X

7. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО И ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Бурное развитие науки и техники предъявляет высокие требования к научному уровню содержания общего образования. В последние годы во всех странах мира проводится работа по пересмотру содержания общего образования в целях повышения его научного уровня. В Советском Союзе к работе по перестройке содержания образования, составлению нового учебного плана, программ и учебников были привлечены крупные ученые, лучшие методисты и учителя.

Работа проводилась в следующих основных направлениях:

  • а) приведение содержания и характера образования в средней школе в соответствие с современным уровнем развития науки, техники, культуры;
  • б) дальнейшее укрепление связи обучения и воспитания с жизнью, с трудом, с практикой коммунистического строительства;
  • в) повышение уровня гуманитарного и естественно-математического образования, формирование коммунистического мировоззрения, улучшение нравственного, эстетического и физического воспитания, трудового и политехнического обучения учащихся;
  • г) рациональное распределение изучаемого материала по ступеням обучения и установление необходимых межпредметных связей;
  • д) сокращение количества обязательных занятий и расширение занятий по выбору учащихся;
  • е) устранение перегрузки учащихся.

Не рассматривая изменения, внесенные в программы по каждому учебному предмету, ограничимся лишь общей характеристикой современного содержания образования в средней школе, особенностей содержания гуманитарного, естественно-математического и прикладного циклов.

В целом содержание образования в средней школе предусматривает усвоение научной картины мира, овладение основными обобщенными способами деятельности, являющимися базой всех возможных конкретных видов деятельности, с которыми учащемуся придется иметь дело после школы, овладение средствами реализации своих познавательных сил, а также развитие физических, волевых, нравственных, эстетических и других качеств, необходимых учащимся для выполнения своих гражданских функций.

Гуманитарный цикл учебных предметов занимает-значительную часть учебного плана и включает историю, литературу, обществоведение, географию, родной и иностранный языки и т. д. Эти предметы в совокупности обеспечивают усвоение основных знаний об обществе и человеке как социальном существе, средств общения между людьми и ряда видов деятельности, необходимой для выполнения человеком своих социальных функций.

Удельный вес гуманитарного цикла предметов обусловлен функциями гуманитарного образования в воспитании молодого поколения и подготовке его к жизни. Окончившие школу не только должны быть готовы к приложению своих сил в сфере той или иной специальной деятельности, но и должны овладеть передовым духовным, нравственным и эстетическим опытом, который человечество накопило за долгую свою историю. Советская школа призвана воспитывать прежде всего человека, понимающего социальные проблемы своего времени, озабоченного ими и активно, действенно участвующего в их решении. Общественным наукам принадлежит главная роль в выполнении этих функций. Именно они, прежде всего, призваны воспитать поколение, проникнутое гуманными идеалами, стремлением к борьбе за построение коммунизма, сознанием насущных проблем человечества, пониманием путей и способов их решения. В результате такого воспитания каждый сознает свою конкретную специальную деятельность как часть деятельности всего социального организма, в который он входит.

В общем виде цели гуманитарного образования в советской школе состоят в формировании у учащихся объективной, научной картины социального развития человечества, в воспитании прогрессивных и гуманных социальных убеждений и идеалов, в развитии их познавательных средств и возможностей для самостоятельной оценки и осмысления социальных явлений, в формировании гражданской активности и готовности определить свое место в действенной борьбе за построение коммунизма как выражения народных и общечеловеческих идеалов.

Для достижения этих целей в основе гуманитарного образования, предусмотренного советской школой, лежат следующие принципы, обусловливающие отбор содержания, его идейную направленность.

Гуманитарное образование предусматривает богатство объективной научно проверенной познавательной информации, для чего учащиеся знакомятся со значительным числом существенных и выразительных исторических фактов, изучают конкретные тексты художественных произведений, посещают музеи, участвуют в близких и дальних экскурсиях, читают познавательную и художественную литературу, посещают публичные лекции и т. д. Все это помогает добиться, чтобы за всеми идеями, усваиваемыми учащимися, стояли конкретные образы, представления, убедительная система фактов, способных обеспечить уверенность в истинности знаний. Главная функция гуманитарного образования — в формировании марксистско-ленинского мировоззрения, которое должно обеспечить объективный взгляд на социальные явления и процессы и стать средством их самостоятельного анализа и осмысления. Поэтому богатство фактов предполагает научное объяснение их многогранных взаимосвязей, раскрытие законов развития социальных процессов. Курсы истории, литературы, экономической географии представлены как изложение закономерностей освещаемых ими сторон социальной действительности. Только при этом условии научное мировоззрение может стать инструментом самостоятельного познания.

Сообразно указанной особенности гуманитарному образованию свойствен в советской школе глубокий и всепроникающий историзм. Он проявляется в генетическом освещении социальных явлений, их причинно-следственных связей, переходов от одного этапа социального развития к другому. Курс истории построен в соответствии со сменяющими друг друга эпохами. Раскрытие закономерностей перехода от одного этапа к другому формирует сознание объективности и неизбежности смены одного этапа другим, сознание необходимости содействовать прогрессивной смене эпох, неизбежной смене капитализма коммунизмом. Историзм проявляется не только при освещении целостных эпох, например, общественно-экономических формаций, но и при раскрытии эволюции отдельных экономических, политических и историко-культурных явлений, что определяет сознание причин, условий существования и преходящего характера этих явлений.

Историческое образование, пронизанное идеей закономерности социальных процессов, позволяет убедить в поучительности истории, в возможности извлекать уроки истории, важные для понимания и оценки современных явлений, важные для выбора средств решения актуальных социальных проблем.

В курсе литературы рассматриваются многообразные связи литературы с общественной жизнью породившей ее эпохи, выясняются объективные общественные и эстетические закономерности развития и функционирования литературы (возникновение, смена и развитие литературных направлений, художественных методов, преемственность художественных типов, конфликтов, сюжетов и т. д.).

На разных этапах обучения литературе принцип историзма осуществляется по-разному: в IV—VII классах он понимается как связь художественного произведения с жизнью соответствующей эпохи, как обусловленность характеров и поступков действующих лиц жизненными обстоятельствами, как изучение литературных произведений в хронологической последовательности.

В VIII—X классах принцип историзма при изучении литературы выступает в более сложных связях и отношениях как принцип историко-литературный. Он обеспечивает научный подход к литературе, изучение художественных произведений в их конкретно-историческом содержании и общечеловеческом значении, выработку у учащихся правильных представлений о движении и развитии общественной мысли и художественного творчества.

Историзм, базирующийся на научности и объективности характеристик социальных процессов, служит основой перерастания знаний в убеждения, основой формирования социальных идеалов молодого поколения, его воспитания в духе прогрессивных и гуманных идей.

Исходным принципом содержания гуманитарного образования является и то, что оно должно обеспечить не только знание фактов, их закономерных взаимосвязей, но и умение пользоваться этими знаниями для самостоятельного осмысления и познания социальных явлений в свете научного мировоззрения. С этой целью учащиеся должны овладеть основными доступными и важными для общего гуманитарного образования методами социальных наук, научными методами познания социальных явлений. Такая направленность обучения обеспечивается содержанием учебных предметов, программы которых включают информацию о методах науки, соответствующим образом отобранных, а при необходимости и методически адаптированных.

Но и общественно-политические знания, как и овладение доступными методами социальных наук, нужны не как самоцель, а как средство воспитания активных граждан, действенно включающихся в общественную жизнь, умеющих самостоятельно осмысливать новые для них явления, определять свое отношение к ним и свое место в решении актуальных общественных проблем.

Все эти исходные начала построения содержания гуманитарного образования предусматриваются для всей молодежи независимо от ее будущей профессиональной деятельности, от продолжения образования за пределами школы.

Советская школа призвана воспитывать молодежь в духе подлинного гуманизма. Последнее состоит в том, что все содержание обучения формирует отрицательное отношение к угнетению человека человеком, к социальному неравенству, к господству одних классов над другими.

В курсах истории, литературы, экономической географии подчеркивается несправедливость экономического, политического и духовного гнета, разоблачаются силы, осуществлявшие в прошлом и поддерживающие в настоящее время различные формы угнетения и неравенства, выясняется содержание этих форм. Учащиеся знакомятся с различными формами гнета и средствами их сохранения — политическими, идеологическими и т. д. Изучение истории и литературы насыщено информацией о гуманных идеалах, постепенно складывавшихся в передовых слоях человечества на протяжении его истории, о носителях и создателях этих идеалов. Учащиеся воспитываются в духе уважения к трудящимся, к создателям материальных и духовных ценностей, обеспечивающих как само существование человечества, так и его прогрессивное развитие. Иными словами, научность содержания гуманитарного образования сочетается с партийностью, воспитанием классового подхода к анализу и оценке социальных явлений.

Важная черта гуманитарного образования в советской школе — воспитание оптимизма и уверенности в прогрессивном развитии человечества. Она проявляется в том, что содержание курсов истории, литературы и обществоведения раскрывает прогрессивное развитие социальных процессов, их Движение от низших форм к высшим, которое состоит, например, в совершенствовании господства человека над природой и освобождении общества от угнетения одних классов другими. Курс истории показывает переход от одних социальных форм к другим, от одних этапов социального развития к другим, более высоким. Курс экономической географии раскрывает постепенное умножение материальных возможностей человечества, его растущее господство над силами природы при учете законов ее развития.

Курс литературы дает представление о литературе как провозвестнице и распространительнице прогрессивных чаяний народных масс, о все большем проникновении передовых идей в широкие слои народа.

Обществоведение как обобщающий куре дает научное, теоретическое обоснование идей прогресса, конкретизируемых в других учебных предметах.

В основу гуманитарного образования положен и принцип воспитания подлинного демократизма. Он состоит в воспитании уважения к трудящимся, к богатым духовным возможностям человека, в воспитании чувств коллективизма и взаимопомощи, веры в силу коллектива и товарищества. Курс истории освещает плодотворность объединения трудящихся в борьбе против гнета, преимущество коллективных форм труда, роль крупных производств в формировании единства трудящихся, роль взаимной поддержки во время бедствий, опасности. На уроках истории уделяется значительное внимание роли народных масс в историческом процессе, роли производительного труда и трудящихся в общественной жизни.

Непременным принципом гуманитарного образования является патриотическое и интернациональное воспитание, в котором проявляется национальная и интернациональная политика Коммунистической партии.

Выражением национальной политики Советского государства в области образования является то, что дети каждой союзной или автономной республики могут учиться на своем языке, изучают историю своей республики, культуру, в том числе и литературу своего народа параллельно с историей и культурой всей страны и других стран мира. Этому служат учебники по истории республики и национальной литературе. В то же время в школах России изучается не только ее история, но и основные явления и вехи истории отдельных республик, основные явления литературы народов, населяющих СССР, а также история и литература зарубежных народов. Тем самым наряду с другими мерами обеспечивается сознательная привязанность к своему Отечеству и уважение к истории и культуре других стран и народов. Наши дети знают Пушкина и Гете, Гоголя и Шекспира, Фадеева и Назыма Хикмета, Чехова и Фирдоуси, Спартака и Савмака, Уота Тайлера и Пугачева, Жанну д’Арк, Яна Гуса и Пожарского, великих мыслителей и героических мучеников науки, великих борцов за свободу всех стран мира. В курсе истории нового и новейшего времени специальное время уделено истории многих современных государств, сообщается о развитии культуры во многих странах, международных отношениях, рабочем и национально-освободительном движении народов Европы, Азии, Африки и Латинской Америки. Практически учащиеся получают сведения о большинстве современных государств, дополняемые чтением газет, детских и юношеских журналов, книг.

В курсе экономической географии изучаются вопросы как отечественной, так и зарубежной экономики. Обязательное изучение иностранного языка углубляет знакомство с культурой и историей соответствующей страны.

Программой по литературе предусмотрено изучение наряду с писателями всех народов СССР крупнейших прогрессивных представителей художественного слова Америки, Англии, Франции, Германии, Индии, Турции и т.д.

На уроках истории, живописи и музыки учащиеся знакомятся с наиболее крупными явлениями живописи, архитектуры и музыки в мировой истории. Такая широкая программа призвана обеспечить освоение прогрессивного духовного, нравственного, эстетического опыта, накопленного народами мира.

Естественные науки и математика составляют основу научно-технического прогресса, основу создания материальной базы коммунизма и играют огромную роль в формировании научного д на диалектико-материалистического мировоззрения. Чрезвычайно расширилась область использования математики, физики и химии в развитии других наук и применения их в общественной практике. Это относится, прежде всего, к математике. На достижения математики и ее методы широко опираются не только естественные науки, но и технические, сельскохозяйственные, к ней все чаще прибегают и гуманитарные науки.

Учитывая огромную роль естественно-математических наук в жизни и развитии общества, учебный план школы отводит на изучение естественно-математических дисциплин примерно третью часть учебного времени. На протяжении 10 лет обучения учащиеся получают разносторонние знания по неживой и живой природе и солидную математическую подготовку. Система знаний строится с учетом познавательных возможностей учащихся младшего, среднего и старшего возраста.

В младших классах дети получают первоначальные сведения о наиболее распространенных, типичных объектах и явлениях окружающей неживой и живой природы: учатся различать по внешним признакам и правильно называть некоторые полезные ископаемые, почву, элементы рельефа, признаки погоды, небесные тела, растения, животных. На основе характерных признаков группируют единичные предметы, делают простейшие обобщения, знакомятся со свойствами полезных ископаемых, почвы, воды, воздуха, с электрическими явлениями. Перед детьми раскрываются наиболее доступные для их понимания связи между явлениями природы, раскрываются связи между особенностями строения тела животных и образом их жизни и средой обитания. Особое внимание уделяется человеку: дети знакомятся со строением тела человека, важнейшими жизненными функциями его органов, с мерами по охране и укреплению здоровья и физического развития.

В средних классах (IV—VIII) начинается дифференциация знаний о неживой и живой природе: вместо одного учебного предмета — природоведения появляются физика, химия, физическая география, ботаника, зоология, анатомия, физиология и гигиена человека. В этих курсах изучение предметов и явлений неживой и живой природы уже не ограничивается наблюдением внешних признаков наиболее очевидных изменений и ближайших связей явлений природы. Перед учащимися раскрываются существенные внутренние признаки, свойства и связи явлений, часто недоступные непосредственному чувственному восприятию. Совершается очень важный переход от изучения макротел к изучению микромира: молекул, атомов, клеток. Учащиеся знакомятся с периодическим законом и периодической системой элементов Д. И. Менделеева. С помощью теоретических атомно-молекулярных, кинетических и клеточных представлений получают более глубокое научное объяснение многие макропроцессы, с которыми дети знакомились в начальных классах. Вводится специфический язык науки, на котором выражаются качественные и количественные связи и отношения между изучаемыми явлениями природы, четко формулируются определения научных понятий и законов.

Широко раздвигаются временные рамки — раскрывается происхождение форм и рельефа земной поверхности, горных пород и минералов, растений и животных. В сознании учащихся постепенно формируется идея эволюции, хотя сама эволюционная теория еще здесь не излагается. Важным дидактическим преимуществом новых программ учебных предметов естественнонаучного цикла по сравнению с прежними является то, что теперь многие теоретические идеи приближены к началу курсов физики, химии, биологии. Это позволяет улучшить структуру знания, объединить фактический материал вокруг ключевых теоретических идей науки. Теоретические идеи используются на протяжении всего последующего изучения курса, придают ему четкую мировоззренческую целенаправленность. А сами теоретические идеи в результате постоянного обращения к ним обогащаются все новым разнообразным конкретным материалом, вбирают в себя богатство единичного, особенного.

В старших классах средней школы наряду с дальнейшим расширением и углублением знаний об отдельных объектах и явлениях неживой и живой природы особенно большое внимание уделяется ознакомлению учащихся с современными научными теориями, воспроизводящими конкретный мир в целостной картине на основе системы абстракций. Так, в курсе астрономии учащиеся знакомятся с современными теоретическими воззрениями о космосе, о происхождении и развитии небесных тел.

В курсе физики даются основы кинетической. теории газов, основы электродинамики, раскрывается понятие поле, изучаются колебания и волны (механические, электромагнитные, световые), физика атомного ядра.

В курсе химии в старших классах продолжается конкретное усвоение периодического закона и периодической системы, изучается теория электролитической диссоциации, дается понятие об энергетике химических процессов, о скорости химических реакций и т. д., раскрывается значение химии в понимании научной картины мира, в формировании диалектико-материалистического мировоззрения, роль химии в научно-техническом прогрессе.

Курс общей биологии, которым завершается биологическое образование учащихся средней школы, раскрывает сущность основных законов жизни, индивидуального и исторического развития организмов, знакомит с замечательными открытиями биологической науки во второй половине XX в. и ее дальнейшими перспективами. Содержание программы предусматривает изучение процессов, протекающих в клетке и тканях на молекулярном уровне; включает рассмотрение обмена веществ и энергии на основе новейших биохимических исследований; излагает генетическую теорию, лежащую в основе селекции; освещает роль генетики в развитии сельскохозяйственной науки. Содержание курса биологии способствует формированию у учащихся диалектико-материалистического мировоззрения, вносит существенный вклад в формирование современной научной картины мира.

Содержание математического образования в начальных классах включает арифметику натуральных чисел и основных величин. Вокруг этого стержня объединяются элементы геометрии и алгебраической пропедевтики. Уделяя значительное внимание формированию сознательных и прочных навыков вычислений, программа предполагает вместе с тем доступное детям понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучения математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями.

В средних классах изучаются арифметика, начала алгебры и геометрии; в старших — алгебра и элементарные функции и геометрия. Содержание курса математики обеспечивает такой объем знаний, умений и навыков и уровень математического развития, который необходим для изучения смежных курсов физики, черчения, химии, для подготовки учащихся к практической деятельности в условиях современного производства, для продолжения образования в высшей школе.

Значительное место в учебном плане отведено политехническому образованию и трудовому обучению. В содержание политехнического образования в средней школе входят знания о научных основах современного производства и политехнические умения, необходимые работникам многих производственных профессий; измерительные, вычислительные, графические, обработочные, монтажные; умения обращаться с машинами и различными техническими устройствами и т.д. Наиболее важными компонентами содержания политехнического образования являются знания и умения в области механотехники, электротехники, автоматики, организации и экономики производства, поскольку эти знания и умения стали необходимыми для большинства работников различных отраслей производства и овладение ими обеспечивает подвижность трудовых функций, возможность широкого переноса знаний и умений в новые ситуации.

Эти политехнические знания и умения входят в содержание общеобразовательных предметов и трудового обучения.

При изучении основ естественных наук, учащиеся приобретают знания законов природы и знакомятся с принципами использования этих законов в объектах и процессах производства. К политехническому обучению имеют отношение не все законы природы и не все их практические приложения, а только те, знание которых необходимо для понимания основных объектов и процессов современного производства и для формирования подвижных политехнических умений.

Сказанное относится и к общественным законам и принципам их использования, знания о которых учащиеся приобретают при изучении основ общественных наук. К политехническому обучению относятся те законы экономики производства и принципы его организации, знание которых необходимо каждому рабочему, независимо от его конкретной профессии.

В процессе изучения основ наук учащиеся приобретают и некоторые политехнические умения — измерительные, вычислительные, графические и др., учатся решать различные задачи, связанные с применением законов науки в производстве.

Однако задачи политехнического обучения отнюдь не исчерпываются сказанным. Многие законы самой техники, более частные законы организации и экономики производства, принципы решения производственных задач, присущих обобщенной деятельности рабочего индустрии, не могут быть даны в основах наук без нарушения их внутренней логики и специфики. Это уже задача теоретических тем трудового обучения, практикумов, производственного обучения.

Овладение знаниями общих способов действий, формирование и реализация политехнических умений, умений переноса тоже осуществляется в процессе трудового обучения, практикумов, производственного обучения. В процессе производительного труда учащиеся непосредственно включаются в сферу организационных и экономических производственных отношений, приобретают не только знания, но и опыт таких отношений.

Не следует отождествлять трудовое обучение с политехническим. Программы трудового обучения включают не только политехнические знания и умения, но также знания и умения в области бытового, обслуживающего труда, а а некоторых случаях и первоначальные профессиональные знания и навыки, необходимые для подготовки учащихся к определенной практической деятельности, к умению использовать в ней современную технику. Это нашло отражение в решениях Министерств просвещения об обучении учащихся старших классов средних общеобразовательных школ автоделу и работе на тракторах, комбайнах и других сельскохозяйственных машинах. Из этих решений вовсе не следует, что какая-то часть учащихся старших классов непременно должна стать после окончания школы шоферами, трактористами или комбайнерами. Автомобиль, трактор и комбайн в данном случае рекомендуются как доступные общеобразовательной школе объекты для углубленного изучения современной техники. Изучение автомобиля, трактора, комбайна является первоначальной теоретической и практической подготовкой учащихся, избирающих технику сферой своей последующей практической деятельности.

Такую же роль первоначальной подготовки к практической деятельности в области техники выполняют и практикумы по электротехнике, металлообработке, техническому черчению и др.

Большое значение имеет правильный выбор форм трудового обучения в IX—X классах. Благоприятные возможности для правильной организации политехнического обучения открываются при производственном обучении в учебном цехе завода, в ученической бригаде, в межшкольном учебно-производственном комбинате. При выборе практикума или направления производственного обучения предпочтение следует отдавать тем, которые предполагают организацию широкопрофильной трудовой деятельности, включают в себя достаточное количество функций, например функции наладки, обработки, управления, контроля процесса и продукта и др. Желательно, чтобы избранная трудовая деятельность заключала в себе и максимальное количество видов политехнических умений и соответствующих им знаний о всеобщих принципах производства. В производительном труде школьники должны не только заниматься исполнительской деятельностью, но и принимать активное участие в решении организационных и экономических вопросов.

Во всех видах трудового обучения и в работе технических кружков большое место следует отводить техническому творчеству, которое должно быть направлено на решение задач, аналогичных производственным задачам рабочего индустрии. В старших классах учащиеся успешно приобщаются к рационализаторской и изобретательской деятельности, которая ведется членами производственных коллективов — рабочими на предприятиях — базах производственного обучения.

В целях всестороннего развития личности в учебный план школы включены изобразительное искусство, музыка, физкультура, начальная военная подготовка. Изобразительное искусство и музыка наряду с литературой играют важную роль в эстетическом воспитании и образовании учащихся.

В курс изобразительного искусства, кроме рисования, которым ранее и ограничивалось содержание этого предмета, теперь включено ознакомление учащихся с живописью, скульптурой, декоративным искусством, архитектурой. В соответствии с этим и предмет назван — изобразительное искусство.

Программа по изобразительному искусству наряду с развитием у учащихся элементарной графической грамотности ставит задачи широкого ознакомления учащихся с искусством, воспитания их эстетических вкусов и развития художественно-творческих способностей. Определены основные линии связи изучения изобразительного искусства с другими общеобразовательными предметами и в особенности с трудовым обучением.

Обогащено и содержание программы по музыке. Центральной задачей поставлено развитие у детей интереса и любви к музыке, эстетических чувств, художественного вкуса, музыкальных способностей и повышения роли музыки в нравственном воспитании учащихся.

В результате знакомства с крупнейшими» композиторами и основными средствами музыкальной выразительности у учащихся воспитывается потребность в общении с музыкой и они получают подготовку к самостоятельному продолжению своего музыкального образования и развития. С учетом исследований развития детского голоса в программе дана система вокально-хоровых умений и навыков по годам обучения.

Физическая культура в учебном плане и программах представлена как неотъемлемая часть коммунистического воспитания. Занятия по физической культуре направлены на физическое совершенствование учащихся с целью подготовки их к общественно полезному труду, к жизни, к защите Родины. Физическое воспитание осуществляется в единстве с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением.

admin:
Related Post