X

ФОРМА ТЕКСТА. СМЫСЛОВЫЕ СВЯЗИ

  • Смысловые связи
  • Частные логические структуры
  • Предметно-логические структурные схемы
  • Планы текстов
  • Практика

Допустим, Вы научились выявлять существенные мысли из запоминаемых текстов и даже умело выделяете среди мыслей каждого абзаца основную. Это, конечно, позволит Вам усваивать все мысли текста и закладывать их в память. Но достаточно ли Вам этих умений, чтобы надежно извлекать усвоенную информацию из памяти? Нет, недостаточно. Вы должны научиться связывать мысли друг с другом и отправлять их в память не как отдельные мысли, а как связки мыслей. Дело в том, что из памяти мысли извлекаются последовательно: вспомнив одну мысль из взаимосвязанной группы мыслей, мозг пересылает от нее электрические сигналы во все остальные мысли группы, и они немедленно вспоминаются.

Вспомнившаяся мысль активизируется и начинает посылать сигналы к другим мыслям, по смыслу связанным с данными.

ЧАСТНЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ

Человек обычно воспринимает и запоминает текст, как он выдается автором — в виде ЦЕПОЧКИ мыслей. В общей последовательности есть и главные, и второстепенные мысли автора, и несущественная информация:

При таком восприятии текста трудно сосредоточиться на логике рассуждений автора, так как внимание часто перескакивает от одной мысли к другой, то находя ссылку на какую-либо предыдущую мысль, то объединяя несколько мыслей в одну, то показывая, какие мысли вытекают из одной, и т. п. В итоге реальная структура текста может выглядеть сложнее, чем обычная цепочка (см. ниже):

Очевидно, что форма изложения мыслей на бумаге была бы нагляднее и легче поддавалась бы запоминанию, если бы она соответствовала реальному пути рассуждений автора.

Но и письменный, и устный тексты могут передаваться лишь последовательно, мысль за мыслью. Поэтому читатель или слушатель должен самостоятельно выходить из данного положения. Нужно научиться прочитываемые или прослушиваемые последовательности мыслей обычного текста перестраивать в более удобные для запоминания формы.

Чтобы научиться выявлять ФОРМУ текста и использовать ее для улучшения качества запоминания СОДЕРЖАНИЯ текста, необходимо:

  1. научиться устанавливать связи между отдельными мыслями внутри одного абзаца с выделением среди них основной МЫСЛИ;
  2. научиться связывать друг с другом основные мысли различных абзацев текста.

Начнем с первого пункта. Рассмотрим типы смысловой связи основной и второстепенных мыслей абзаца. Все второстепенные мысли абзаца могут быть связаны с основной мыслью абзаца либо непосредственно,

Основная мысль абзаца может располагаться в начале абзаца, внутри абзаца или в его конце.

либо через другие второстепенные мысли:

 

В первом случае автор текста что-либо утверждает в начале рассуждения, а затем доказывает утверждение, приводя различные факты.

Во втором случае главная позиция автора выявляется в ходе предварительных небольших рассуждений или перечисления нескольких фактов. Но так как убедительность основной мысли абзаца оказывается недостаточной, он приводит дополнительные аргументы.

В третьем случае автор пытается научить читателя или слушателя выводить утверждения на основе начальных данных или путем рассуждений.

Различные формы изложения используются авторами текстов для различных целей — убеждать в своей позиции, научить рассуждать или научить доказывать и т. п. Научившись быстро извлекать форму изложения автора, Вы сможете облегчить понимание цели автора и, следовательно, улучшить запоминание содержания текста.

Иногда во втором случае и очень часто в третьем случае автор текста может в целях активизации мышления запоминающего основную мысль абзаца не формулировать в явном виде. Основная мысль абзаца может быть выражена неявным образом, путем перечисления числовых величин, событий, качеств, свойств и т. п. фактического материала. В этом случае читателю или слушателю нужно сформулировать основную мысль абзаца своими словами, иначе фактический материал абзаца окажется не связанным и не запомнится.

Смысловые связи между отдельными мыслями абзаца определяются логикой рассуждений автора. Если Вы зафиксируете в памяти не только содержание мыслей абзаца, но и логический ход размышлений автора текста, то во время припоминания текста Вы воспользуетесь установленными смысловыми связями. В итоге вероятность воспроизведения всех мелких деталей абзаца увеличится. Иначе говоря, научившись выявлять форму изложения абзаца (его структуру), Вы обеспечиваете себе точность припоминания.

Предложенные ниже упражнения приучат Вас во время чтения текстов выявлять логический ход рассуждений автора, устанавливать смысловые связи между мыслями абзаца (строить структурные схемы абзацев) и фиксировать их в памяти наряду с мыслями и фактами абзаца.

УПРАЖНЕНИЕ 14 Приготовьте какой-нибудь абзац текста. Просмотрите содержание и грубо оцените количество мыслей в абзаце. Затем, медленно перечитывая абзац еще раз, выделите в нем все существенные мысли и сформулируйте их. Попытайтесь оценить, какая из них основная в абзаце.

Теперь напишите основную мысль и обведите ее овалом. Рядом с овалом напишите второстепенные мысли и заключите их в прямоугольники.

Прочитав написанную Вами основную мысль и просмотрев написанные второстепенные мысли, подумайте, какие из них непосредственно связаны с основной мыслью по смыслу. Чтобы определить смысловые связи, поставьте вопросы между основной мыслью и теми второстепенными, которые, на Ваш взгляд, связаны с основной напрямую. При формулировании вопроса от основной мысли к второстепенной используйте информацию из основной мысли, а информацию для ответа берите из второстепенной. При формулировании вопроса к основной мысли поступайте наоборот — информацию для вопроса берите из какой-нибудь второстепенной, а для ответа используйте информацию из основной мысли.

Выявив смысловые связи и мысленно сформулировав их, соедините линиями основную мысль и связанные с ней по смыслу второстепенные мысли.

Аналогично выявите смысловые связи между парами второстепенных мыслей этого же абзаца и соедините эти мысли линиями.

Прочитайте выявленные смысловые пары, прочитав мысли и формулируя смысловые связи. Оцените, насколько лучше осмысливается СОДЕРЖАНИЕ абзаца при выявлении его ФОРМЫ.

Вот пример выполнения этого упражнения на тексте:

Первый закон памяти — хранить необходимое, избавляясь от ненужного. А это значит, что запоминание тем тверже, чем глубже сознание необходимости запомнить. «Плохая память» чаще всего оказывается следствием не слабой способности к запоминанию, а неорганизованностью и неясностью целей человека. Известно также, что установка на необходимость запоминания срабатывает тем успешней, чем глубже при этом задета эмоциональная сфера. Ненужное не трогает нас, а потому и забывается легче.

Вначале оценим количество мыслей в абзаце: о первом законе памяти; о том, что отсюда следует; о последствиях слабой способности к запоминанию; о неорганизованности и неясности целей; об усилении эмоциями установки на запоминание; о пассивном отношении к ненужной информации.

Итого шесть мыслей. Все мысли — существенны. Немного изменив некоторые слова и обороты, приведем их:

  1. Первый закон памяти гласит: следует запоминать только нужное, а ненужное — не запоминать.
  2. Чем больше нужна человеку информация, тем лучше она запомнится.
  3. Слабая способность к запоминанию не является частой причиной «плохой памяти».
  4. Попытка запоминания ненужной информации (что можно назвать неорганизованностью в запоминании и обладанием неясными целями в запоминании) является частой причиной «плохой памяти».
  5. Необходимая информация запоминается еще лучше, если она затрагивает эмоции.
  6. Ненужная информация забывается легче, потому что она не затрагивает эмоции.

Попробуем выявить основную мысль абзаца. Для этого попытаемся по смыслу связать все 6 мыслей друг с

другом. Для наглядности все мысли разместим в овалы (рис. на стр. 89).

Рассуждая, можно оценить, что мысли № 1, № 2 и № 5, связываясь по смыслу друг с другом, не имеют непосредственной связи с мыслями № 4, № 6 и № 3.

Мысль № 1 могла бы претендовать на роль основной мысли абзаца, но с ней «плохо» связываются мысли № 4 и № 6.

В рассуждениях недостает промежуточной мысли между этими группами. Как правило, это говорит об отсутствии явно сформулированной основной мысли в абзаце. Иначе говоря, абзац содержит основную мысль в неявном виде. В качестве основной мысли, способной связать все мысли, может быть мысль, к которой подводят все другие мысли абзаца, кроме мысли № 3: «Качество запоминания информации зависит от необходимости этой информации».

Если эту мысль принять в качестве основной и переставить некоторые мысли, то структурная схема смысловых связей в абзаце может выглядеть так:

Прочитав основную мысль и просмотрев второстепенные мысли, подумаем, какие из них непосредственно связаны с основной мыслью по смыслу? Вероятно, с основной мыслью по смыслу связаны мысли № 1, № 2 и № 4.

Чтобы определить смысловые связи между основной мыслью и второстепенными, поставим вопросы между ними. Вначале зададим вопросы от основной мысли к второстепенным:

Вопросы

  • а)    Как зафиксировано утверждение о том, что «Качество запоминания информации зависит от необходимости этой информации»? В качестве чего оно зафиксировано?
  • б)    Как качество запоминания зависит от необходимости информации?
  • в)    К чему может привести игнорирование утверждеушя, что «Качество запоминания информации зависит от необходимости этой информации»?
    Обратите внимание, что при формулировании вопроса от основной мысли к второстепенной в самом вопросе использовалась информация из основной мысли, а при формулировании ответа в нем использована информация из второстепенных мыслей.
  • г)    На каком утверждении основывается первый закон памяти?
  • д)    Как можно переформулировать утверждение «Чем больше нужна человеку информация, тем лучше она запомнится»?
  • е)    Почему причиной «плохой памяти» часто является попытка запоминания ненужной информации?

Обратите внимание, что при формулировании вопросов к основной мысли информацию для вопросов

Ответы

  • а)    Это утверждение закреплено в качестве первого закона памяти.
  • б)    Так (в виде правила или свойства): «Чем больше нужна информация, тем лучше она запомнится».
  • в)    К тому, что, часто запоминая ненужмую информацию, человек формирует «плохую память».
    Теперь зададим вопросы от второстепенных мыслей ( №1, №2, и №4) к основной мысли (в вопросах должна присутствовать информация из второстепенных мыслей):
  • г)    На утверждении, что «качество запоминания информации зависит от необходимости этой информации».
  • д)    «Качество запоминания информации зависит от необходимости этой информации».
  • е)    Потому что человек не задумывается или забывает, что качество запоминания информации зависит от необходимости этой информации, и часто пытается запоминать информацию, которая ему необходима.

взяли из второстепенных мыслей, а для ответов использовалась информация из основной мысли.

Теперь, когда смысловые связи установлены (как Вы, наверное, уже догадываетесь: смысловые связи — это вопросы и ответы), можно соединить линиями основную мысль и связанные с ней по смыслу второстепенные МЫСЛИ:

Обратите внимание, что рядом со стрелками написаны номера вопросов и ответов. Направления стрелок показывают направление заданных вопросов.

Аналогично выявим смысловые связи между второстепенными мыслями абзаца.

  • № 2 и № 5: Что может усилить эффект необходимости? — Связь с эмоциями.
  • № 4 и № 3: Сильно ли влияет на продуктивность памяти слабая способность к запоминанию? — Нет, память чаще страдает от того, что человек пытается запоминать ненужную ему информацию.
  • № 4 и № 6: Как можно объяснить, что попытка запоминания ненужной информации является частой причиной «плохой памяти»? — Плохая память характеризуется забывчивостью, а ненужная информация и забываться будет легче, так как она не затрагивает эмоций.

Затем соединим второстепенные мысли стрелками (мы не будем задавать встречные вопросы).

А теперь, переставив для наглядности некоторые второстепенные мысли, изобразим структурную схему всего абзаца.

Теперь прочитайте полученные смысловые пары: сами мысли и смысловые связи между ними. Вы согласны, что такая ФОРМА представления информации позволяет глубже понять логику рассуждений автора и, в конечном счете, лучше запомнить СОДЕРЖАНИЕ?

Итак, Вы научились устанавливать связи между отдельными мыслями внутри одного абзаца, теперь Вам необходимо научиться связывать друг с другом основные мысли различных абзацев текста.

Вы узнали, что для запоминания содержания абзаца нужно не только сформулировать сами мысли и факты абзаца, но и построить структурную схему взаимосвязей мыслей и фактов. В процессе формулирования мыслей (письменно, вслух или мысленно) в мозгу создаются нервные образования. Каждое нервное образование содержит в закодированном виде формулировку соответствующей мысли. В процессе формулирования смысловых связей между мыслями между нервными образованиями «вырастают» нервные волокна. Нервные волокна, соединяющие нервные образования, — это смысловые связи, по которым от одной мысли можно прийти к любой другой путем рассуждений. Во время припоминания содержания усвоенного ранее текста протекающий по нервным волокнам электрический сигнал пробуждает последовательно все мысли абзаца.

Аналогично абзацам запоминаются и вспоминаются целые тексты.

Чтобы запомнить содержание целого текста, состоящего из нескольких абзацев, нужно вначале соединить все мысли внутри каждого абзаца и получить структурные схемы всех абзацев (на представленной ниже схеме ОМ — основная мысль; ВМ — вспомогательная мысль):

Затем по смыслу соединить только основные мысли абзацев. В итоге получить структурную схему целого текста из основных мыслей абзацев:

В конечном счете в мозгу создается сеть из основных мыслей, соответственно включающих в себя маленькие сети второстепенных мыслей.

Припоминание всего текста будет проходить следующим образом:

  • — вспоминается первая основная мысль первого абзаца;
  • —    возбужденное нервное образование первой основной мысли абзаца посылает сигналы второстепенным мыслям первого абзаца, и они вспоминаются;
  • —    возбужденное нервное образование первой основной мысли посылает сигналы и другим, связанным с ним нервным образованиям основных мыслей других абзацев, которые вспоминаются последовательно;

и так далее до конца текста.

УПРАЖНЕНИЕ 15. Приготовьте текст, состоящий из нескольких абзацев. В каждом абзаце выявите основную мысль и все второстепенные мысли. На основе рассуждений автора второстепенные мысли абзаца соедините друг с другом и основной мыслью. В итоге получите струюурные схемы абзацев.

Выпишите основные мысли абзацев и свяжите их по смыслу друг с другом в единую систему. Постройте схему основных мыслей.

Примечание. Если в итоге смыслового соединения абзацев единой системы не получится, а получится несколько систем (текст, видимо, должен был быть разделен на несколько смысловых частей, но, к сожалению, его представили целиком), в этом случае следует каждый получившийся маленький текст запоминать по отдельности.

Вот пример выполнения упражнения на большом тексте о проблемах памяти:

Память обладает любопытным свойством, которое названо по имени установившего его американского психолога законом Миллера: пропускная способность мозга, то есть объем информации, воспринимаемой и запоминаемой одновременно, зависит не столько от общего количества этой информации, сколько от числа ее отдельных, законченных частей. Это число устойчиво и варьируется в очень узких пределах. Оно равно чаще всего 7, реже 5 или 9. Проиллюстрировать закон Миллера можно простым опытом. Положите рядом семь спичек. Их легко сосчитать одним взглядом. Возможно, вы справитесь и с девятью. А вот десять спичек уже придется пересчитывать по одной. Теперь высыпьте на стол всю коробку — 50 спичек. Сосчитать их можно только простым перебором. Но если они разделены на семь частей по семь спичек в каждой, счет займет всего несколько секунд: число спичек в каждой группе и общее число групп можно воспринять с одного взгляда, останется перемножить и прибавить одну отдельно лежащую спичку.

Та же закономерность действует при запоминании любых предметов, чисел фактов и т. д. Даже очень длинный ряд объектов можно запомнить, если разбить его на группы. Механизм этого явления пока не ясен, но совершенно очевидно, что существует постоянный и устойчивый порог количества блоков единовременного восприятия и запоминания.

Отсюда важное правило чтения: количество информации, которое удержится в памяти, тем больше, чем более крупными блоками она будет восприниматься. Не стремитесь запоминать текст отдельными словами или фразами, старайтесь усваивать основные идеи. Чередуйте чтение с припоминанием и пересказом прочитанного. Повторите текст по частям, если текст велик, то крупными и цельными фрагментами (например, главами). Законченная, богатая содержанием идея запомнится лучше. В ее свете яснее станут связи между отдельными частями, их сравнительная роль, и поэтому запоминание отдельных элементов тоже будет продуктивнее.

Запоминание, подобно вниманию, может быть произвольным и непроизвольным. Как показали эксперименты психологов, продуктивность непроизвольного запоминания при условии, если работа выполняется с увлечением и носит творческий характер, гораздо выше произвольного. При быстром чтении это особенно заметно: мыслительные процессы носят свернутый, сжатый характер, и потому для специального, преднамеренного запоминания не остается времени. Внимание направлено на смысл, а команда «хочу запомнить» может только отвлечь от него.

Кроме того, волевая установка на запоминание значительно снижает скорость чтения, так как увеличивает число регрессий: мы еще не знаем, хорошо ли запомнился прочитанный фрагмент, но уже беспокоимся, не забыт ли он, и без всякой нужды возвращаемся к нему. Иногда такие возвраты происходят только мысленно: читая дальше, мы одновременно проверяем, как запомнилось предыдущее. Внимание распыляется, и в конечном счете восприятие замедляется.

Но все это вовсе не означает, что от произвольного запоминания надо отказаться совсем. Оно мешает только в тот момент, когда вы читаете. Но до и после чтения специальная организация памяти совершенно необходима. В сущности, именно этим вы и занимаетесь, когда определяете цель чтения, вырабатываете его предварительную программу, затем повторяете прочитанное.

В первом абзаце смысловые связи выглядят так:

Далее дается абзац, смысл которого можно передать одной мыслью (она и является главной):

В этом же абзаце дается информация, повторяющая то, что было сказано в первом абзаце. Вся эта информация не должна была быть во втором абзаце, так как она несущественна.

В третьем абзаце структурная схема выглядит еще сложнее:

Пунктиром обозначена второстепенная мысль, выраженная в тексте неявным образом.

Как на 100% запоминать тексты

Схему смысловых связей четвертого абзаца можно составить так:

Вот схема последнего абзаца:

В процессе составления структуры данного текста можно увидеть, что этот крупный текст состоит из двух крупных разделов:

  • —    первый абзац о том, как запоминать во время чтения (неважно, быстрое это чтение или медленное);
  • —    второй абзац о произвольном и непроизвольном запоминании.

Вот основные мысли каждого раздела в отдельности.

Первый раздел:

  1. Объем информации, воспринимаемый и запоминаемый одновременно, зависит не столько от общего количества этой информации, сколько от числа ее отдельных законченных частей.
  2. Механизм этого явления пока не известен.
  3. Старайтесь во время чтения усваивать основные идеи.

    Второй раздел:
  4. Продуктивность непроизвольного запоминания выше произвольного.
  5. Произвольное запоминание тоже необходимо.

Теперь попробуйте выявить форму изложения этого крупного текста, составив структурную схему из основных мыслей. У Вас получится примерно такая структура:

Попытайтесь из основных мыслей абзацев получить следующий связный рассказ:

Объем информации, воспринимаемой и запоминаемой одновременно, зависит не столько от общего количества этой информации, сколько от числа ее отдельных законченных частей. Механизм этого явления пока не известен. Но для практики можно утверждать — старайтесь во время чтения усваивать основные идеи (основные мысли абзацев).

Продуктивность непроизвольного запоминания выше произвольного. Но все же произвольное запоминание тоже необходимо (для некоторых случаев).

Не получается? Да, действительно, в некоторых текстах его части не могут составлять связный рассказ.

На первый взгляд запоминание текстов через выявление формы изложения текста может показаться слишком сложным и трудоемким, хотя в надежности результатов не усомнится никто. Даже может показаться, что пока один запоминающий выявит форму и составит структурную схему текста, да еще и потратит время на запоминание связей между основными мыслями, другой запоминающий за это время успеет вызубрить содержание текста многократным перечитыванием. Да, на сегодняшний день это может оказаться правдой. В ближайшие несколько дней Вы будете выявлять форму изложения текста очень медленно. Но Вы ведь только учитесь!

Потренировавшись, Вы станете строить структуру текста в уме и значительно быстрее. А попрактиковавшись еще некоторое время, Вы сформируете такие навыки, что выявление формы изложения текста станет проводиться «на подсознательном уровне» — в процессе чтения или слушания без выделения специального времени. Через некоторое время Вы на запоминание содержания и тщательную обработку формы изложения текста будете затрачивать столько же времени, сколько бы Вы затратили при обычном одноразовом прочтении текста.

И еще очень важное утверждение:

выявление формы изложения текста — это не только способ запоминания содержания, но и способ лучшего понимания содержания текстов, что особенно важно при запоминании сложных текстов или при изучении учебных текстов.

Поставьте себе цель — овладеть способом выявления формы в совершенстве, и Ваши усилия будут вознаграждены!

admin: