Эта работа требует больше всего времени. В целом приемы анализа текста те же, что и в V классе, только усложняется анализируемое содержание. Единичные понятия, преобладающие в VI—VII классах, имеют много признаков, содержат больше причинно-следственных связей. Усложняются связи и между единичными понятиями. Не рассматривая всех приемов анализа текста, остановимся лишь на примере анализа причинно-следственных связей. В теме учебника VII класса «Климат, реки и озера Восточной Сибири» самая сложная часть текста —первые два абзаца. Их можно проработать по учебнику. Учащиеся, прочитав абзацы, называют главные черты климата— резкую континентальность и суровость. Учитель просит указать, пользуясь текстом, их причины. Это географическое положение и условия атмосферной циркуляции. Как видно, основные причины названы в довольно общей форме, поэтому их нужно конкретизировать. Предлагается уточняющий вопрос: «Какая особенность географического положения влияет на резкую континентальность и суровость климата?» Это большая удаленность от Атлантического океана. Учащиеся устанавливают ее самостоятельно, так как в тексте о ней ничего не сказано.
Читают второй абзац параграфа и отвечают на вопросы: какая особенность циркуляции атмосферы влияет на континентальность и суровость климата Восточной Сибири? В чем сказывается это влияние?
Такая конкретизация текста — одно из важных направлений его анализа. В конкретизации нуждаются не только различные факторы, но и некоторые черты изучаемого явления. В дальнейшей беседе выясняется, но какому признаку определяют резкую континентальность климата. Это большая амплитуда температур. Данных о ней в учебнике нет, поэтому амплитуду высчитывают по разнице максимальной и минимальной температур в Якутске. Остальные сведения о климате сообщает учитель.
В целом задания для анализа причинно-следственных связей предусматривают:
- а) нахождение-причин в тексте учебника;
- б) их конкретизацию;
- в) непосредственную связь причин и следствий по тексту;
- г) подтверждение действия причин данными учебника, а при их Отсутствии — карты.
В учебниках физической географии ряд текстов не имеет типового построения: определение общих понятий, указания на способы выполнения заданий, описание новых карт и др. Для работы с ними обычно\’ используется выборочное чтение. Учащиеся, например, находят в тексте определение платформы и называют ее существенные признаки, после чего своими словами можно повторить усваиваемое определение. Приемы анализа нетипового текста, по существу, одинаковы с типовым текстом.
К концу VII класса удается научить анализу типового построения текста учебника, выделять основные черты природы, находить причинно-следственные связи.
Еще одна характерная особенность работы с текстом в VI—VII классах — совместное использование текста и карты.
Приемы работы с текстом и картой
При одновременном использовании карты и текста последний выполняет следующие функции: а) текст повторяет содержание званий, которые можно извлечь из карты; б) текст содержит сведения, которых нет на карте.
И в первом и во втором случае необходимо одновременное использование карты и текста. Хотя никакой другой источник знаний не может заменить карты, одной ее для успешного изучения географии в школе недостаточно. Во многих случаях требуется сочетание текста и карты. Поэтому в учебниках дают указания, как работать с картой.
Карта не устанавливает объема и последовательности изучения материала. В отличие от нее текст излагает учебную тему в системе, обычно определяет объем знаний учащихся. С помощью текста они усваивают последовательность и логику построения материала, что важно для выполнения домашних заданий, для дальнейшей самообразовательной работы.
Таким образом, географические знания нельзя усвоить по одномуисточнику. Учащихся нужно обучать приемам работы одновременно с картой и текстом. В нынешних учебниках таких заданий довольно много.
Эта работа может быть осуществлена в такой последовательности:
- показ одинаковой структуры знаний при чтении карты и текста. Если текст содержит те же знания, которые дает карта, то задание выполняется по карте. Прочитав учебник, учащиеся убеждаются в этом. Так, при изучении географического положения Африки в VI классе учащиеся описывают его по карте и типовому плану. Учитель подчеркивает, что текст учебника повторяет все, что выяснили по карте. Прочитав его, учащиеся видят, что план описания географического положения одинаков и Для карты, и для текста, но карга лучше передает особенности географического положения;
- отбор материала из карты и текста. Он предполагает расчленение текста на основе типового плана, извлечение сведений из карты при их отсутствии в учебнике, эта работа завершается изложением учебного материала школьниками. Здесь возможны два варианта. Первый, когда содержание пункта плана раскрывает один источник знаний. Второй и более сложный, когда для этой цели требуется использовать одновременно карту и текст.
Наиболее типичный пример — изучение природных зон и природных областей материков. По тексту учебника предлагается назвать план изучения зоны влажных экваториальных лесов Африки, Учитель говорит, что этот план типичен для всех природных зон. Далее учащиеся изучают географическое положение зоны по карте, по климатической карте, они называют ее климатические показатели. Остальной материал объясняет учитель. Шестиклассники убедились, что полный ответ требует использования и карты, и текста. В дальнейшем предлагаются задания, направленные ~ уже на анализ текста. Читая его, школьники соотносят пункты известного им плана с текстом и отыскивают недостающие сведения на картах. Вот как выполняется задание найти в учебнике материал, относящийся к климату саванн Африки, и затем по тексту и карте подготовить рассказ о нем:
- чтение учебника и отбор материала для рассказа о климате, определение недостающих в тексте сведений;
- анализ климатической карты: отбор из нее показателей климата саванн;
- объединение знаний из текста учебника и карты и последующее описание климата саванн.
Для объединения сведений из разных источников знаний нужна группировка материала. Она имеет смысловую основу и необходима во многих случаях, в том числе при заполнении таблиц, использовании материалов современности. Учитель подчеркивает, что при чтении текста надо обращать внимание, по всем ли пунктам плана есть материал, можно ли взять из карты недостающие сведения. Он указывает, какие сведения обычно отсутствуют в тексте или изложены в нем кратко (географическое положение, климатические показатели, размещение природных объектов). Группировка материала нужна и при нахождении причинно-следственных связей. Часто правильный и полный ответ обеспечивает соединение фактического материала, взятого из карт, с причинами, указанными в тексте. По мере изучения географии зависимость от текста становится меньше и многие связи учащиеся устанавливают по карте, не обращаясь к учебнику.
Следует все же сказать, что сочетание карты и текста осуществляется учениками лишь при условии специального напоминания учителя или задания учебника. Исключением является чтение текста, в котором есть географические названия.