Как показывают исследования, старшие дети значительно чаще испытывают неприятные переживания, связанные с чувством ревности. Конечно, маленький ребенок трех — пяти лет не сможет четко и осознанно сформулировать в словах свои ощущения, он не скажет: «Я ревную маму к младшему брату». Тем не менее, способы узнать, насколько комфортно ощущает себя старший ребенок, есть. На помощь здесь приходит сказка.
Сказка про колобочков
Жила-была семья колобков. Мама-колобок, папа-колобок два колобочка: колобочек-дочка и колобочек-сынок. (Пол героя определяется в зависимости от пола ребенка и его сиблинга.)
Колобочки очень любили сказки, но сами читать еще не умели. Они всегда просили маму им почитать.
Однажды вечером они, как всегда, захотели послушать сказку, но было уже поздно, и колобочкам скоро нужно было ложиться спать. Поэтому мама сказала, что прочтет только одну сказку. Колобочки согласились. Но старший колобочек хотел, чтобы мама почитала про Курочку Рябу, а младший — про Теремок.
(Здесь нужно вовлечь ребенка в сказку, задав ему вопросы: «Как ты думаешь, чем закончился этот спор? Какую сказку слушали перед сном колобочки? Почему именно эту сказку?». Эти вопросы помогут понять отношение ребенка к семейной ситуации. При необходимости скажу можно продолжить.)
У колобочков были друзья ежата. Они жили в соседнем лесу. Их родители много работали, а ежата оставались вдвоем и играли. Однажды они играли, и младший забралу старшего его любимую игрушку и не захотел отдавать назад.
(Как ты думаешь, что было дальше? Что сказал старший ежонок? Что сделал младший ежонок?)
А еще в лесу жили зайчатки. Каждое утро они просыпались и смотрели мультфильмы. Однажды утром они проснулись и побежали смотреть мультфильмы. Но оказалось, что по телевизору показывают сразу два мультфильма по разным каналам. Старший зайчонок хотел смотреть про Русалочку, а младший про Красную Шапочку.
(Как ты думаешь, какой мультфильм стали смотреть зайчата? Почему? Что сказал старший зайчонок? Что ответил младший?)
Такая нехитрая интерактивная сказка может очень быстро и наглядно продемонстрировать отношения старшего ребенка к младшему. Предпринять подобное исследование легко можно в домашних условиях. Однако если исследование проводит не специалист, а мама, важно помнить, что старший ребенок говорит как будто не о себе, сказочная реальность его защищает, и маме нужно держать себя в руках не делать привязки к реальным событиям и использовать это исследование в качестве способа возмездия («Так вот ты, оказывается, как к брату относишься!») или воспитан» братской любви («Нельзя так говорить, младшего брата надо любить!»).
Как помочь маленькому ревнивцу? Если появление второго ребенка только планируется, то у родителей есть прекрасная возможность подготовиться к этому событии самим и подготовить к нему старшего ребенка с тем, чтобы свести проявления детской ревности к минимуму.
Как можно подготовить старшего ребенка к этому непростому событию? Способов предотвращения острых проявлений чувства ревности существует множестве Ниже приведены основные из них. Для начала ребенка нм обходимо подготовить к тем изменениям, которые его ждут с рождением малыша. Органично это можно сделать при помощи сказки.
У Зайки скоро будет братишка
Однажды папа и мама купили вкусный морковный торт и позвали Зайку пить чай. Зайка сложил на место игрушки и прибежал на кухню. Мама отрезала Зайке большой кусок торта и положила сверху любимую Зайкину морковку.
— Зайка, — начал -серьезный разговор папа, — скоро у тебя появится братишка-зайчишка…
— Ура! — подпрыгнул Зайка со стульчика. — Мы будем с ним бегать и играть! Вот здорово!
— Зайка-зайка, подожди… — ласково взяла мама Зайку за лапку. — Сначала братишка-зайчишка будет совсем малыш и играть сразу не сможет.
— Он этого просто не умеет, — добавил папа.
— Как не умеет ? — удивился Зайка. — А что он умеет?
— Он умеет спать и плакать, писать и какать…
— Ой! — Зайка от удивления даже прикрыл лапкой рот. — А что же мы с ним будем делать?
— Мы будем его любить, а играть он обязательно научится со временем.
— А как его любить, если он даже играть не умеет?
— Вот смотри! — мама взяла в лапки свечу и зажгла ее. — Жил-был папа, он веселый и яркий огонек.
— И жила-была мама, — продолжил папа, зажигая другую свечу, — она светлая и теплая…
— Они встретились, — мама придвинула свою свечу к папиной, — и полюбили друг друга. Вокруг стало светлее и теплее. Потому нас появился Зайка.
Папа зажег еще одну свечу и поставил ее рядом с горящими.
— Стало еще светлее и теплее, потому что когда трое любят друг друга, любви становится больше, — мама ласково обняла Зайку одной лапкой, другой прикоснулась к папе. — А когда родится братишка, любви и света станет еще больше.
Папа зажег еще свечу. Зайка взобрался к маме на коленки. Так уютно сидеть, обнявшись с папой и мамой, смотреть, сколько света и тепла дают четыре горящие свечи…
У старшего ребенка могут быть в связи с ожиданиями младшего как радужные надежды, так и опасения. В предварительных беседах лучше коснуться и того, и другого. Нела ребенок будет считать, что сможет играть с новорожденный в догонялки, то будет очень разочарован реальным положением вещей. Если появление младшего будет связано в основном с тревогами и опасениями, то ребенок будет выискивать в происходящем подтверждение своим переживаниям, да и улучшать отношение к младшему это также не будет. Следующее стихотворение довольно точно отражает детские переживания накануне появления малыша в доме: я готов помогать вам и радоваться, только и меня любите тоже.
Братик (Ю. Е. Сафронова)
У меня родился брат,
Мы его назвали Колей.
Не уверен, что я рад,
Ведь теперь нас будет двое.
Мама с папой говорили,
Что любви у них с лихвой,
Что меня не разлюбили Лишь за то, что я большой.
Коля маленький и плачет,
Мама часто с ним сидит.
«С ним сейчас нельзя иначе, —
Мне мой папа говорит. —
Коля вырастет, и скоро Вместе будете играть,
А пока должны мы хором Нашей маме помогать».
Ладно, не переживайте,
Я на вашей стороне,
Только вы не забывайте Из-за Коли обо мне!