В методической литературе обычно указывают следующие приемы работы с учебным текстом: объяснительное чтение, выборочное чтение, составление плана статьи, ответ на вопрос, пересказ текста, установление причинно-следственных связей, нахождение главной мысли, сравнение. Эти приемы одинаковы для многих школьных, предметов и, следовательно, имеют межпредметный характер! Тем, самым, естественно, облегчается работа учителя и учащихся.
В то же время при отборе приемов нельзя не учитывать особенностей географического текста. Один из них—наличие в нем постоянной структуры, которую можно представить в виде типового плана параграфа или его части. Отсюда следует важный вывод: учащихся надо учить прежде всего приемам анализа типовых планов, данных учителем заранее или открытых самими школьниками. Л. А. Концевая подчеркивает, что наименее используемыми школьниками во всех классах являются приемы составления плана и конспектирование. На уроках эти приемы используются редко, так как требуют для усвоения много времени. Работа класса с готовыми планами экономна во времени и достаточно эффективна.
Характерно также, что составление плана и работа с готовым планом требуют одинаковых приемов, в их числе: отбор материала, деление текста на части, нахождение главной мысли, смысловая группировка и ряд других.
Вторая особенность географических, текстов — их тесная связь с картой. В простых случаях надо найти на карте встречающуюся при чтении географическую номенклатуру. В более сложных — взять из карты ряд сведений, отсутствующих в учебнике, и объединить их с текстом. Следовательно, надо учить школьников сочетанию текста и карты.
Приемы работы с текстом целесообразно рассматривать не разрозненно, а в тесной связи между собой. Все их можно объединить, по существу, в такие группы:
- Приемы составления плана статьи.
- Приемы работы с планом, составленным ранее или данным учителем в готовом виде.
- Приемы работы, совпадающие с приемами умственной деятельности учащихся: сравнение, нахождение причинно-следственных связей, вывод, обобщение и др.
Вместе с объяснительным и выборочным чтением эти приемы нужны при работе с текстом типового и нетипового построения. Они обеспечивают анализ построения и. содержания текста. Школьники, овладев ими, успешнее усваивают знания, а процесс обучения идет более активно.
Работа с текстом учебника в V классе
Учебник V класса играет особую роль в географическом образовании школьников. Для них это первая в жизни географическая книга. В связи с. этим особую важность приобретает ознакомление с построением книги,,ее содержанием, оглавлением, методическим аппаратом — вопросами и заданиями, словарем географических терминов и понятий. Еще более важно научить работать с главной частью учебника — его текстом.
Сначала выясним способы изложения учебного материала. В V классе они имеют свои отличия.
Одно из современных требований к учебнику — не только изложить основы науки, но и обеспечить их активное усвоение. С этой целью перед текстом, в самом тексте и после него подобраны вопросы и задания, они даны также к иллюстрациям и картам. Активизации познавательной деятельности учащихся может служить и, построение текста, особенно с «рассуждающим» изложением материала. Его содержанием является описание процессов образования природных объектов и явлений, их изменений. Оно часто имеет проблемный характер. Познавательные вопросы, рассуждения, после которых следуют выводы, развивают мышление учащихся. Особенности такой подачи учебного материала хорошо видны в темах «Характер и залегание пород в горах», «Образование ветра», «От чего зависит сила ветра», «Атмосферное давление».
В текстах с проблемным содержанием можно выделить следующие «типовые» части:
- познавательный вопрос. Примеры: «А не задумывались ли. вы над тем, как появились горы?», «А почему дует ветер?», «Будет ли изменяться атмосферное давление, если подниматься от берега моря на вершину горы?» и др. Познавательные вопросы направляют внимание читателя на самое существенное в тексте, на усвоение стадий процесса образования объектов и явлений, их причин и т. д. Многие познавательные вопросы в тексте относятся к числу проблемных, так как вызывают у пятиклассников определенные затруднения.
- утверждение — вторая часть текста. В ней названы причины возникновения географических объектов и явлений, указано на их изменение, а в целом изложена основная мысль текста или его части. Например, в описании изменения гор сказано: «С первых же дней своей жизни под действием тепла и холода, воды и живых организмов горы начинают разрушаться». Это и есть утверждение.
- доказательство. Это наиболее важная и трудная для усвоения часть текста. В ней описываются процессы образования природных объектов и явлений — дневного и ночного бриза, муссона, возникновения или разрушения гор и т.д., их изменения. Усвоить стадии этих процессов надо в той же последовательности, как она изложена в учебнике или в рассказе учителя. Пропуск смысловых элементов знаний приводит к неточному, а порой и неправильному ответу. В изучении такого материала использование текста особенно необходимо.
- вывод — обычно завершает предыдущую часть текста. Как правило, после вывода начинается изложение новой темы или подтемы, приводятся дополнительные, подтверждающие его примеры. В учебнике вывод иногда совпадает с утверждением.
Перечисленные части в разных темах изложены в неодинаковой последовательности, а некоторые могут вообще отсутствовать. В темах с изложением материала от причин к следствиям названные части даны в иной последовательности.. Такие темы начинаются обычно с определения понятий и указания их существенных признаков, причинно-следственных связей или с вывода. Например, в теме «Движение воды в океане» при объяснении цунами вначале дан вывод: «Цунами это тоже волны, но гигантских размеров, и порождены они не порывами ветра, а сильными подводными землетрясениями». Эту часть, текста можно рассматривать и как утверждение, соединенное с выводом.
Приемы работы с текстом проблемного содержания. Их типовая структура позволяет научить пятиклассников находить основные части текста, в соответствии с типовым планом, уметь анализировать его, правильно строить ответ.
Проверка, проведенная в школах, показала, что учащиеся в начале V класса не могут составить план текста, сделать выводы, привести доказательства, назвать причины, о которых говорится в учебнике.
На первом этапе, в начале учебного года, учитель знакомит школьников с новым учебником и основными, правилами работы с ним, подчеркивая его большое значение в успешном изучении географии.
Затем он указывает на типовое построение статей объяснительного содержания и учит находить в них отдельные части. Нужно также установить связи между частями, выявить их содержание. Анализ текста можно начать, например, при изучении вопроса «Изменение гор» в § 2 К Проверив домашнее задание, учитель сообщает: «Новую тему мы изучим по учебнику. Нам надо уметь находить в тексте основные части, а затем правильно и полно пересказывать их содержание. Мы теперь знаем, как образовались горы. У многих, вероятно, возник вопрос: что происходит с горами после их возникновения? Об этом написано в учебнике на с. 57—60. Вопрос, который у нас возник, называют познавательным, так как он требует приобретения новых знаний. Такие вопросы часто встречаются в тексте. Они стоят обычно в начале рассказа о том, как образуется или изменяется природный объект».
Для примера класс находит ответ, на познавательный вопрос в тексте на с. 56, а учитель ставит вопрос к подтеме «Изменение гор» (в учебнике его нет). Далее в кратком виде дается ответ на поставленный вопрос. Для этого учащиеся читают первый абзац подтемы «Изменение гор» на с. 59. Учитель говорит, что эта часть текста называется утверждением. Здесь утверждается, что горы после своего возникновения сразу же начинают разрушаться. Это вторая часть текста. Читая учебник, надо искать в нем утверждение о времени и месте образования объектов природы, о происходящих с ними изменениях.
Далее рассказывается, как происходит разрушение гор, какие виды выветривания участвуют в этом процессе, доказывается, что горы действительно разрушаются в результате различных внешних процессов.
Последнюю часть текста называют выводом. Он завершает какое-либо рассуждение, рассказ, параграф или его часть и является продолжением доказательства. Вывод легко найти: его часто начинают словами «итак», «таким образом», «следовательно». Заканчивать свой ответ также желательно выводом. После этого объяснения учащиеся находят в тексте и читают вывод на с. 60.
Проработав материал, учитель записывает на доске, а учащиеся — в тетрадях названия основных частей текста. Затем, если позволяет время, один из учащихся рассказывает по записанному плану об изменении гор. Такой рассказ можно заслушать и на следующем уроке. Учитывая необходимость подробного анализа учебника, §21 целесообразно, разделить на два урока.
Если один из текстов подробно проработать по описанной методике, то в дальнейшем достаточно время от времени обращаться к тексту и предлагать найти в нем основные части. Неоднократная проработка с выделением основных частей текста позволяет к концу учебного года научить большинство учащихся свободно ориентироваться в тексте учебника.
Однако выделение частей текста — лишь начало обучения. Нужно уметь анализировать его содержание, правильно строить ответы, подбирать доказательства и т. д. Рассмотрим методику работы над отдельными пунктами плана.