X

КРИЗИС СЕМИ ЛЕТ

В семилетнем возрасте наступает второй кризисный период в жизни ребенка. Он поднимается на еще одну большую ступеньку лестницы, которая ведет его во взрослую жизнь. В это время он переживает свое взросление особенно сильно, и эти переживания остаются в его воспоминаниях на всю жизнь. Младший школьный возраст ознаменован большими переменами в жизни ребенка: он начинает учиться, от него требуются ответственность и дисциплина. С другой стороны, он становится непослушным и своевольным. Родители вдруг замечают, что их малыша как будто подменили: он конфликтует со сверстниками и с ними самими, отказывается подчиняться требованиям взрослых, не выполняет привычные правила, стремится нарушить установленный порядок.

Все это закономерный и необходимый этап в развитии ребенка, у которого меняется тип взаимоотношений со взрослыми. Он экспериментирует, проявляет самостоятельность и, конечно, делает ошибки. При этом он ломает прежние стереотипы в поведении, нарушает правила, чтобы проверить их на себе и познать их смысл. У ребенка семи лет уже нет прежней детской непосредственности, поэтому его поведение становится не таким понятным, как было раньше. Он подражает поведению взрослых, впервые начинает проявлять повышенное внимание к собственной внешности. Для этого возрастного периода характерно упрямство и готовность отстаивать свое мнение, даже если ребенок сам знает, что оно неправильное.

Серьезные изменения происходят и на физиологическом уровне. В семь лет начинается интенсивный рост и развитие. Ребенок уже способен вести себя осмысленно и планировать свои действия. Также для этого возраста характерно повышение общей эмоциональной возбудимости, появление различных страхов, агрессии или негативизма. Все это при неблагоприятных условиях способствует повышению психомоторного возбуждения, развитию тиков и заикания. Поэтому родители должны быть особенно тактичны с малышом и внимательны к нему, не требуя слишком многого от ребенка. Им надо постараться понять ребенка, и вместо требований использовать просьбы.

Семейные проблемы на фоне кризиса

Детские переживания, связанные с переходным возрастом, усиливаются под воздействием семейных ссор и конфликтов, непонятных взаимоотношений отца и матери, а тем более на фоне развода родителей. Отец, который как раз в это время начинает играть в жизни мальчика значимую роль, сокращает свое общение с сыном. Девочка, в свою очередь, не менее сильно переживает уход отца из семьи. Психологическая нестабильность, которая царит в доме, усугубляет негативные проявления в поведении ребенка, который словно бросает вызов родителям. Его самооценка, которая начинает интенсивно формироваться, занижается, потому что он чувствует себе не таким, как другие, а ущербным.

Маме, даже искушенной в психологических тонкостях, все равно трудно приспособиться к резкому взрослению своего малыша. Его самостоятельность порой приводит родителей в замешательство, ведь гораздо легче воспитывать легко управляемого и зависимого ребенка. А теперь он начинает проявлять активность в таких сферах, до которых раньше ему не было дела. Например, с удовольствием выполняет некоторые домашние дела, но только самостоятельно, без указания. В то же время он ждет вашей оценки и похвалы. Если мать не воспринимает самостоятельность ребенка всерьез, отмахивается от него, это больно задевает его самолюбие. Ребенок очень болезненно реагирует на критику и может бросить любимое занятие, если результат его деятельности не вызвал одобрения матери, у которой, возможно, просто не было настроения его похвалить.

Советы родителям

  •  Предоставляйте ребенку возможность высказать свое мнение, тем более, если вы недовольны его поведением. Такой подход делает его как бы взрослее в собственных глазах. Он уже не захочет упрямиться, доказывая свою правоту, а попытается разобраться в своих мыслях и поступках.
  •  Если ребенок настойчиво отвергает родительские требования, считает, что они ограничивают его свободу, вам нужно спокойно объяснить смысл ваших семейных установок. Например, вы приходите домой после работы в семь часов вечера. Вы очень устаете, так как воспитываете ребенка одна, поэтому должны немного отдохнуть, а не заниматься с малышом уроками. Уроки он должен выполнить до этого времени, а вы лишь проверите их. После чего вы сможете пообщаться, поиграть или почитать книгу.
  •  Предлагайте ребенку новые занятия, запишите его в спортивную секцию, если он раньше никуда не ходил, словом, развивайте его способности, готовьте почву для их реализации. Отрицательная энергия детей трансформируется в творчество и спорт, принося положительный эффект.
  •  Расширяйте сферу интересов ребенка. Ходите вместе в музеи, на экскурсии, а потом обсуждайте с ним увиденное.
  •  Никогда не отказывайте ребенку в помощи, поддерживайте его эмоционально. Однако не идите у него на поводу, если его поведение выходит за рамки дозволенного.
  •  Иногда показывайте что вы не самая сильная, что нуждаетесь в поддержке, чтобы у ребенка была возможность придти к вам на помощь, сделать что-то самостоятельно. Похвалите его за это, назвав помощником и выразив уверенность в том, что с ним не пропадешь в трудных ситуациях. Возможность позаботиться о родителях воспитывает в детях не только самостоятельность, но и чуткость к нуждам других людей.
Natali: