X

Модель процесса памяти

Для практического развития памяти неважно, какой модели придерживаться, но важно, чтобы выбранная модель была наглядной и помогала бы Вам понимать то, ЧТО НАДО ДЕЛАТЬ для улучшения памяти. Наиболее удобной является модель процесса памяти, в которой поступающая во время чтения или слушания информация представляется в виде электрических сигналов, протекающих по нервным волокнам мозга, как по проводам:

Например, прочитанное словосочетание «серая шляпа» сформирует в мозгу сигнал такой формы:

В этом сигнале первая часть изменилась, а вторая часть, соответствующая понятию «шляпа», осталась такой же.

Эта же модель процесса памяти объясняет дальнейшую судьбу сигналов: электрические сигналы, поступившие в мозг, воздействуют на вещество мозга и из молекул вещества создают нервные образования, которые можно образно представить в виде сцепленных друг с другом органических молекул:

Все описываемые здесь «сигналы» и «нервные образования» являются условными понятиями, удобными для моделирования процессов запоминания при изучении курса тренировки памяти.

Продолжая рассуждения в соответствии с выбранной моделью, условимся, что каждое нервное образование накапливает в себе электрический сигнал и хранит его в закодированном виде. Если «вызволить» из нервного образования закодированный в нем сигнал и переслать его по нервным волокнам в часть мозга, называемую центром обработки информации, то этот центр раскодирует содержание закодированной информации и человек ВСПОМНИТ:

Создающиеся в мозгу нервные образования (представим себе, что они создаются на поверхности) формируются от различных сигналов и имеют различные размеры, различную форму:

Данная условная модель процесса памяти может также объяснить то, КАК различные части запоминаемой информации СВЯЗЫВАЮТСЯ друг с другом по смыслу, как связываются новые знания со старыми. Выбранная модель памяти предлагает представлять связи между нервными образованиями в виде нервных волокон. Эти нервные волокна-связки «вырастают» от вершин нервных образований при формулировании вопросов и при формулировании ответов на вопросы. Нервные волокна от нервных образований срастаются так же и во время связывания по смыслу отдельных понятий или отдельных мыслей. Например, если в тексте «На скамейке лежали шляпы. Подул ветер. Ветер коснулся только серой шляпы, и она упала на землю» по смыслу связываются понятия «скамейка», «шляпы», «ветер», «серая шляпа», «земля», то образуются следующие 4 смысловые связки: «скамейка» + «шляпы», «серая шляпа» + «шляпы», «серая шляпа» + «ветер», «серая шляпа» + «земля». Эти смысловые связки образуют сеть:

В итоге, нервные образования окажутся «сросшимися» друг с другом в соответствии с сетью:

Из принятой здесь модели памяти следует, что для улучшения запоминания информации нужно научиться выполнять 2 различных умственных действия:

  • усваивать отдельные понятия (из которых состоят мысли) по отдельности и создавать, таким образом, нервные образования;
  • связывать все отдельные понятия каждой мысли по смыслу и, таким образом, соединять нервными волокнами нервные образования.

Подобные действия следует научиться проводить и во время запоминания отдельных мыслей текста, которые должны быть связаны по смыслу

Выбранная условная модель памяти объясняет не только процесс ЗАПОМИНАНИЯ, но и процесс ПРИПОМИНАНИЯ взаимосвязанной информации:

  • вначале вспоминается одно понятие из связки путем возбуждения соответствующего нервного образования;
  • это возбужденное нервное образование посылает электрический сигнал по нервным волокнам к другим нервным образованиям, связанным с ним по смыслу;
  • получив электрический сигнал, нервные образования возбуждаются, и соответствующие им значения понятий всплывают в памяти;
  • эти возбужденные нервные образования, в свою очередь, посылают электрические сигналы другим нервным образованиям и так далее до тех пор, пока не вспомнится вся группа взаимосвязанных понятий, т. е. пока не вспомнится вся мысль целиком.

То же самое происходит и во время припоминания мыслей — вспоминается первая мысль, которая «вытягивает» из памяти связанные по смыслу следующие мысли, которые, в свою очередь, активизируют связанные с ними другие мысли, и так до тех пор, пока не вспомнятся все мысли текста.

Кроме смысловых связей между отдельными понятиями одной мысли или между целыми мыслями текста в процессе запоминания устанавливаются и ассоциативные связи. Ассоциативные связи устанавливаются между запоминаемой информацией и ассоциациями, которые возникают во время запоминания. Например, если во время запоминания текста о шляпах «На скамейке лежали шляпы. Подул ветер. Ветер коснулся только серой шляпы, и она упала на землю» запоминающий человек вдруг вспомнит любимую скамейку в парке, то возникнет ассоциативная связь между «скамейкой, на которой лежали шляпы», и «знакомой скамейкой в знакомом парке». Если же во время чтения этого текста образ СЕРОЙ шляпы случайно станет ассоциироваться с образом СЕРОЙ мыши (например, потому, что шляпа соскользнула со скамейки так же легко, как испугавшаяся мышь), то в мозгу возникнет ассоциативная связь между «серой шляпой» и «серой мышью».

Подведем предварительные итоги:

  1. При запоминании каждой части информации (отдельных слов из мыслей или отдельных мыслей из текстов) в мозгу появляются нервные образования. Нервные образования и являются хранителями полученной информации в закодированном виде. Следовательно, для развития памяти нужно научиться фиксировать в памяти отдельные понятия и отдельные мысли. Этому будут посвящены упражнения первого практического раздела.
  2. При запоминании связанных по смыслу друг с другом отдельных частей информации (нескольких понятий одной из мысли или нескольких мыслей из одного текста) между нервными образованиями устанавливаются смысловые связи в виде нервных волокон. Следовательно, для развития памяти нужно научиться связывать по смыслу отдельные понятия или целые мысли. Целый ряд упражнений второго и третьего разделов учебника будут учить Вас этому.
  3. В процессе запоминания текстов (в процессе приема информации) человек использует устную или письменную речь, соответственно слушая или читая. Во время припоминания запомнившегося содержания текста (в процессе выдачи информации) человек также использует устную или письменную речь, соответственно высказываясь вслух или записывая. Получается, что память основывается на речевых навыках — навыках чтения, восприятия на слух, письма и устной речи. Следовательно, для развития памяти нужно совершенствовать навыки чтения (Ч), восприятия на слух (С), устной речи (Г) и письменного изложения информации из памяти (П).

  4. В процессе запоминания работа мозга в основном опирается на мышление (М), воображение (В) и внимание (В):

    запоминающий осмысливает содержание, образно представляет его во всех деталях и старается выполнять работу как можно внимательнее. От того, насколько хорошо развиты внимание, воображение и мышление, зависит продуктивность памяти. Следовательно, для развития памяти нужно выполнять упражнения на развитие внимания, воображения и мышления. В данном учебнике Вам будут предложены упражнения только на развитие мышления и развитие воображения.

Нередко мы слышим от делового человека: «Совсем память стала плохой — ключи забыл!» — или от учащегося: «У меня плохая память — не могу запомнить формулы по химии!» У них на самом деле плохая память? Может быть, обладая обычной «среднестатистической» памятью, они иногда просто не придают значения каким-нибудь вещам и, как следствие, не запоминают? Если разобраться во всех причинах «забывчивости» многих людей, то можно увидеть, что деловой человек, регулярно забывающий ключи, великолепно выполняет свои профессиональные обязанности и держит в памяти огромные массивы данных по экономике, а у ученика, не запоминающего химические формулы, по всем предметам стоят только пятерки. Да, чаще всего так и происходит. И память оказывается ни при чем.

Плохая память или рассеянность

Увлеченный чем-либо человек может не акцентировать своего внимания на том, что для него в данный момент времени является НЕАКТУАЛЬНЫМ, малозначимым по сравнению с интересующей его информацией. Если человек, нормально запоминающий большие объемы информации, необходимые для его деятельности, не может вспомнить что-либо непрофессиональное, то это еще не значит, что

ОН НЕ УМЕЕТ ЗАПОМИНАТЬ. Это может означать, что его внимание в момент, когда нужно было запоминать несущественную информацию (какие-то там ключи или неинтересные химические формулы), оказывалось РАССЕЯННЫМ по отношению к запоминаемой информации. Внимание в этот момент, возможно, было направлено на решение более важных для человека проблем (содержание предстоящей деловой встречи или подготовка к математической олимпиаде). Поэтому в подобных случаях нужно говорить о рассеянности внимания по отношению к чему-либо, а не о плохой памяти.

Бывают, правда, и другие случаи. Прекрасно решающий кроссворды и помнящий огромное количество слов человек может не запоминать информацию по своей специальности. В итоге, он может быть посредственным специалистом. Объяснить это несложно — для него информация из любой области одинаково важна. Правда, любая информация ему необходима только для того, чтобы «донести» ее до ячеек кроссворда. А для творческих размышлений он не способен извлекать информацию из памяти.

Делайте выводы!

admin: