Умение поставить вопрос свидетельствует о понимании самого главного в учебном материале. Ставить вопросы нужно не только к тексту учебника, но и по рассказу учителя, при чтении карты, описании картины, и т. д.
Общая последовательность обучения постановке познавательных вопросов такова:
- объяснение учителем, что такое познавательный вопрос и зачем он необходим. Предварительно указывается на два вида текста— описательный и объяснительный, учитель приводит примеры каждого вида текста;
- отыскание учащимися познавательных вопросов в тексте;
- называние учителем в процессе объяснения отдельных частей рассказа, например: «Начиная изучение атмосферных осадков, вначале поставим познавательный вопрос». Иногда вопросов может быть несколько. Так, начиная рассматривать тему «Горы. Различие гор по высоте», учитель сообщает классу.: «Сегодня мы должны выяснить, что, такое горы, как они различаются по высоте». Для учащихся эти вопросы одновременно выступают и как цели урока;
- самостоятельное формулирование учащимися познавательного вопроса, если такого в тексте нет. Например, при изучении водопадов учащиеся составили такие вопросы к первому абзацу подтемы: что такое водопад? Как образуется водопад? Познавательные вопросы можно ставить к части параграфа, абзацу, отрывку;
- постановка вопросов по рассказу учителя. С таким предложением учитель время от времени обращается к классу.
Задание — найти в тексте или сформулировать отсутствующий в нем вопрос — предлагается в классе и для домашнего выполнения. К концу учебного года домашние задания преобладают над классными.
Проверка результатов обучения постановке познавательных вопросов показала, что количество вопросов в экспериментальных классах по сравнению с обычными условиями обучения на 25% больше. Главное же, эти вопросы чаще требуют выяснения причин и условий образования природных объектов и явлений.
Работа со второй частью — утверждением — занимает сравнительно мало времени. Учащиеся находят эту часть в тексте, затем пересказывают ее содержание. В учебнике V класса здесь обычно говорится о причинах возникновения или изменения географических объектов и явлений.
Доказательство представляет собой ряд связанных между собой аргументов, положений, фактов, подводящих к определенному выводу.
Это основная часть текста; все остальные, по существу, обслуживают ее и логически связаны с ней. Она направлена на формирование системы общих географических понятий. Поэтому нужен ее подробный анализ. На что же он должен быть направлен? Главные направления — найти существенные признаки понятия, установить, какие связи и отношения объединяют эти признаки, а также связи между понятиями, выделить стадии образования или изменения объектов и явлений. Такая работа требует использования различных источников знаний, а не только текста учебника.
Что касается текста, то по нему возможны следующие виды заданий:
- осознание того, что должно быть доказано, т. е. рассмотрено и усвоено. Так, при изучении образования равнин учитель просит сформулировать познавательный вопрос к этой части параграфа. Учащиеся сообщают, что надо ответить на вопрос: как образуются равнины?
- прочтение текста и название частей природных объектов, стадий образования и изменения природных явлений. Например, в первом абзаце § 22 предлагается найти определение понятия «равнина» и назвать два ее основных признака. Это обширный участок суши, который имеет ровную или холмистую поверхность. Задание обеспечивает более полное усвоение главных признаков понятия;
- нахождение одной или нескольких Причинно-следственных связей, пример: прочтите последний абзац на с. 112 и укажите, почему борьба за чистоту воздуха имеет международное значение. Или: по тексту на с. 64 укажите, в каких местах чаще образуются овраги;
- подробная характеристика каждой, части природного объекта, стадии явления, способа образования и др., примеры: рассказать, как образуются равнины на месте горной страны; как образуется град. При выполнении таких заданий может быть воспроизведен весь процесс образования или изменения объекта или явления. При подготовке к уроку учитель выделяет стадии природного процесса, на уроке называет их и, если необходимо, записывает на доске. Это облегчает запоминание.
Такая целенаправленная работа позволяет глубже, чем в обычных условиях обучения, усвоить важный в образовательном и воспитательном Отношении материал.
Приемы, необходимые для анализа текста, указаны в следующей таблице:
Таблица 8
Приемы и содержание анализа
Содержание анализа текста |
Основные приемы анализа текста |
Нахождение составных частей географического объекта или явления Выделение стадий их образования или изменения Нахождение связей я отношений Описание объекта или явления в целом и по частям |
Выборочное чтение Сравнение Выборочное чтение Нахождение связей и oтношений. Выборочное чтение Пересказ текста. Группировка материала. Выборочное чтение |
Работа над выводами. Вывод — это суждение, которое следует из предпосылок, исходных суждений и доказательств, приводимых учителем или учебником. С логической точки зрения каждый вывод состоит из двух частей — предпосылок и заключительного суждения. В учебниках обычно в качестве вывода выделено заключительное суждение. И в пятом и в последующих классах учащиеся делают выводы с большим трудом. Во многих ответах они отсутствуют поэтому приходится требовать их дополнительно. Поэтому с первых же уроков в V классе необходимо начать обучение учащихся умению делать выводы. Обучение идет в следующих направлениях:
- объяснение понятия «вывод». Его определение в V классе в полном объёме сообщать необязательно. Достаточно сказать, что в учебнике выводом заканчивается какая-либо часть текста. В последующих классах это можно сделать более полно;
- показ образца вывода. Например, в теме «Внутреннее строение земного шара» после ознакомления со строением земной. коры и ее толщиной в разных, местах предлагается прочитать второй абзац в разделе «Внутреннее — строение Земли» и сделать вывод по, этому материалу. Его можно найти, если сравнить изучаемые объекты на сходству или различию… Так, из цифровых данных учебника следует такой вывод: толщина . литосферы в разных местах неодинакова. Она больше под материками и меньше иод океанами.. Для обучения выводам полезны сравнительные вопросы: что общего имеют низменности, возвышенности, плоскогорья? Чем они различаются? Как они различаются по высоте? И т. д.;
- нахождение вывод а в тексте учебника;
- самостоятельное формулирование учащимися вывода, если в тексте он отсутствует. Так, после изучения темы «Движение воды в океане» можно сделать такой вывод: теперь мы знаем четыре вида движения воды в океане. Их вызывают различные причины. После вывода учащиеся перечислили виды движения воды и причины, их вызывающие.
В этом состоит следующий этап обучения — обоснование вывода предпосылками, подтверждение примерами. Полезно также делать вывод по уроку в целом, что требует отбора наиболее существенного в его содержании, группировки суждений. Такой подход позволяет научить, хотя и с разной полнотой, умению делать выводы по тексту. Эту работу следует продолжить в последующих классах, где роль учебника в этом отношении. однако, меньше.
Следует также подчеркнуть, что анализ текстов объяснительного содержания положительно сказывается на составления плана статей учебника. Правда, в обычных условиях обучения учащиеся также к концу V класса лучше составляют план несложного текста, чем в начале учебного года. Однако при специальном обучении анализу учебника это делается заметно лучше.
Работа с текстом учебника, имеющим заранее заданную структуру, продолжается и в следующих классах.
Работа с текстом учебника в VI—VII классах
Учебники но географии материков и физической географии СССР имеют ряд отличий. Самое существенное отличие состоит в том, что структура учебного материала в них более типовая, а последовательность изложения полнее отражает логику географической науки.
В составе природно-территориальных комплексов, изучаемых в VI—VII классах, выделяют типовые части— компоненты:
рельеф, климат, внутренние воды, природные зоны. Их характеристике предшествует описание географического положения. Изучив, компоненты природы материка или Советского Союза, учащиеся рассматривают природные комплексы меньших размеров — природные области материков, трупные территории нашей страны.
Учащиеся должны знать логику перехода от одного компонента к другому, сущность связей между ними. Это знание позволяет понять построение характеристик территорий. В свою очередь, описание каждого компонента природного комплекса непроизвольно, оно тоже во многом типовое. Так, параграф «Географическое положение и границы СССР» в учебнике VII класса изложен по следующему плану:
- Значение географического положения.
- Содержание понятия .«географическое положение».
- Описание географического положения Советского Союза.
- Значение величины территории СССР.
Географическое положение СССР описано так же, как и географическое положение материка Африка, который изучается в VI классе первым. Дополнительно в VII классе обосновано значение размеров нашей страны.
Такая близость структуры учебного материала облегчает его систематизацию я усвоение, организацию урока, повторение, чтение карты.
Учебники тесно связаны с географической картой. Поэтому изучение нового материала по тексту учебника часто предполагает обязательную и довольно развернутую работу с картой. Так, описание физико-географического положения всегда дается по карте, а не по тексту учебника.
Большинство параграфов в учебниках VI—VII классов, содержит. описание особенностей природы, вскрывает их причины, показывает условия хозяйственной деятельности населения. Структура таких текстов сводится обычно к двум видам: от изложения причин к следствиям или от описания особенностей природы к факторам, их определяющим. Так, подтема «Распределение осадков по территории страны» (§22 учебника VII класса) написана по такому плану:
- Факторы, влияющие на распределение осадков.
- Неравномерность выпадения осадков по сезонам года и ее причины.
- Распределение снежного покрова по территории страны.
- Годовое количество осадков в разных частях Советского Союза.
Как видно, в параграфе сначала описаны причины, определяющие распределение осадков по сезонам года и по территория страны, а затем уже изложены особенности распределения осадков.
Тесно связаны текст и иллюстрации учебника, ведь ни один источник знаний не может изложить сведения об изучаемых объектах и явлениях в полном объеме. Кроме того, различные источники по-разному обеспечивают понятийную и образную сторону знаний.
Анализ построения географических текстов. В VI—VII классах продолжается ознакомление учащихся с готовыми планами, по которым можно анализировать текст. Эта работа идет в нескольких направлениях.
Первое — ознакомление с последовательностью изучения материков, их областей, Советского Союза, его крупных территорий. В начале учебника VI класса изложен план изучения каждого материка в целом. Переходя к природным областям Африки, учитель сообщает план изучения каждой области.
Далее учащимся предлагается в подтеме «Субтропический Север» назвать абзацы, относящиеся к рельефу, климату, природным зонам, занятиям населения. Учитель обращает внимание шестиклассников на то, что в тексте нет описания географического положения, ничего не сказано о реках. Эти сведения, если необходимо, берут из карты. Занятия же населения описаны в двух абзацах— сельского населения, городского.
В VII классе учитель сообщает сведения о построении текста в начале курса и при изучении крупных территорий СССР.
Второе направление — ознакомление с построением отдельных тем.
Одновременно удобно знакомить с целями изучения темы — компонента природы, так как эти цели примерно одинаковы для. курсов географии материков и физической географии СССР, о чем говорилось выше. Так, рельеф материков и территории Советского Союза (крупных территорий) изучают, выясняя сначала общие особенности рельефа, затем его различия, рельефообразующие факторы. Поэтому в параграфах учебника имеются абзацы, в которых названы общие особенности рельефа, описаны его отдельные формы, рассмотрены условия и процесс развития рельефа.
Такое ознакомление осуществляется и на примере других тем —климата, внутренних вод, природных зон, природных комплексов крупных территорий СССР. Что касается географического положения, то при отсутствии времени достаточно сказать, что текст описывает географическое положение неполно И его надо изучать по карте. В учебниках неплохо назвать типовые элементы характеристики различных компонентов природы. Такие сведения уместны как в начале, так и в конце параграфа.
После ознакомления со схемой изложения материала в учебнике нужно закрепить знания о построении текста, отыскать в нем отдельные части. К ним относятся задания найти в параграфе материал по всем пунктам плана, данного учителем или учебником. Например, предлагается назвать по учебнику VI класса все пункты плана, по которому изложена тема «Влажные экваториальные леса Африки». После выполнения этого несложного задания учитель указывает, что по такому же плану изложен материал по другим природным зонам. Другой пример задания: в тексте учебника о пустынях и полупустынях Африки назовите абзацы, в которых говорится о географическом положении, климате, почвах, растительности и животном мире этих зон.
Если нет времени для анализа построения текста, то его план записывают на доске и указывают, что его следует использовать в последующих темах. Так, общая характеристика морей Северного Ледовитого и Тихого океанов в теме «Моря, омывающие СССР» изложена примерно по одной схеме:
- Особенности котловин морей:
- а) образование котловин;
- б) очертания и характер береговой линии.
- Свойства океанских и морских вод:
- а) температурные условия, их изменение и причины;
- б) соленость вод, ее различия.
- Естественные ресурсы морей.
Учитель записывает этот план на доске и пользуется им при объяснении темы.
Следующий вид заданий—отыскать в тексте материал по отдельным пунктам плана. Такие задания преобладают на уроках: они меньше по объему и возможны после ознакомления с общей схемой изучения темы. Предлагается не только найти в тексте материал, но .и дать анализ его содержания. Нужные сведения могут быть изложены в одном абзаце, иногда в двух и более. Тогда необходима группировка материала. Так, сведения о. температурных условиях морей Северного Ледовитого океана, включая сведения о ледовитости, изложены в четырех абзацах. Группировка имеет смысловую основу. Ледовитость морей связана с климатическими условиями бассейна Северного Ледовитого океанами их -изменением с запада на восток.