Упражнение на взаимодействие
Два партнера, желательно равные по росту и весу, встают друг напротив друга, вытягивают руки вперед, упираясь ладонями в ладони партнера. По команде они начинают давить ладонями, стараясь сдвинуть партнера с места. Многочисленные эксперименты в студенческой и родительской среде показывают, что сначала упражнение воспринимает как спокойное руководство к действию, однако борьба затягивает, и очень быстро победить партнера становится дело чести. Если вдруг в процессе борьбы кто-нибудь из партнеров отказывается от активных действий и уступает, второй партнер испытывает разочарование от того, что борьба не может быть продолжена.
Это упражнение доказывает, что как только кто-то один уклоняется от борьбы, второму не с кем становится сражаться. Поэтому основная линия переориентирования борьбы за власть — это уклонение от этой самой борьбы, которое может достигаться различными способами, в том числе игровой мотивацией: «Мы идем играть в чистые пятки и коленки!» или «Мы идем купать любимую игрушку, которую брали на прогулку!».
Если родителям совсем сложно узнать, что произошло с ребенком на самом деле, можно попробовать рассказывать ему сказки, относящиеся к различным ситуациям, способным вызвать отказ от купания. Когда малыш услышит сказку, связанную с его собственными неприятными переживаниями, он обязательно даст это понять взрослому. Это может быть даже прямая реплика-сопоставление: «Зайка Поскользнулся в ванной, как я!».
Зайкины приключения в ванной
Обычно Зайка вставал раньше мамы и папы. Он тихонько играл в своей комнате, чтобы дать родителям поспать. Только это ему так казалось, что он играет тихонько. На самом деле, мама всегда слышала, когда Зайка вставал: негромко постукивали игрушки, поскрипывала дверь ванной, шумела вода. Это Зайка умывался.
Однако последние несколько дней по утрам было совсем тихо. Маме даже казалось, что она просыпается от тишины.
— Зайка стал дольше спать, — сказала мама папе однажды утром.
— Пойдем на него посмотрим, — предложил папа.
Папа с мамой заглянули в детскую. Зайка уже проснулся — он сидел на кровати, закутавшись в одеяло.
— Зайка, ты проснулся? — удивленно спросил папа.
— Да.
— Почему ты тогда не умываешься и не играешь?
— Ты боишься играть?
— Нет.
— Почему тогда не играешь?
— Чтобы играть, надо умываться.
— Ты боишься умываться?
— Аа.
— Что случилось?
— У меня в ванной неприятные приключения. Я туда не хочу больше заходить.
— Расскажи нам о своих приключениях, — мама с папой присели на кровать к Зайке.
— Вчера, когда я пошел умываться, кто-то в ванной толкнул мою ножку, и она поскользнулась. Чтобы не упасть, я оперев лапкой о трубу, а труба укусила горячим. Я испугался и открыл другой кран. На меня полилась горячая вода. Я больше умываться не пойду! А значит, не смогу играть. Вот.
— Тебе грустно от этого?
— Аа. Я хотел бы уже поиграть, мне скучно.
— Хочешь мы твои приключения в ванной «переприключим»?
— Это как?
— А вот как: они тебя испугали, а теперь мы их распугаем, и ты перестанешь бояться.
— Это было бы здорово, — с сомнение.» в голосе сказал Зайка.
— Идем, — позвал Зайку папа.
Зайка с опаской подошел к дверям ванной.
— Э, да тут кто-то убрал коврик с пола. Так здесь любой поскользнуться мог бы. Где наш коврик? Давай-ка его постелим. Смотри-ка, теперь совсем не скользко.
Папа потоптался по коврику.
— Скользко?
— Вроде бы нет, — Зайка робко вошел в ванную.
— Что у нас дальше?
— Горячая труба…
— Горячую трубу мы обмотаем полотенцем. Хотя, если в ванной не скользко, то хвататься за трубу незачем. Но на всякий случай обмотаем. Горячо?
— Вроде бы нет, — Зайка с сомнением потрогал трубу.
— Можно умываться?
— Ну, я не знаю… А вдруг польется горячая вода?
— Зайка, ты же сказал, что перепутал краны, потому что испугался. Испугался, потому что схватился за горячую трубу,
а перед этим чуть не упал. Теперь в ванной не скользко — это раз, труба не горячая — это два, значит, ты не испугаешься и не откроешь неправильный кран — это три!
— Ура!!! — закричал Зайка. — Я умоюсь и пойду играть! Приключения «переприключились»!
Как в ванной поселилось чудище
Однажды в Зайкином доме появилось чудище страшное-престрашное. Поселилось оно в ванной комнате. Чудище было большое-пребольшое, лохматое-прелохматое, синее-пресинее. Оно лежало на краю ванны и следило за Зайкой. Зайка, конечно, не знал иного наверняка, потому что глаз чудища из-за «лохматости» видно не было. Но что еще делать страшному чудищу, как ни охотиться на кого-нибудь?
Зайка перестал мыть лапки и чистить зубки, для этого ведя надо было заходить в ванную. Мимо ванной Зайка пробегал очень быстро, зажмурив глазки, чтобы чудище не успело его схватитьI
Мама ничего не знала о чудище. Поэтому ходила мимо ван ной как ни в чем ни бывало. И даже заходила туда. Чудище на нее не нападало, наверное, потому что спало.
Как-то перед обедом мама заметила, что Зайка не вымыл лапки.
— Зайка, ты забыл вымыть лапки?
— Нет, — Зайка весь сжался, потому что знал, что сейчас мама отправит его мыть лапки, а в ванну заходить ни в коем случае нельзя.
— Беги, вымой лапки, Зайка!
— Можно я на кухне вымою лапки? — шепотом спросит Зайка.
— На кухне? Вымой, — удивилась мама. — А почему не в ванной?
— Потому что… — Зайка набрал полную грудь воздуха. — Потому что там живет чудище!!!
— Чудище?
— Да, чудище, страшное-престрашное, большое-пребольшое синее-пресинее! Я его боюсь…
— Давно ты его боишься?
— Да, с позавчера…
— С позавчера… — мама задумалась. — Надо посмотреть 1 на твое чудище. Пойдем шесте.
— Нет, мама, давай я тебя здесь подожду. А еще лучше, ты тоже не ходи, давай папу с работы подождем!
— Я очень осторожно, одним глазком посмотрю и вернусь, — успокоила Зайку мама.
— Я буду за тебя волноваться, — напутствовал маму Зайка.
Мама на цыпочках вышла из кухни. Зайка зажмурился, чтобы не так страшно было, и скрестил пальчики на лапке. Через минутку мама вернулась. Руки она держала за спиной.
— Мне кажется, чудище уже ушло. А тебе я хочу кое-что показать. Позавчера папа купил новую мочалку, большую-пребольшую, синюю-пресинюю, мягкую-премягкую, удобную-преудобную. Я принесла ее показать тебе, — с этими словами мама показала руки из-за спины.
Зайка сначала зажмурился.
— Малыш, открой один глазок! Это в самом деле мочалка!
Зайка сначала робко приоткрыл один глазок. Вообще-то, Зайка смелый, поэтому он тут же открыл и второй глазок и увидел в руках у мамы самую настоящую мочалку, большую и синюю. Окончательно осмелев, Зайка дотронулся до мочалки пальчиком, а потом потрогал и всей лапой.
— Правда, мочалка!
— Конечно, мочалка! Отнесем мочалку в ванну? Сможешь сам?
— Смогу, конечно, — Зайка обрадовался, что чудища в ванной больше нет.
С тех пор Зайка всегда мыл лапы перед едой и чистил зубы утром и вечером в ванной, потому что чудищ тал» больше не было.
Методические рекомендации. Родителям следует очень внимательно отнестись к детским вопросам, связанным с выходом из сложившейся ситуации или прояснением проблемы. Например, если малыш спрашивает: «А если бы чудовище было не синее, а зеленое, тогда Зайка испугался бы?», обязательно проверьте, нет ли в ванной необычно-непривычного зеленого предмета. «А через полотенце Зайка точно не обожжется?» — такой вопрос тоже косвенно указывает на то, в чем проблема Взрослый, взяв вопросительную инициативу в свои руки, может попробовать прояснить ситуацию уже для себя. Предложите ребенку поэкспериментировать в манной: замотать трубу носовым платком, полотенцем для рук, банным полотенцем, затем сравнить полученные впечатления и сделать выводы, в каком случае Зайке можно не бояться.