- Организация повторения и Условия повторения
- Приложение
Как лучше готовиться к урокам и экзаменам Активизация работы мозга Как запоминать стихи и Практика
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОВТОРЕНИЯ
Со школьной скамьи нам известно: чтобы запомнить текст хорошо, нужно его повторять. И не случайно народная мудрость гласит: «Повторение — мать учения».
Что-то нужно повторять чаще, чтобы лучше запомнить, что-то реже. Повторять усвоенную информацию можно разными способами: пересказывая информацию кому-ни-будь, перечитывая ее или прослушивая повторно, припоминая информацию во время применения на практике или просто припоминая для переосмысления. Одни повторяют все подряд, не отделяя существенное от подробностей, деталей, уточнений. Другие фиксируют свое внимание лишь на основных мыслях. Большинство людей проводят целенаправленные повторения через одинаковые промежутки времени: экзаменационный материал — ежедневно, стихи — сразу же несколько раз подряд.
Давайте этот раздел тренировки памяти начнем с того, что примем утверждение, согласно которому Вас в дальнейшем будет интересовать не «сохранение информации в памяти», что, казалось бы, больше всего должно интересовать Вас, а «повышение вероятности припоминания». Иначе говоря, если Вы однажды осмыслили содержание прочитанного или услышанного Вами текста и проговорили его, то можете с уверенностью утверждать, что информация осталась в памяти. Со временем нервные образования, в которых хранится содержание мыслей, не исчезают и не уменьшаются. Но пропускная способность нервных волокон, по которым проходит электрический сигнал
во время припоминания, ухудшается с течением времени. Это приводит к тому, что сигналы по ним начинают проходить все с большим трудом. А это значит, что со временем Вы все с меньшей вероятностью будете извлекать информацию из нервных образований. Следовательно, хорошо было бы научиться не позволять нервным волокнам ухудшать свою работу.
Повышать вероятность припоминания можно двумя путями:
- — путем регулярного восстановления нервных волокон между нервными образованиями, т. е. путем повторения содержания текста;
- — путем создания новых нервных волокон между старыми нервными образованиями, т. е. путем нового осмысления взаимосвязей между отдельными мыслями и фактами текста.
Для того чтобы путем повторения научиться осознанно сохранять нервные волокна между нервными образованиями, Вам следует ознакомиться с некоторыми законами, согласно которым функционирует мозг. Вот простое их описание.
Первый закон
Чем больше времени проходит с момента окончания чтения (или с момента последнего повторения), тем в меньшем объеме припоминается имеющаяся в памяти информация (кривая 1). Причем наиболее активно память теряет информацию в первые минуты после усвоения материала (на самом деле нужно говортъ не о ПОТЕРЕ информации, а Об УМЕНЬШЕНИИ ВЕРОЯТНОСТИ ПРИПОМИНАНИЯ информации). Затем этот процесс замедляется (угол наклона кривой, показывающей потерю информации из памяти, меняется).
Кривые изменения вероятности припоминания информации с течением времени.
Обратите внимание на то, что легкая, интересная или очень нужная информация (кривая 2) «забывается» медленнее сложной, неинтересной или практически ненужной информации (кривая 3).
Второй закон
После каждого очередного повторения информация забывается все медленнее и медленнее (на рисунке — кривая идет более полого).
Кривые снижения вероятности припоминания информации после различного числа повторений.
Третий закон
Чем легче информация поддается усвоению (если эта информация интересная, очень нужная или несложная), тем меньше времени и усилий требуется для очередного повторения, чтобы восстановить информацию в памяти.
Четвертый закон
С каждым последующим повторением нужно все меньше усилий и времени для восстановления в памяти ранее усвоенной информации.
Кривые восстановления в памяти ранее усвоенной информации.
Пятый закон
С каждым очередным повторением информация откладывается в памяти все в больших и больших объемах и все с более крепкими, глубокими связями.
Кривая накопления информации с каждым очередным повторением.
Шестой закон
Чем меньше времени проходит после предыдущего повторения, тем меньше времени и усилий требуется для восстановления информации в памяти.
Учитывая эти законы природы, можно сделать несколько выводов:
- — так как в первые минуты после прочтения или прослушивания текста вероятность его припоминания начинает быстро снижаться, то первое повторение следует проводить как можно скорее;
- — так как после первого повторения текста вероятность его припоминания уменьшается медленнее, чем после прочтения текста, то второе повторение можно проводить через больший промежуток времени;
- — так как увеличение времени между повторениями текста приводит к необходимости затрачивать больше времени и сил на восстановление информации в памяти, то выгоднее не делать перерывы слишком большими.