Прошел один день.
Сегодня Вы сможете оценить способность памяти сохранять содержание короткого и длинного текстов в течение длительного времени.
Вначале оцените ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ короткого текста. Напишите все мысли текста о жуках, которые Вам удастся вспомнить:
Больше не можете вспомнить?
Зачеркните оставшиеся пустыми строчки.
Перейдите к большому тексту и напишите все мысли, которые Вы сможете вспомнить. Вам предлагается 25 пустых строк. Если Вы не сможете вспомнить 25 мыслей, то не расстраивайтесь и утешьтесь тем, что некоторые через сутки вспоминают лишь 6—10 мыслей. Не обращайте внимания на квадратики с процентами.
Больше не можете вспомнить?
Проставьте прочерки на пустых строчках.
Теперь приступайте к проверке работ.
Вначале оцените ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ короткого текста — сверьте список написанных Вами мыслей со списком на странице 14 и проставьте себе проценты:
- — 6,6% за мысли, сформулированные в полном виде и с той же точностью, что и мысли из образцового списка (полной и точной можно назвать Вашу мысль, если она содержит все существенные детали из образцовых мыслей);
- — от 1% до 6% за мысли, сформулированные почти так же, как и в образцовом списке, но с неточностями или пробелами;
- — 0% за неправильно сформулированные мысли.
Примечание. Если написанная Вами мысль содержит 2 мысли из образцового списка, то ставьте себе 6,6%+6,6%= 13,2%.
Образцовый список мыслей из текста:
- На юге страны живет жук-олень.
- У жуков-оленей рога похожи на оленьи.
- У жуков-оленей есть склонность к дубовому соку.
- Жуки-олени собираются там, где сок обильно истекает из-под коры древесных суков.
- На «водопой» прилетают десятки жуков-оленей.
- Напившись сока, жуки-олени дерутся, «бодаясь».
- Напившись сока, жуки-олени дерутся, кусаясь челюстями.
- Челюсти у жуков-оленей очень мощные.
- Во время сражения жуки-олени стараются, поддев рогами, сбросить друг друга с сука.
- В финале сражения лишь самый сильный жук остается у сладкого источника.
- Жук-победитель не долго наслаждается питьем в одиночестве, т. к. побежденные жуки возвращаются к месту сражения подраться еще раз.
- После возвращения проигравших победитель снова вступает в борьбу.
- Дубовый сок для рогачей не только бодрящий напиток, но и пропитание.
- В настоящее время имеются и остаются сомнения в объяснении необходимости дубового сока как пищи.
- Некоторые энтомологи уверяют, что взрослые жуки-олени не нуждаются в соке как в пище, а дубовый сок для них только «хмельное питие».
Сложите полученные проценты: _%.
Этот результат показывает, как Ваша память сохраняет усвоенное на 100% содержание короткого текста. Назовем его КАЧЕСТВОМ СОХРАНЕНИЯ в памяти содержания маленького ТЕКСТА.
Вычтите из 100% полученные проценты, и Вы получите ПОТЕРИ ПАМЯТИ В ТЕЧЕНИЕ СУТОК после запоминания короткого текста.
Приступайте к проверке выполненных работ с большим текстом. Оцените то, как Вы умеете воспроизводить содержание больших текстов через сутки после прочтения. Для этого сравните каждую мысль из списка воспроизведенных Вами с мыслями образцового списка на стр. 29. По результатам сравнения проставьте себе проценты (в квадратиках в конце каждой строки) по следующему принципу:
Надежность памяти
СОХРАННОСТЬ МАЛЕНЬКОГО ТЕКСТА |
% |
СОХРАННОСТЬ БОЛЬШОГО ТЕКСТА |
% |
- — ставьте за свою мысль 4%, если Ваша мысль совпадает по смыслу с мыслью из образцового списка (т. е. в Ваших мыслях есть все значимые слова, которые в образцовых мыслях выделены курсивом, или есть их синонимы);
- — если Ваша мысль частично совпадает с образцовой мыслью, то ставьте себе 2%;
- — если Ваша мысль имеется в тексте, но в образцовом списке ее нет, то ставьте себе 1%.
Примечание. Если Ваша мысль содержит 2 мысли из двух различных пунктов образцового списка, то за эту комплексную мысль ставьте себе 8%.
Проставили проценты во втором Вашем списке?
Теперь просуммируйте и запишите: _ %. Назовем этот результат
КАЧЕСТВОМ СОХРАНЕНИЯ В ПАМЯТИ СОДЕРЖАНИЯ БОЛЬШОГО ТЕКСТА.
Вычтите из 100% полученные проценты, и Вы получите ПОТЕРИ ПАМЯТИ В ТЕЧЕНИЕ СУТОК после запоминания большого текста.
Подведите итоги третьего теста по оценке надежности хранения в памяти содержания прочитанных текстов:
Память — это сложный комплекс биохимических и психических процессов, протекающих в различных областях коры головного мозга и подкорковых структурах (далее мы будем говорить — в мозгу). Различные направления науки (медицина, биология, физиология, психология) по-разному пытаются объяснить процессы запоминания и припоминания. Объясняя различным образом, ученые придумывают различные МОДЕЛИ процессов памяти, которые описывают то, ЧТО происходит в мозгу.
А словосочетание «черная шляпа» вызывает в мозгу сигнал другой формы: