ладони партнера. По команде они начинают давить ладонями, стараясь сдвинуть партнера с места. Многочисленные эксперименты в студенческой и родительской среде показывают, что сначала упражнение воспринимает как спокойное руководство к действию, однако борьба затягивает, и очень быстро победить партнера становится дело чести. Если вдруг в процессе борьбы кто-нибудь из партнеров отказывается от активных действий и уступает, второй партнер испытывает разочарование от того, что борьба не может быть продолжена.
Это упражнение доказывает, что как только кто-то один уклоняется от борьбы, второму не с кем становится сражаться. Поэтому основная линия переориентирования борьбы за власть — это уклонение от этой самой борьбы, которое может достигаться различными способами, в том числе игровой мотивацией: «Мы идем играть в чистые пятки и коленки!» или «Мы идем купать любимую игрушку, которую брали на прогулку!».
Если родителям совсем сложно узнать, что произошло с ребенком на самом деле, можно попробовать рассказывать ему сказки, относящиеся к различным ситуациям, способным вызвать отказ от купания. Когда малыш услышит сказку, связанную с его собственными неприятными переживаниями, он обязательно даст это понять взрослому. Это может быть даже прямая реплика-сопоставление: «Зайка Поскользнулся в ванной, как я!».
Зайкины приключения в ванной
Обычно Зайка вставал раньше мамы и папы. Он тихонько играл в своей комнате, чтобы дать родителям поспать. Только это ему так казалось, что он играет тихонько. На самом деле, мама всегда слышала, когда Зайка вставал: негромко постукивали игрушки, поскрипывала дверь ванной, шумела вода. Это Зайка умывался.
Однако последние несколько дней по утрам было совсем тихо. Маме даже казалось, что она просыпается от тишины.
— Зайка стал дольше спать, — сказала мама папе однажды утром.
— Пойдем на него посмотрим, — предложил папа.
Папа с мамой заглянули в детскую. Зайка уже проснулся — он сидел на кровати, закутавшись в одеяло.
— Зайка, ты проснулся? — удивленно спросил папа.
— Да.
— Почему ты тогда не умываешься и не играешь?
— Ты боишься играть?
— Нет.
— Почему тогда не играешь?
— Чтобы играть, надо умываться.
— Ты боишься умываться?
— Аа.
— Что случилось?
— У меня в ванной неприятные приключения. Я туда не хочу больше заходить.
— Расскажи нам о своих приключениях, — мама с папой присели на кровать к Зайке.
— Вчера, когда я пошел умываться, кто-то в ванной толкнул мою ножку, и она поскользнулась. Чтобы не упасть, я оперев лапкой о трубу, а труба укусила горячим. Я испугался и открыл другой кран. На меня полилась горячая вода. Я больше умываться не пойду! А значит, не смогу играть. Вот.
— Тебе грустно от этого?
— Аа. Я хотел бы уже поиграть, мне скучно.
— Хочешь мы твои приключения в ванной «переприключим»?
— Это как?
— А вот как: они тебя испугали, а теперь мы их распугаем, и ты перестанешь бояться.
— Это было бы здорово, — с сомнение.» в голосе сказал Зайка.
— Идем, — позвал Зайку папа.
Зайка с опаской подошел к дверям ванной.
— Э, да тут кто-то убрал коврик с пола. Так здесь любой поскользнуться мог бы. Где наш коврик? Давай-ка его постелим. Смотри-ка, теперь совсем не скользко.
Папа потоптался по коврику.
— Скользко?
— Вроде бы нет, — Зайка робко вошел в ванную.
— Что у нас дальше?
— Горячая труба…
— Горячую трубу мы обмотаем полотенцем. Хотя, если в ванной не скользко, то хвататься за трубу незачем. Но на всякий случай обмотаем. Горячо?
— Вроде бы нет, — Зайка с сомнением потрогал трубу.
— Можно умываться?
— Ну, я не знаю… А вдруг польется горячая вода?
— Зайка, ты же сказал, что перепутал краны, потому что испугался. Испугался, потому что схватился за горячую трубу,
а перед этим чуть не упал. Теперь в ванной не скользко — это раз, труба не горячая — это два, значит, ты не испугаешься и не откроешь неправильный кран — это три!
— Ура!!! — закричал Зайка. — Я умоюсь и пойду играть! Приключения «переприключились»!
Как в ванной поселилось чудище
Однажды в Зайкином доме появилось чудище страшное-престрашное. Поселилось оно в ванной комнате. Чудище было большое-пребольшое, лохматое-прелохматое, синее-пресинее. Оно лежало на краю ванны и следило за Зайкой. Зайка, конечно, не знал иного наверняка, потому что глаз чудища из-за «лохматости» видно не было. Но что еще делать страшному чудищу, как ни охотиться на кого-нибудь?
Зайка перестал мыть лапки и чистить зубки, для этого ведя надо было заходить в ванную. Мимо ванной Зайка пробегал очень быстро, зажмурив глазки, чтобы чудище не успело его схватитьI
Мама ничего не знала о чудище. Поэтому ходила мимо ван ной как ни в чем ни бывало. И даже заходила туда. Чудище на нее не нападало, наверное, потому что спало.
Как-то перед обедом мама заметила, что Зайка не вымыл лапки.
— Зайка, ты забыл вымыть лапки?
— Нет, — Зайка весь сжался, потому что знал, что сейчас мама отправит его мыть лапки, а в ванну заходить ни в коем случае нельзя.
— Беги, вымой лапки, Зайка!
— Можно я на кухне вымою лапки? — шепотом спросит Зайка.
— На кухне? Вымой, — удивилась мама. — А почему не в ванной?
— Потому что… — Зайка набрал полную грудь воздуха. — Потому что там живет чудище!!!
— Чудище?
— Да, чудище, страшное-престрашное, большое-пребольшое синее-пресинее! Я его боюсь…
— Давно ты его боишься?
— Да, с позавчера…
— С позавчера… — мама задумалась. — Надо посмотреть 1 на твое чудище. Пойдем шесте.
— Нет, мама, давай я тебя здесь подожду. А еще лучше, ты тоже не ходи, давай папу с работы подождем!
— Я очень осторожно, одним глазком посмотрю и вернусь, — успокоила Зайку мама.
— Я буду за тебя волноваться, — напутствовал маму Зайка.
Мама на цыпочках вышла из кухни. Зайка зажмурился, чтобы не так страшно было, и скрестил пальчики на лапке. Через минутку мама вернулась. Руки она держала за спиной.
— Мне кажется, чудище уже ушло. А тебе я хочу кое-что показать. Позавчера папа купил новую мочалку, большую-пребольшую, синюю-пресинюю, мягкую-премягкую, удобную-преудобную. Я принесла ее показать тебе, — с этими словами мама показала руки из-за спины.
Зайка сначала зажмурился.
— Малыш, открой один глазок! Это в самом деле мочалка!
Зайка сначала робко приоткрыл один глазок. Вообще-то, Зайка смелый, поэтому он тут же открыл и второй глазок и увидел в руках у мамы самую настоящую мочалку, большую и синюю. Окончательно осмелев, Зайка дотронулся до мочалки пальчиком, а потом потрогал и всей лапой.
— Правда, мочалка!
— Конечно, мочалка! Отнесем мочалку в ванну? Сможешь сам?
— Смогу, конечно, — Зайка обрадовался, что чудища в ванной больше нет.
С тех пор Зайка всегда мыл лапы перед едой и чистил зубы утром и вечером в ванной, потому что чудищ тал» больше не было.
Методические рекомендации. Родителям следует очень внимательно отнестись к детским вопросам, связанным с выходом из сложившейся ситуации или прояснением проблемы. Например, если малыш спрашивает: «А если бы чудовище было не синее, а зеленое, тогда Зайка испугался бы?», обязательно проверьте, нет ли в ванной необычно-непривычного зеленого предмета. «А через полотенце Зайка точно не обожжется?» — такой вопрос тоже косвенно указывает на то, в чем проблема Взрослый, взяв вопросительную инициативу в свои руки, может попробовать прояснить ситуацию уже для себя. Предложите ребенку поэкспериментировать в манной: замотать трубу носовым платком, полотенцем для рук, банным полотенцем, затем сравнить полученные впечатления и сделать выводы, в каком случае Зайке можно не бояться.