X

Обучение приемам чтения тектонической карты

Тектоническая карта показывает строение земной коры. Она отражает два ее главных типа, различающиеся по направлению развития и по характеру залегания слоев, — платформы и геосинклинали. Карта характеризует также различные движения в земной коре, во многом определяющие рельеф. Эндогенные факторы формирования рельефа находят на ней более заметное выражение, чем внешние процессы.

Обучение чтению тектонической карты идет в такой же последовательности, что и по другим картам. Сначала учитель знакомит с ее назначением и условными знаками. На первых уроках в VI классе учитель знакомит школьников с картой «Строение земной коры суши» одновременно с понятием «платформа». Он указывает, что по этой карте изучают внутреннее строение земной поверхности и определяют возраст земной коры. На тектонической карте участки разного возраста окрашены в неодинаковые цвета. Наиболее древние — в розовый цвет.

Полезно записать в тетрадь, что можно узнать по карте «Строение земной коры»:

  •  найти платформы и подвижные участки земной коры — области разломов, землетрясений, вулканизма;
  •  определить их возраст.

Затем предлагается выполнить ряд упражнений в чтении карты:

  1.     Какие участки земной коры в зависимости от их подвижности обозначены на карте «Строение земной коры»?
  2.     Найдите на карте Африкано-Аравийскую платформу. Какой возраст имеет ее фундамент?
  3.     В какой части Африки земная кора сохранила большую подвижность? Какие условные знаки карты свидетельствуют об этом?

Эти упражнения помогают усвоить некоторые условные знаки карты, учат на их основе делать выводы о строении земной коры. Одновременно происходит закрепление новых понятий — устойчивые и подвижные участки земной коры.

Более сложная задача — на основе сочетания физической и тектонической карт устанавливать связи рельефа и его внутреннего строения, объяснять происхождение и размещение форм поверхности.

Одновременно начинается формирование приемов Совместного использования физической и тектонической карт. Предыдущая запись в тетради о назначении карты «Строение земной коры» дополняется новой. По карте «Строение земной коры» можно:

  •     объяснить размещение форм земной поверхности;
  •     определить их возраст;
  •     выявить происхождение гор и равнин;
  •     указать, как действуют внутренние процессы на рельеф в настоящее время.

Учащиеся узнают, что платформам, как правило, соответствуют равнины, а наиболее подвижным участкам — горные сооружения. Сопровождая свое объяснение рисунком, учитель доказывает, почему на платформах расположены равнины: они сверху сложены осадочными породами, эти породы залегают горизонтально, в результате чего равнины имеют довольно ровную поверхность.

Составляя физическую и тектоническую карты, целесообразно идти от рельефа к объяснению его особенностей, т. е. от следствия к причинам. Такой путь нагляднее, он предупреждает возможность поверхностного чтения тектонической карты, которая учащимся пока менее известна, чем физическая. Поэтому в теме «Рельеф Африки» раскрывается понятие «рельеф», а затем дается объяснение причин возвышенного характера рельефа материка по карте «Строение земной коры», определяются по ней возраст платформы, залегающей в основании Африки, возраст отдельных форм рельефа каждой части Африки.

Такая же последовательность — от описания особенностей рельефа к их объяснению — сохраняется при изучении поверхности Австралии. Постепенно учитель переходит на, объяснение рельефа его внутренним строением и возрастом. Тектоническая карта начинает выполнять функцию географического прогнозу. Становится возможным дедуктивный подход в использовании тектонической карты. В разделе «Южная Америка» учащиеся сначала находят устойчивые и подвижные участки, земной коры, затем высказывают предположение о том, каким должен быть рельеф материка в целом и в отдельных местах. Далее учащиеся проверяют свои предположения по физической карте» после чего описывают рельеф восточной, равнинной и западной, горной частей Южной Америки.

Характеристика рельефа природных областей материков дается менее подробно, чем в общем-обзоре. Однако и здесь возможно использование тектонической карты, по которой определяют общий характер поверхности, размещение и возраст ее отдельных форм, современные горообразовательные процессы. Представление о содержании работы с картой дают следующие вопросы и задания по Евразии:

  1.     На карте «Строение земной поверхности» атласа определите характер движений земной коры в Исландии.
  2.     По тексту учебника и картам опишите рельеф Фенноскандии и укажите его возраст.
  3.     Какие горы относят к средневысотным? По карте «Строение земной поверхности» атласа определите примерный возраст средневысотных гор Европы.
  4.     Назовите характерные черты поверхности островов Великобритания и Ирландия.
  5.     По картам и тексту учебника опишите Альпы.
  6.     На Среднедунайской и Нижнедунайской низменностях имеются большие толщи морских и речных осадков. Какие выводы можно сделать из этих фактов?
  7.     В какой части Средиземноморья наиболее сильно проявляется горообразование? Подтвердите свой вывод данными карт физической и «Строение земной поверхности».

В целом для VI класса характерно использование беседы и небольших практических работ на основе тектонической карты. Совместное использование тектонической и физической карт помогает переносу приемов чтения карты «Строение земной коры» на физико-географический материал.

В VII классе значительно возрастает глубина изучения рельефа за счет геологических знаний, усиливается, объяснительное содержание учебного материала. Тектоническая карта используется вместе с геологической. Она все чаще привлекается к объяснению характерных черт и происхождения рельефа, в том числе на местном материале.

Чтение тектонической карты в курсе физической географии СССР проходит два этапа. На первом — в общем физико-географическом обзоре страны — осуществляется повторение и углубление знаний о карте. Учитель указывает, что тектоника — часть науки геологии. Она изучает движения земной коры и их результаты. Поэтому на тектонических картах изображают устойчивые и подвижные участки земной коры, отмечают вулканические явления, землетрясения, разломы. Учитель показывает условные знаки щитов, плит, вулканов, районов землетрясений. Эти знаки либо новы для семиклассников, либо отличаются от принятых на карте VI класса. Так, на тектонической карте СССР изображены краевые прогибы, показаны направления складчатостей, обозначены места и годы крупнейших землетрясений.

Затем предлагается ряд вопросов и заданий на закрепление данного материала:

  1.     Назовите две самые большие платформы на территории нашей страны.
  2.     Покажите на тектонической карте Западно-Сибирскую платформу. Каков ее возраст? Какие части платформ Называют плитами?
  3.     Приведите примеры платформ разного возраста.
  4.     Найдите два крупных щита на Русской платформе. Какие участки платформ называют щитами?
  5.     Назовите наиболее подвижные участки земной коры на территории СССР. По каким условным знакам можно судить об их подвижности?

Подобные вопросы и задания тренируют в определении размещения различных участков земной коры, их возраста и .характера движений.

Далее учащиеся выполняют упражнения на сопоставление тектонической и геологической карт, продолжают соотносить участки земной коры на тектонической карте с формами поверхности на физической карте, с этой целью выполняют упр. 3 на с. 42 учебника.

Чтобы правильно установить связи между рельефом и его внутренним строением, на первом уроке темы «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые на территории СССР» надо прочно усвоить основные черты поверхности нашей страны. Однако объяснить их достаточно подробно здесь нет возможности. К ним нужно вернуться на последнем уроке темы, отведя часть времени на их объяснение.

Учащиеся подводятся к следующим выводам:

 Разнообразие поверхности нашей страны связано с тем, что ее территорию слагают как относительно устойчивые, платформенные, так и подвижные участки земной коры. Поверхность формировалась продолжительное время, в течение миллионов и даже миллиардов лет.

  1.     Преобладание равнин объясняется тем, что основную часть территории Советского Союза слагают платформы разного возраста. Чехол платформы сложен горизонтально залегающими осадочными породами.
  2.     На юге страны когда-то находилась большая геосинклиналь, впоследствии и сравнительно недавно захваченная процессами горообразования. Поэтому -здесь расположен пояс высоких горных систем.
  3.     Общий наклон поверхности страны к северу в целом связан с преобладанием горных систем на юге СССР.
  4. В дальнейшем, при изучении крупных территорий СССР, могут быть объяснены другие черты рельефа — неодинаковая высота горных хребтов, наличие современного вулканизма и др.

Связи поверхности с факторами рельефообразования существуют в любом месте земного шаpa, они закономерны. Поэтому их усвоение чрезвычайно важно для успешного чтения тектонических карт.

Второй этап работы с тектонической картой осуществляется при изучении крупных территорий СССР. Его главная особенность состоит в тесной связи трех карт — тектонической, геологической и физической. Увеличивается и объем описаний по ним, Знания учащихся теперь детальнее, а чтение карты — более точное. Выясняют, например, состав горных пород, слагающих фундамент платформ, наличие неровностей на нем, их влияние на характер поверхности. Учащиеся узнают, что поднятия фундамента платформы служат причиной появления на поверхности равнины невысоких гор (Хибины), возвышенностей (Среднерусской, Подольской, Приднепровской), Возвышенности возникают и в результате смятия осадочных пород в складки. Понижения фундамента — это места расположения низменностей (Причерноморской, Прикаспийской).

Более точно и целенаправленно использовать тектонические карты помогает знание типового содержания характеристики рельефа крупных территорий. На первый взгляд кажется, что эта характеристика в учебнике изложена весьма произвольно. Однако в ней можно выделить следующие основные части:

  •     общий характер рельефа территории;
  •     особенности распределения высот на равнине или в пределах горной территории;
  •     направление уклона равнины или вытянутости горной системы;
  •     различия в рельефе отдельных частей крупной территории СССР.

Эти типовые признаки, за небольшим исключением, могут быть объяснены с помощью тектонических и геологических Карг.

Учитывая перечисленные типовые признаки, изучение рельефа первой природной территории — Восточно-Европейской равнины— целесообразно построить следующим образом:

  1.  Учитель сообщает цели изучения рельефа крупной территории. Он напоминает, что после выяснения общих черт рельефа нужно объяснить их с помощью знаний о внутреннем строении равнины и породах, ее слагающих. Это можно сделать, сопоставив физическую и тектоническую карты.
  2.     Далее идет повторение материала о связи рельефа о его внутренним строением по следующим вопросам и заданиям:
  •     Чем объясняется равнинность западной половины нашей страны?
  •     Какие формы рельефа характерны для подвижных участков земной коры? Покажите такие участки на физической карте СССР.
  •     Покажите на Русской платформе щиты и укажите, какие породы их слагают.
  1.     Учитель называет составные части характеристики рельефа территории и напоминает, что их нужно устанавливать в правильной последовательности. Начинать нужно с выявления общих черт поверхности, а заканчивать указанием их различий.
  2.     С учетом изложенных учителем требований идет изучение рельефа и геологического строения Восточно-Европейской рав нины. Закреплению этого материала служат вопросы в конце параграфа учебника.

Поверхность Западно-Сибирской равнины менее сложна, и ее связь с историей формирования рельефа и его строением более понятна. По физической карте учащиеся делают вывод о главных чертах рельефа. После проблемного вопроса, предлагающего объяснить особенности поверхности Западно-Сибирской равнины, учащиеся с помощью тектонической карты называют часть их. Причины чашеобразного строения равнины называет учитель, пользуясь рисунком на доске.

Внутреннее строение Западно-Сибирской равнины.

Сложнее изучать рельеф и геологическое строение торных территорий, где значительно разнообразнее состав горных пород.

Рассмотрим методику их изучения на примере Урала.

Рельеф Урала довольно сложен, и не все его черты отражает физическая карта. Поэтому часть их лучше назвать учителю. Учащиеся определяют на карте высоты горной системы, различия в наибольших и преобладающих высотах. Главные черты рельефа полезно кратко записать учащимся в тетрадях, а учителю — на классной доске.

История формирования горной системы позволяет объяснить различие высот Северного, Среднего и Южного Урала, неодинаковый состав горных пород Предуралья, Водораздельного хребта и Зауралья. По геологической карте устанавливают возраст и виды горных пород, которыми сложен Урал, наличие интрузий магматических пород в восточной и осевой зонах.

При изучении крупных территорий необходимы описания небольших частей ее поверхности или форм поверхности по трем картам—физической, тектонической и геологической. Программа предлагает описать геологическое строение и рельеф Отдельных частей. Для тренировки в таких описаниях на протяжении учебного года нужно выполнить несколько заданий.

Описывать равнинные участки проще, чем горные, так как происхождение и состав горных пород территорий с горным рельефом разнообразнее. Поэтому начать подробные описании можно с равнинных участков, например с Прикаспийской низменности.

Сначала читают физическую карту, затем тектоническую и геологическую. Это позволяет установить главные черты поверхности, затем объяснить их и указать литологический состав.

Приведем пример описания Прикаспийской низменности по трем картам:

«Прикаспийская низменность расположена на юго-востоке Восточно-Европейской равнины. Она постепенно понижается по направлению к Каспийскому морю. В ее основании лежит Русская платформа. Низменность сложена осадочными породами четвертичной системы».

Описания участков с горным рельефом более развернуты. Вот один из примеров:

«На полуострове Камчатка преобладает гористый рельеф. В центральной части проходит Срединный хребет. На востоке расположен Восточный хребет. На западе и между хребтами находятся равнины, занимающие небольшое место. Склоны хребтов очень круты. Горы находятся в геосинклинали, поэтому здесь часты землетрясения и извержения вулканов. Они, сложены породами кайнозойской эры неогеновой системы. Небольшая часть пород архейской и протерозойской эр. Камчатка расположена в области тихоокеанской складчатости. Горообразование не закончено до наших дней. На полуострове много вулканов. Они расположены группами по линии разломов в земной коре. Камчатка — район горообразования. Современное горообразование сопровождается землетрясениями и извержениями вулканов».

Ответ показывает, что учащиеся неплохо указывают черты рельефа, опираются на физическую карту, используют тектоническую и геологическую карты. В ответе существует связь между различными особенностями рельефа и его внутренним строением.

Об усвоении приемов чтения тектонической карты можно судить не только по развернутым описаниям рельефа. Учащиеся могут выполнить сравнительно небольшие задания, содержание которых требует-связать данные нескольких карт. Приведем примеры таких заданий:

  1.     По физической карте СССР опишите Уральские горы. Как возраст Уральских гор оказался на их высоте?
  2.     По физической карте СССР назовите главные особенности поверхности Западно-Сибирской равнины. Чем их можно объяснить?
  3.     Почему самые большие высоты на Дальнем Востоке находятся на Камчатке и Курильских островах?

Такие задания обеспечивают перенос приемов чтения физической карты в новые условия, предусматривая их осмысление с помощью сведений из других карт.

admin:
Related Post