X

Особенности чтения геологической карты

О некоторых приемах чтения геологической карты при изучении крупных территорий говорилось выше. Поэтому рассмотрим лишь работу с геологической картой в. начале курса физической географии СССР. Ее представляют в такой же последовательности, как и тектоническую карту.

«Геологическая карта, — объясняет учитель, — показывает состав горных пород, время их образования, условия залегания». Учитель указывает, что породы самой молодой в история Земли кайнозойской эры изображены на геологической карте светлым цветом — желтым и темно-желтым. Затем он называет условные знаки наиболее древних горных пород, после чего по карте атласа или учебника предлагает ряд вопросов и заданий:

  1. Что можно узнать по геологической карте?
  2. Какие условные знаки используются в геологической карте?
  3. Каким цветом обозначены самые древние породы? Назовите участки нашей страны, сложенные ими. (Карелия, Восточный Саян, к югу от реки Алдан и др.)
  4. Найдите на геологической карте Западно-Сибирскую равнину. Породами какого возраста она сложена?
  5. Сравните возраст горных пород Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнин.

Полезны задания на определение возраста горных пород, их происхождения на территории своего края.

Выполнение этих заданий дает учителю возможность сделать следующий вывод: при изображении горных пород на геологической карте осадочный чехол не показывают, за исключением мест, где лежащие ниже древние породы не изучены. Геологическая карта окрашена в разные цвета с помощью качественного фона, так как горные породы имеют неодинаковый возраст и происхождение. Геологические карты составляют геологи, но пользуются ими и ученые-географы, и строители при строительстве шахт, рудников, дорог,-Геологическая карта нужна и при изучении географии в школе.

Урок завершают вопросами:

  • Чем геологическая карта отличается от тектонической?
  • Что можно узнать о горных породах по геологической карте?

После чего, учащиеся делают в тетрадях следующую запись: что можно узнать о рельефе по тектонической и геологической картам:

  1. Определить возраст поверхности.
  2. Объяснить главные черты поверхности, различия в рельефе отдельных частей территории, размещение форм поверхности.
  3. Установить состав горных пород.

К этой записи полезно возвращаться, когда учащиеся затрудняются полно использовать возможности тектонической и геологической карт.

У многих учителей возникают вопросы: как работать с геохронологической таблицей? Надо ли школьникам знать эры и периоды? Как использовать данные таблицы об их продолжительности?

Учащимся, несомненно, необходимо знать название и последовательность геологических эр, их продолжительность. Эти сведения необходимы для определения возраста тектонических структур, горных сооружений, оснований платформ. Соотнесение геологических эр и областей складчатости делает геологические знания более точными. Запоминание геологических периодов необязательно, хотя учащиеся могут их называть .с помощью геохронологической таблицы и геологической карты.

При изучении гор целесообразно определить их примерный возраст, а не только указать эпоху горообразования, отсчитывая его со времени поднятия горных сооружений. Можно дать задание,, например, выяснить, сколько миллионов лет назад поднялись Кавказские горы, каков возраст Уральских гор и др. Особенно удобно делать такие подсчеты по геохронологической таблице учебника VII класса.

Использование тектонической и геологической карт при изучении полезных ископаемых

Современная программа по школьной географии предусматривает более глубокое изучение полезных ископаемых — исключительно важного вида природных ресурсов. Во многом оно становится возможным благодаря использованию тектонических и геологических карт.

В этой работе нужна определенная последовательность.

В VI классе учащихся знакомят с некоторыми условиями образования полезных ископаемых в связи с магматическими и. осадочными породами. С этой целью изучение темы «Полезные ископаемые» в разделе «Африка» (VI класс) полезно сопроводить схемой размещения магматических полезных ископаемых.

Место образования магматических полезных ископаемых при внедрении магмы

Эта схема не раскрывает сложного механизме образования руд, но она делает наглядной связь интрузий с образованием руд. Сейчас учащиеся нередко связывают богатство рудными ископаемыми со степенью разрушенности горных систем или вообще с горами как формой рельефа. Надо подчеркнуть, что магматические полезные ископаемые имеются в горах разного возраста. Они залегают, неглубоко не. только там, где сильна разрушены горы, но и в тех местах, где магматические горные породы близко подходят к поверхности. Практика показывает, что однократного объяснения процесса образования ископаемых магматического и осадочного происхождения недостаточно и время от времени надо повторять его. Особенно это важно для курса физической географии СССР. В учебнике VII класса подчеркнута связь кристаллических пород и рудных ископаемых. В дополнение целесообразно повторить их связь с разломами и интрузиями, сообщенную ранее, и на новой основе раскрыть причины богатства фундамента платформ рудными ископаемыми. Эти дополнения непосредственно связаны с чтением тектонических карт и с объяснением размещения, состава и происхождения полезных ископаемых.

Более подробное объяснение происхождения полезных ископаемых опирается на сведения из геологической истории о процессах вулканизма, денудации, содержащиеся в тексте учебника. В целом же в школьном курсе географии условия образования основных минеральных богатств можно описать лишь обобщенно.

Учащиеся должны знать основные закономерности размещения полезных ископаемых — их зависимость от тектонических элементов земной коры, от состава горных пород. Ознакомление шестиклассников с подвижными и относительно устойчивыми участками земной коры в самом начале курса географии материков позволяет связать полезные ископаемые с соответствующими участками земной коры материков и использовать тектоническую карту. Поэтому уже при изучении Африки возможны такие вопросы:

  1. Каковы условия образования полезных ископаемых магматического происхождения?
  2. Почему в Восточной Африке преобладают полезные ископаемые магматического происхождения?
  3. Какие полезные ископаемые преобладают на севере Африки?

Аналогичными вопросами можно пользоваться и при изучении других материков. Однако нужны и обобщающие задания, приводящие в систему знания об условиях образования и размещения ископаемых на материке, например:

  1. Почему на платформах встречаются полезные ископаемые как осадочного, так и магматического происхождения?
  2. Чем объяснить разнообразие полезных ископаемых. Северной Америки?
  3. Почему образование разломов в земной коре способствует образованию полезных ископаемых?

В VII классе изучение полезных ископаемых усложняется, чаще используются карты. Теперь с помощью тектонической и геологической карт объясняют разнообразие полезных ископаемых нашей страны, их приуроченность к отдельным частям территории СССР, указывают возраст пород, с которыми они связаны. Так, при изучении физико-географического обзора СССР учащимся целесообразно задавать следующие вопросы:

  1. Известно, что наша страна богата различными полезными ископаемыми. Чем это объяснить?
  2. Какими полезными ископаемыми богата ваша область? С какими горными породами они связаны?
  3. Почему на платформах имеются месторождения каменного угля, нефти, природного газа?
  4. Наряду с месторождениями осадочного происхождения на платформах встречаются полезные ископаемые магматического происхождения. Чем объяснить разнообразие полезных ископаемых платформ?

Подобные вопросы заставляют анализировать условия образования и размещения полезных ископаемых различного происхождения.

Указанное направление продолжается и при изучении крупных территорий СССР. Задания для чтения карты в\’ второй части курса конкретизируют и развивают начатое в общем физико-географическом обзоре направление в изучении полезных ископаемых. При этом повторяются и закрепляются приемы чтения тектонической и геологической карт.

Так, при изучении Восточно-Европейской равнины полезно предложить учащимся такие задания:

  1. Сравните полезные ископаемые северо-западной и северо-восточной частей Восточно-Европейской равнины. Чем объяснить их различие?
  2. Почему на Русской платформе находят как рудные магматические, так и осадочные полезные ископаемые?

Задания для изучения полезных ископаемых горной территории в принципе не отличаются от предложенных для изучения равнинных территорий. Однако здесь анализ тектонической и геологической карт более точен. Это связано с тем, что на сравнительно небольших территориях горных систем условия образования полезных ископаемых более разнообразны, чем на обширных равнинах. Приведем несколько примеров для Урала, показывающих направление работы учителя:

  1. Чем объяснить разнообразие полезных ископаемых Урала? Подтвердите свой вывод данными геологической карты.
  2. С помощью геологической карты укажите, в какой части Уральского хребта нужно искать рудные полезные ископаемые магматического происхождения.
  3. Назовите общие, особенности размещения полезных ископаемых на западных и восточных склонах Урала, учитывая его геологическое строение.

Предлагаемые задания основаны на чтении тектонической и геологической карт и позволяют правильнее и полнее объяснить происхождение и состав полезных ископаемых. Приемы изучения полезных ископаемых по тектонической, геологической и физической картам закрепляются заданиями по контурным картам. Следует подчеркнуть, что изложенные выше направления удается реализовать при условии целенаправленного и постоянного обучения учащихся приемам чтения различных карт. Ряд заданий предлагается для домашнего выполнения.

admin:
Related Post