X

Задание для старшеклассников и студентов

Задание для старшеклассников и студентов

Приготовьте школьный параграф или учебный текст, который войдет в экзаменационные билеты. Отсчитайте 7 предложений. Из каждого выделенного предложения текста выпишите по одному ответу на вопрос «О чем говорится в предложении?». Каждое слово или словосочетание полученного списка должно вызывать яркий образ в Вашем воображении. Внимательно перечитав список слов и словосочетаний, запомните их на 100% в данной последовательности.

Теперь перескажите все предложения, вспоминая запомнившиеся слова и словосочетания поочередно. Добивайтесь, чтобы рассказ получался слитным.

По мере возможности в течение дня несколько раз вспоминайте рассказ. Желательно предложения текста произносить вслух.

Выполните упражнение 13 для формирования привычки регулярно припоминать полезную информацию с целью применения на практике.

Вторая неделя, четвертый день

Выполните упражнение 14 два раза: первый раз на нижеприведенном абзаце, а второй — на своем тексте.

КАК БОРОЛИСЬ С ПЬЯНСТВОМ В СТАРИНУ

В 1220 году до н. э. китайский император издал эдикт, согласно которому люди, захваченные во время попойки, подвергались смертной казни. В Древней Индии пьяниц «поили» расплавленным серебром, свинцом или медью. Последователи Магомета, запрещавшего пить вино, палками наказывали нарушителей этой заповеди. Создатель империи франков Карл Великий наказывал пьяниц в первый раз в закрытом помещении, затем — публично. Если это не помогало — казнил их. В Англии в начале прошлого века напившихся матросов одевали в грязную одежду, вешали на ней табличку «пьяница» и заставляли выполнять самую грязную работу.

Выделите из текста все основные мысли (ОМ) из абзацев. Постройте структуру текста из ОМ абзацев. Составьте связный рассказ из ОМ абзацев.

КТО ТАКОЙ ГРИФ?

Гриф — это большая хищная птица. Слово «гриф» стало символом всех птиц, питающихся животными.

Грифы принадлежат к тому же классу птиц, что соколы, ястребы и орлы. В Южной и Северной Америке обитают пять видов грифов. Это турецкий, черный, королевский грифы, калифорнийский и южноамериканский кондоры.

Все птицы семейства грифов питаются падалью, то есть погибшими животными. Поэтому многие люди и не любят их. В действительности эти птицы очень грациозны в полете, можно любоваться ими, когда они парят в воздухе. Но как только гриф замечает погибшее животное, он камнем падает вниз. К нему присоединяются другие птицы, и они растаскивают жертву по частям своими крючкообразными клювами.

Южноамериканский кондор — единственный представитель семейства грифов, который сам убивает животных для питания. Он ест яйца, молодых морских птиц, молодых млекопитающих. Также он может питаться и погибшими животными, если они попадаются ему.

Как грифы обнаруживают мертвых животных? Было проведено много экспериментов, чтобы найти ответ на этот вопрос. Известно, что грифы обладают более острым зрением, чем человек; они могут различить маленький предмет с большого расстояния. Но у грифов почти полностью отсутствует нюх. Поэтому точно неизвестно, как они выискивают пищу.

Между прочим, североамериканским грифам очень радуются фермеры в период забоя скота. Потому что грифы освобождают их от забот по уничтожению отходов после разделки туш. Птицы стаями слетаются и растаскивают их.

Варианты основных мыслей:

  • OMj: Грифы являются большими хищными птицами.
  • ОМ2: Грифы, ястребы, соколы, орлы принадлежат к одному классу птиц.
  • ОМ3: Грифы питаются погибшими животными.
  • ОМ4: Южноамериканский кондор сам убивает животных для питания.
  • ОМ5: Точно неизвестно, как грифы выслеживают пищу.
  • ОМ6: Североамериканские грифы помогают фермерам в период забоя скота.

Вот вариант структуры текста:

Если Вы не согласны с этим вариантом, составьте свой вариант структуры.

Вот так может выглядеть связный текст:

Грифы являются большими хищными птицами. Они принадлежат к тому же классу птиц, что и ястребы, соколы, орлы. Грифы питаются погибшими животными, и лишь южноамериканский кондор сам убивает животных для питания. Нет точных сведений о том, как грифы выслеживают пишу. Североамериканские грифы помогают фермерам в период забоя скота.

На этом же тексте выполните упражнение 15 (стр. 95)

Запомните четыре текста, чтобы в течение дня пересказать их тому, кому это будет интересно.

  • …по статистике храпом страдает почти половина человечества.
  • …еврейский Новый год празднуется одновременно с осенним равноденствием в конце сентября или начале октября.
  • …бурые и другие морские водоросли не имеют корней. Они прикрепляются к скалам нитями, напоминающими пальцы, называемыми зацепками, растущими на конце каждой ветви. Много креветок, крабов, рыб, морских ежей и других морских животных живет в этих зацепках.
  • …птицычемпионы по полетам во всем животном мире. Они отлично созданы для жизни в воздухе. Их сильные крылья слегка загнуты, чтобы помогать им держаться в воздухе, а их легкие обтекаемые тела могут развивать большую скорость при полете. Птицы могут летать быстрее и дальше других животных, включая летучих мышей и насекомых. Они могут находиться в полете целыми днями, не приземляясь, поднимаясь высоко над землей, падая вниз на большой скорости, или парить часами на струях теплого воздуха.
  • Запомните четыре небольших текста, содержащих числовую информацию. После прочтения текстов в течение дня перескажите их тому, кому они могут показаться интересными.
  • …человек может различать несколько тысяч запахов, а собака — до двух миллионов.
  • …самой длинной рекой Евразии является река Янцзы (ТЬлубая река), протекающая в Китае. Ее длина5800 км …первые птицы жили на Земле около ста пятидесяти миллионов лет назад. Они были размером с голубя и назывались археоптериксы. Ученые думают, что эти птицы, вероятно, были потомками небольшого вида двуногого динозавра.
  • … почти половина населения Земли питается исключительно рисом — одним из древнейших продовольственных растений земного шара, чьей родиной считается Индия, где его возделывают уже несколько тысячелетий. В Европе рис появился в VIII веке, в Америкев XV-XVI веках, на территории России — в 1II-U веках до н.э.

Задание для старшеклассников и студентов

Приготовьте школьный параграф или учебный текст, который войдет в экзаменационные билеты. Отсчитайте 8 предложений. Из каждого выделенного предложения текста выпишите по одному ответу на вопрос «О чем говорится в предложении?». Каждое слово или словосочетание полученного списка должно вызывать яркий образ в Вашем воображении. Внимательно перечитав список слов и словосочетаний, запомните их на 100% в данной последовательности.

Теперь перескажите все предложения, вспоминая запомнившиеся слова и словосочетания поочередно. Добивайтесь, чтобы рассказ получался слитным.

По мере возможности в течение дня несколько раз вспоминайте рассказ. Желательно предложения текста произносить вслух.

Выполните упражнение 13 (стр. 52) для формирования привычки регулярно припоминать полезную информацию с целью применения на практике.

Вторая неделя, пятый день

Выполните упражнение 14 (стр. 88) денном абзаце, а второй — на своем два раза: первый раз на нижеприве- тексте.

СКОМОРОХИ

Несколько веков — с XI по XVII — скоморошество процветало в городской и сельской местности. Но вот в XVIII веке это поистине народное искусство стало постепенно угасать. Гонения на скоморохов начались еще при царе Алексее Михайловиче. Указом от 1648 года он запретил их деятельность. И хотя позже, после смерти царя, скоморошество стало возрождаться, однако нового расцвета уже не наступило. Не было, как раньше, веселых «ватаг» по пятьдесят-сто скоморохов, которые вовлекали в свои игрища всех зрителей; потускнели драматические сценки, высмеивающие человеческие слабости и пороки. Все реже звучали домры и волынки, так любимые слушателями… На смену артистам-скоморохам постепенно приходил театр в его нынешнем понимании — со специально построенными зданиями, постоянными труппами.

Выделите из текста все основные мысли (ОМ) из абзацев. Постройте структуру текста из ОМ абзацев. Составьте связный рассказ из ОМ абзацев.

СОВЫ

Совы — хищные птицы. Они лучшие охотники из всех хищников. В сове все как будто создано именно для охоты.

У совы мощные, острые как иглы когти, которые вонзаются в жертву как зубья капкана. Когти соединены в одну лапу, которую сова может поворачивать в любом направлении.

У большинства видов сов большие глаза, совы лучше видят вечером или ночью при лунном свете, чем в дневное время. У сов более чуткие уши, чем у других птиц. Уши у них могут быть различной формы, они спрятаны на голове под перьями.

У совы мягкие, подбитые пухом перья на крыльях. Это позволяет сделать полет совы почти беззвучным, что очень помогает при охоте.

Совы охотятся обычно на закате, в сумерках или при лунном свете. Они слышат мышиное шуршание за много метров. Когда сова прислушивается со своего охотничьего насеста, она отодвигает перья и кожу, закрывающие уши. При этом образовывается ушная раковина, которая воспринимает малейший звук. Когда сова определит местонахождение жертвы по слуху, она неожиданно и точно нападает и вонзает острые когти.

Совы питаются такими млекопитающими, как мыши, белки, кролики. Они также едят ящериц, лягушек, птичек и даже рыбу. Совы ловят мышей лучше, чем любая из придуманных человеком мышеловок.

Варианты основных мыслей:

  • ОМ1: Совы — лучшие охотники из всех хищников.
  • ОМ2: Сова обладает мощными, острыми когтями.
  • ОМ3: У сов отличные органы зрения и слуха.
  • ОМ4: Сова летает беззвучно благодаря мягким перьям.
  • ОМ5: Во время охоты совы определяют местонахождение жертвы по слуху.
  • ОМ6: Совы охотятся на животных, млекопитающих, ящериц, лягушек, птиц и рыб.

Вот вариант структуры текста:

Если Вы не согласны с этим вариантом, составьте свой вариант структуры.

Вот так может выглядеть связный текст:

Совы — лучшие охотники из всех хищников. Они обладают мощными, острыми когтями. У них отличное зрение и слух, благодаря которому сова во время охоты определяет местонахождение жертвы. Сова летает беззвучно благодаря мягким перьям. Она питается животными, птицами и рыбой.

На этом же тексте выполните упражнение 15

Запомните четыре текста, чтобы в течение дня пересказать их тому, кому это будет интересно.

  • …у птиц самая высокая температура тела из всех теплокровных животных.
  • …кисти «цветков» на ветвях бурой водоросли вовсе не цветы. Это множество крохотных животных с ядовитыми щупальцами.
  • …одна из самых ранних форм европейской литературытак называемый плутовской роман зародился в Испании и повествовал о похождениях ловкого авантюриста, обычно простолюдина.
  • …самым горьким веществом в мире считается бензоат денатония, синтезированный недавно в США и выпускаемый под названием «бит-рекс». Одна чайная ложка этого неядовитого белого порошка делает непригодной для питья… целую цистерну воды — настолько он горек! Битрекс подмешивают в препараты бытовой химии, чтобы исключить их случайное употребление (особенно детьми), кроме того, его используют для денатурирования технического спирта.

Запомните четыре небольших текста, содержащих числовую информацию. После прочтения текстов в течение дня перескажите их тому, кому они могут показаться интересными.

  • …самое острое обоняние у самцов обыкновенной моли, которые улавливают запах своих «подруг» за 2 км.
  • …первыйучебник арифметики, в котором рекомендовалось использовать арабскую систему счета, написан в Италии в 1202 году.
  • …великий барьерный риф на восточном побережье Австралии — самый длинный в мире. Он более 1750 км длиной и построен из более чем 400различных видов кораллов.
  • …барсуки из года в год селятся в одном и том же месте, в одной и той

6.    Опишите ночные действия ленивцев.

7.    Где спят ленивцы?

8.    Сколько часов в сутки спят ленивцы?

9.    Что может произойти во время плавания? К чему это приводит?

10.    Что помогает в защите от хищных животных?

Теперь приступайте к проверке работ.

Вначале оцените ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ.

Сверьте список написанных Вами мыслей со следующим списком и проставьте себе проценты:

  • —    6,6% за мысли, сформулированные в полном виде и с той же точностью, что мысли из образцового списка (полной и точной можно назвать Вашу мысль, если она содержит все существенные детали из образцовых мыслей);
  • —    от 1 до 6% за мысли, сформулированные почти так же, как и в образцовом списке, но с неточностями или пробелами;
  • —    0% за неправильно сформулированные мысли.

Примечание. Если написанная Вами мысль содержит 2 мысли из образцового списка, ставьте себе 6,6% +6,6%= 13,2%.

Образцовый список мыслей из текста:

  1. Ленивцы — животные странного вида.
  2. Ленивцы обитают в Центральной и Южной Америке от Никарагуа до Бразилии.
  3. Мех ленивца серый и лохматый.
  4. Есть некоторое сходство с муравьедом и броненосцем.
  5. Ленивцы относятся к млекопитающим.
  6. Существует два вида ленивцев: двупалые и трехпалые.
  7. Трехпалые имеют по три пальца на каждой лапе.
  8. Двупалыедва пальца на передних лапах и три пальца на задних.
  9. Ленивцы пользуются лапами и пальцами, чтобы удерживаться на ветках вниз спиной, вверх ногами.
  10. Ночью они перемещаются по ветвям в поисках листьев и веточек, которыми питаются.
  11. Ленивцы спят на деревьях, на верхней стороне сильных веток.
  12. Ленивцы спят по 18 часов в сутки.
  13. Иногда ленивцы сползают на землю, отыскивают реку или озеро, без страха ныряют туда и легко плавают.
  14. Иногда в мехе разрастаются водоросли, и он приобретает зеленоватый оттенок.
  15. Зеленоватый оттенок меха помогает ленивцу, потому что делает его совершенно незаметным для орлов, ягуаров и других хищных животных.

Теперь сложите полученные проценты:_ %.

Этот результат показывает, насколько хорошо Ваша память срабатывает при необходимости САМОСТОЯТЕЛЬНО ВСПОМНИТЬ СОДЕРЖАНИЕ КОРОТКОГО И ПРОСТОГО ТЕКСТА.

Перейдите к оценке припоминания — сравните Ваши ответы с правильными и проставьте:

  •    10% за Ваши ответы, полностью совпадающие с правильными, приведенными ниже;
  • —    от 1% до 9% за ответы, почти совпадающие с правильными;
  • —    0% за неправильный ответ или за отсутствие ответа.

Правильные ответы:

  1. Ленивцы обитают в Центральной и Южной Америке от Никарагуа до Бразилии.
  2. Мех ленивца серый и лохматый.
  3. Есть некоторое сходство с муравьедом и броненосцем.
  4. Ленивцы относятся к млекопитающим.
  5. Ленивцы бывают трехпалыми и двупалыми. Трехпалые имеют по три пальца на каждой лапе, а двупалыена передних лапах только по два пальца.
  6. Ночью они перемещаются по ветвям в поисках листьев и веточек для питания.
  7. Ленивцы спят на деревьях, на верхней стороне сильных веток.
  8. Ленивцы спят по 18 часов в сутки.
  9. Иногда во время плавания в мех попадают водоросли, которые разрастаются, и мех приобретает зеленоватый оттенок.
  10. Зеленоватый оттенок меха помогает ленивцу стать менее заметным для хищных животных.

Сложите полученные проценты: _ %

Этот результат показывает, насколько хорошо Ваша память срабатывает при необходимости ПРИНУДИТЕЛЬНО ВСПОМНИТЬ СОДЕРЖАНИЕ КОРОТКОГО И ПРОСТОГО ТЕКСТА.

Подведите итоги очередного теста по оценке качества запоминания маленького текста:

Запоминание маленького текста

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ

%

ПРИПОМИНАНИЕ

%

Кроме оценки качества усвоения текста нужно оценить и Ваше умение выявлять основные мысли абзацев, строить с их помощью связный рассказ и строить структурные схемы, показывающие смысловые связи внутри абзаца и смысловые связи абзацев текста.

Вначале выпишите из каждого абзаца основные мысли. Можете воспользоваться тем, что все мысли абзацев выписаны в виде списка образцовых мыслей. Кроме того, мысли каждого абзаца сгруппированы.

Выписали?

А теперь постройте с их помощью связный рассказ. Если Вы удачно выделили основные мысли, связный рассказ получится.

Написали связный рассказ?

же норе. Они все время расширяют свое жилище, копают новые ходы и отнорки. В результате многолетних «разработок» нора превращается в целый город (кстати, старые барсучьи норы так и называют — «городки»), имеющий до 50 входных отверстий. Общая длина такой норы может достигать 200 м.

admin: