Определение урока.


Для обоснованного определения изучаемого явления — урока — необходимо прежде всего отделить его от других форм организации процесса обучения. Анализ систем организации обучения и их основных форм показал, что это может быть сделано на основе трех параметров: по количеству одновременно обучаемых учащихся, по стилю и результатам работы. В первом случае критерий для включения (исключения) в понятие урок будет в основном количественным (количество одновременно обучаемых), во втором—структурным (характер взаимодействия участников учебного процесса), в третьем— результативным (непосредственное овладение основами изучаемого материала в ходе учебного процесса).

В эффективность организационной формы входит все, что служит возбуждению, поддержанию и подкреплению активного и сознательного участия школьников в учебном процессе, а также накоплению результатов обучения. В соответствии с этим первый критерий больше относится к влиянию размера учебной аудитории (количество учащихся) на познавательные и групповые процессы, происходящие в ней, второй — к двум тесно связанным факторам: способу взаимодействия в учебном процессе (учитель — учащиеся и учащиеся — учащиеся) и основному виду коммуникации, а третий — к непосредственному эффекту в обучении, воспитании и развитии познавательных способностей учащихся.

На уроках процессы взаимодействия и коммуникации основаны на личном контакте учителя с классом и наиболее часто осуществляются в конструкции диалога, в ходе которого учитель направляет и контролирует деятельность всех без исключения учеников, а также поддерживает взаимодействие и взаимоконтроль среди самих учащихся. Следовательно, обучение на уроке можно рассматривать как систему направленных на достижение определенных целей разнообразных непосредственных и опосредствованных взаимодействий учителя и постоянной по составу группы учащихся (класса), в процессе которых учитель поддерживает контакт не только с классом в целом, но и с каждым отдельным учеником. Все это создает предпосылки для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемых знаний, формировали необходимые умения и навыки уже в ходе процесса обучения на уроке. Исходя из сказанного, можно сформулировать определение урока, которое позволяет отделить урок от других организационных форм.

Урок — это организационная форма, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит в специально отведенном месте коллективной познавательной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей школьников.

В данном определении следует выделить два ряда характеристик: специфические и не специфические для урока.

К специфическим относятся: постоянная на всех стадиях процесса обучения группа учащихся (класс), руководство учителем познавательной деятельностью класса с учетом особенностей каждого ученика и овладение всеми учениками основами изучаемого непосредственно на уроке Этих характеристик не имеет ни одна другая организационная форма; они отражают не только специфику, но и сущность урока. При отсутствии хотя бы одной из них нет урока. В свою очередь названные характеристики требуют обязательного выполнения некоторых условий. Одним из таких условий, например, является соблюдение норм наполняемости класса. Изучение вопроса показало, что существует определенная норма . количества одновременно обучаемых, при которой учитель в состоянии руководить познавательной деятельностью класса с учетом особенностей каждого ученика. Превышение этой нормы практически исключает возможность использования урока как формы организации процесса обучения.

Неспецифические характеристики представлены не только в уроке, но и в других организационных формах. Однако это не умаляет их значения, так как только сочетание специфических и неспецифических характеристик создает анализируемое явление — урок. В число последних входят: цели обучения; виды, средства и методы работы; место обучения; время обучения.

Виды организации работы на уроке.

Взаимодействуя с классом, учитель в течение всего урока осуществляет функцию руководства: он должен действовать так, чтобы обеспечить благоприятные условия обучения для всех учеников.

В этих целях необходимо использовать различные виды организации работы:

  • а) общие, или коллективные;
  • б) индивидуальные;
  • в) групповые, или специфические (группы, звенья, бригады, пары, тройки и т. д.). Групповые (или специфические) являются промежуточными, соединяющими коллективные и индивидуальные виды организации работы. Следовательно, на уроке используются в различных сочетаниях три ведущих элементарных группировки учащихся: действующий класс, действующие группы и дейст-ствующие индивидуумы.

Коллективную работу можно определить как мобилизацию сил учащихся на достижение единых целей общими для всего класса методами и темпами. Таким образом, коллективная деятельность квалифицируется двумя требованиями: наличием единых целей и движением к достижению этих целей общими для класса методами и темпами. Однако необходимо выделить и второй аспект коллективной деятельности учащихся на уроке: она направляется различными условиями, которые зависят от понимания учащимися стоящих-перед ними познавательных» задач; от их возможности и желания решать эти задачи. В связи с тем, что понимание, возможности, желания у учеников одного класса неодинаковы, все они будут совершать различные действия и получат разные результаты, хотя и будут направляться учителем к достижению единых целей одними путями и темпами. Отсюда характерной чертой коллективной работы на уроке будет несоответствие реальных действий отдельных учащихся основным требованиям организации деятельности, обусловливающее необходимость сочетания коллективных видов работы с групповыми и индивидуальными.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Имя *
E-mail *
Сайт