X

РАБОТА УЧАЩИХСЯ С УЧЕБНИКОМ ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ

Наблюдения показывают, что учебник и особенно его текст на уроках географии используется редко. На него обращают внимание, да и то не всегда, лишь при задании на дом. Наиболее типично отсутствие специального обучения приемам работы с текстом. Учащиеся учатся этим приемам в процессе усвоения географических знаний. Нередко единственной целью работы с учебником считают усвоение темы или какой-либо ее части.

Если учебник и используется, то при этом отсутствует какая-либо система. Особенности содержания и оформления географического учебника учитываются недостаточно. В методической литературе рекомендуются, почти такие же способы работы с текстом, как и по другим предметам. Учителя мало, знают Методику использования географического текста в разных классах. Наиболее труден, по мнению учителей, учебник физической географии СССР, что связано с усложнением знаний, учащиеся не всегда умеют выбрать главное и пытаются заучивать текст целиком.

В работе с текстом редко видят средство активной познавательной деятельности учащихся. Ее считают необходимой лишь для понимания и воспроизведения учебного материала в неизменном виде. Учителя отмечают также отсутствие или недостаток времени на эту работу. В этих условиях образовательные и воспитательные цели урока стремятся достичь с помощью карт, а работу с текстом заменяют своим объяснением.

Недооценка учебника отрицательно сказывается на усвоении географического материала, особенно сложного по содержанию и большого по объему. Многие учащиеся не умеют работать с учебником. Вот один из опытов, который провела Л-. А. Концевая: «Однажды мне довелось присутствовать на уроке географии. Учительница, только что получившая новый восьмой класс, предложила ребятам, открыть учебник, самостоятельно изучить параграф, а потом письменно ответить на три вопроса.

Ребята взялись за работу с некоторым недоумением: очень уж непривычная была контрольная. В конце урока учительница сказала:

—    Я вам открою секрет: мне хотелось проверить, умеете ли вы работать с учебником.

—    Да что вы, Нина Константиновна! — весело закричали школьники. — Мы совсем не умеем работать с учебником!

Проверка контрольной работы показала, что ребята сказали правду: они действительно не владели приемами работы с книгой».

По мнению учителей-географов, которых опрашивали, умеют работать с учебником 45% учащихся V—VII классов; умеют, но слабо — 27%, не умеют работать — 28%.

В настоящее время роль учебника еще больше выросла в связи с переходом на новые программы, содержание которых стало сложнее. «Учебник был, есть и надолго останется в условиях массовой общеобразовательной школы основным средством реализации содержания образования, объем которого заложен в программе»,— справедливо указывает Д. Д. Зуев. Необходимо также предусмотреть обучение различным рациональным приемам использования текста, подготовить школьников к самообразованию после окончания школы.


Основные способы построения текстов в учебниках физической географии

Успешная работа с текстами невозможна без знания их особенностей. К ним относятся построение (логическая структура), содержание и форма изложения учебного материала. Поэтому для анализа и усвоения знаний мало понимать прочитанное, нужно отчетливо видеть логическую структуру текста.

Что касается содержания текста, то для анализа нужно знать основные компоненты. К ним относятся:

  •  определения общих географических понятий. Их много в учебнике V класса, несколько меньше — в учебниках VI—VII классов;
  •     описания природных объектов и явлений — рельефа, полезных ископаемых, климата, природных ресурсов и др. В описаниях названы как существенные, так и несущественные черты объектов и явлений. Такое же содержание имеет описание населения и его занятий в учебнике VI класса;
  •     объяснение происхождения или изменения природных объектов и явлений. Оно включает причинно-следственные связи, природные закономерности, условия (факторы) образования;
  •     отдельные факты различного содержания: перечень форм поверхности, указания на географическое положение, цифровые данные и др.;
  •     факты, подтверждающие действие причин, подчеркивающие основные черты природы.

Для примера проанализируем довольно сложный отрывок из текста учебника VII класса по теме «Климат и реки Восточной Сибири» и покажем его составные части в виде таблицы:

Таблица 5

Логические компоненты текста

Содержание текста

Логические компоненты

Географическое положение, и условия атмосферной циркуляции определяют: резкую континентальность и суровость климата Восточной Сибири.

В октябре здесь начинает господствовать повышенное атмосферное давление. Один за другим возникают и усиливаются антициклоны. Поэтому в зимний период создается обширная область высокого атмосферного давления — зимний Азиатский (Сибирский) антициклон с центром в Монголии

Устанавливается устойчивая малооблачная холодная и безветренная погода. Зима длится без оттепелей более полугода

Средние температуры января —24°С на юге, —40°С на севере и т. д.

Общие причины

Основные черты климата

Причина резкой континентальности

Поясняющий факт

Описание погоды

Указаны ее черты

Факты, поясняющие черты климата

Анализ подобных текстов, хотя бы и неполный, значительно улучшает его усвоение.

Построение параграфов и их частей тесно связано с логикой географической науки и содержанием изучаемых понятий. Какие же способы построения текстов применяются в учебниках физической географии?

В зависимости от содержания в учебниках V—VII классов можно выделить тексты описательные, объяснительные и смешанные, содержащие как описание, так и объяснение.

Описание, как правило, включает перечень признаков изучаемых объектов и явлений, различные факты, подтверждающие высказанные положения. В описательных текстах иногда отсутствует жесткая связь отдельных частей, и поэтому их логическую нить учащимся порой нелегко понять. При изложении такого текста его части легко поменять местами, не нарушив правильности ответа. Так, можно описать, например, горные и покровные ледники. Виды выветривания в V классе допустимо описывать в любой последовательности. Все же таких описаний сравнительно немного. Они встречаются преимущественно в учебнике V класса (темы «Горы. Различие гор по высоте», «Равнины», «Судоходство. Морские каналы. Изображение на карте морских путей сообщения, портов» и др.).

Объяснение содержит причинно-следственные связи, природные закономерности, причем они изложены не в виде перечня, а вместе с объясняемыми фактами, явлениями, признаками понятий. Примеры — объяснения процесса образования ветра в V классе, пассатов, поясов атмосферного давления, циркуляции атмосферы — помещены в учебнике VI класса и др. Такой материал наиболее труден для усвоения и требует иных приемов работы, чем описательный текст.

Большим разнообразием построения отличаются смешанные тексты. Они есть во всех учебниках, но особенно характерны для курсов географии материков и физической географии СССР.

Многие факты становятся понятными, если предварительно указать причины, которые их определяют. Поэтому, например, характеристика климата ряда крупных территорий СССР в учебнике VII класса начинается с выяснения климатообразующих факторов, а затем идет описание .элементов климата — среднемесячных температур, осадков, их режима в делом и в отдельных частях территории (см. «Дальний Восток»). Так же охарактеризован климат Южной Америки в учебнике VI класса.

Часто встречается другой способ сочетания, при котором сначала дается описание объектов, а затем уже их объяснение. Так изложен, например, в учебнике V класса параграф об озерах. В нем сначала дано определение понятия «озеро», названы его признаки, а затем объяснено, как образовались озерные котло-иины, как возникли сточные и бессточные озера.

Еще один способ построения географических текстов таков: вначале рассмотрены особенности природы изучаемой территории в целом, а затем по частям. Так описан рельеф Африки, в котором по высоте выделены северо-западная и юго-восточная части.

Учитель должен уметь находить составные части текста. Особенности построения географических текстов видны из следующих таблиц:

Таблица 6

Виды текста по построению

Виды текста

Пример

От причин к следствиям

От следствий к причинам

От целого к частям От фактов к обобщениям

Пассаты. Роль пассатов в распределении осадков (VI класс) Разнообразие рельефа СССР (VII класс)

Рельеф Африки (VI класс)

Климат (V класс)

Таблица 7

Виды текста по содержанию

Виды текста

Пример

Описательный

Объяснительный

Смешанный

Текст-предписание

Части реки (V класс)

Образование равнин (V класс).

Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Дальнего Востока (VII класс)

Географическое положение Австралии (VI класс)

Как видно, географические тексты обладают важной особенностью—они часто имеют типовое построение. Их структура вытекает из логики географической науки и учитывает этапы изучения физико-географического материала. Эта особенность текстов существенно важна для выбора методики работы с ними. Ознакомление с типовым построением текстов помогает учащимся правильно и полно построить ответ.

admin:
Related Post