Изучение памяти проводится с давних времен. Довольно интересно представляли себе процесс памяти наши предки. В одном из диалогов Сократ говорит о памяти следующее: «…в наших душах есть восковая дощечка; у кого она побольше, у кого поменьше, у одного из более чистого воска, у другого из более грязного или из более жесткого, а у некоторых она помягче, но есть у кого и в меру. Скажем теперь, что это дар матери муз, Мнемозины, и, подкладывая его под наши ощущения и мысли, мы делаем в нем оттиск того, что хотим запомнить из виденного, слышанного или нами самими придуманного, как бы оставляя на нем отпечатки перстней. И то, что застывает в этом воске, мы помним и знаем, пока сохраняется изображение этого, когда же оно стирается или нет уже места для новых отпечатков, тогда мы забываем и более уже не знаем».
Древние греки считали, что память дана им одним из самых славных героев, Прометеем. Вот какие слова вкладывает в уста Прометея великий древнегреческий трагик Эсхил:
Послушайте, что смертным сделал я: Число им изобрел И буквы научил соединять —
Им память дал, мать муз — всего причину.
Мнемозину в Древней Греции считали матерью девяти муз, которые покровительствовали всем наукам и искусствам. Отсюда возникли «мнемотехника», «мнемическая деятельность» и другие названия, связанные с мнемоникой.
Первым серьезным исследователем памяти был древнегреческий философ Аристотель, который оставил нам трактат «О памяти и воспоминании». В нем он писал: «Легче всего вспоминать вещи, находящиеся в определенном порядке, как, например, в математике». Уже Аристотель, таким образом, разделил информацию на связанную по смыслу и не связанную, указав, что первую запомнить гораздо легче.
Следует заметить, что к XXI веку ни биология, ни психология, ни медицина все еще не проникли в тайну процессов памяти до конца. Науке пока лишь известно, что след памяти, говоря словами физиолога Г. Уолтера, «не монета, лежащая на столе, а горящая свеча на алтаре».