Нет таких детей, которые уже на первом году учебы не сталкивались бы с проблемами. Отношения с учителями, домашние задания, оценки, конфликты с одноклассниками — все это наваливается на ребенка одновременно. Избежать стрессов, или, во всяком случае, сократить ущерб помогут несколько простых правил.
Итак, самое главное — выбор школы и учителя. Если есть возможность, лучше всего записать ребенка в класс к преподавателю, у которого уже учились дети ваших знакомых, или которого вы знаете лично. Если такого нет, вы должны сами заранее познакомиться и поговорить с учителем, оценить его как человека. Если он вам не понравился с первого взгляда, маловероятно, что он понравится ребенку. Поэтому, если есть возможность, запишите ребенка к тому учителю, который вызывает у вас положительные эмоции. Самой главной проблемой начинающих школьников является утомляемость. Часто первоклассники устают настолько, что у них нет сил даже на игры. Причиной такой утомляемости могут быть как чрезмерные учебные нагрузки, так и неправильная организация учебы.
Помогите малышу, создайте такую обстановку, чтобы он с удовольствием шел и домой, и в школу. Утром будите ребенка не слишком рано, но и не настолько поздно, чтобы он отправлялся в школу едва проснувшимся. Если вы работаете, постарайтесь сами организовать утреннее время так, чтобы к моменту подъема ребенка вы уже в основном сами были готовы, чтобы вам не пришлось «делить» ванную или в спешке укладывать прическу, когда ребенок ждет завтрака. По утрам никогда не ругайте ребенка, не начинайте день с претензий, лучше это сделать вечером, после ужина. Приучите ребенка самостоятельно с вечера собирать портфель, готовить одежду, которую он должен надеть. Поднимая его утром, старайтесь не суетиться, даже если вы опаздываете, не торопите, лучше перенесите время подъема на более раннее время.
Не зацикливайтесь на оценках! Многие родители бессознательно воспринимают пятерки и двойки как самое важное в процессе учебы и дают понять это ребенку. В результате для первоклассника первая двойка может стать трагедией. Объясните малышу, что оценки — это не клеймо, не показатель ума, а просто оценка его работы, его знаний по определенной теме. У многих детей основной проблемой в начальных классах становятся взаимоотношения с одноклассниками. Если ваш малыш носит очки, имеет какие-либо особенности внешности, чем-то выделяется вообще, вполне вероятно, что его будут дразнить. Это случается практически во всех школах и чаще всего к 3-5 классу проходит. Чтобы ваш ребенок переживал меньше из-за этого, не отмахивайтесь от него, выслушайте, посочувствуйте, посоветуйте, как лучше на это реагировать. Если дразнилки безобидные и не унижают достоинство малыша, никаких мер предпринимать не стоит; задуматься о переводе в другую школу нужно только в случае, если одноклассники издеваются над вашим ребенком серьезно.
Больше всего родителей беспокоит успеваемость их ребенка. Если ваши сын или дочь плохо учатся, а с развитием и вниманием у них все в порядке, причиной плохой успеваемости может быть отсутствие интереса к предмету. Чаще всего в этом виноват учитель, но бывает и так, что программа в школе слишком примитивна для ребенка и ему неинтересно терпеливо заучивать то, что давно понятно. Если причина кроется в плохом преподавании, учитель не может заинтересовать ученика, постарайтесь сделать это сами, найдите занимательные книжки, игры (например, математические), объясните, что это очень пригодится ребенку, когда он станет взрослым. Если же отсутствие интереса вызвано недостатком сложности, подумайте над тем, чтобы перевести ребенка в школу с более высоким уровнем преподавания или давайте ему дополнительные задания сами.
Как делать уроки
Огромные трудности у первоклассников вызывает выполнение домашних заданий, и только от родителей зависит решение этой проблемы. Если ребенок закончит начальную школу, так и не научившись получать знания, в дальнейшем ему будет очень тяжело перестроиться. Современные программы для начальных школ перенасыщены всевозможными заданиями, так что дети не всегда справляются с нагрузками и затрачивают на это очень много сил. Однако делать уроки нужно и избежать этого никак нельзя. Поэтому вам вместе с ребенком придется выработать такой алгоритм выполнения домашней работы, чтобы малыш не слишком уставал.
Не заставляйте ребенка сразу после прихода из школы за уроки — дайте ему отдохнуть, пообедать, поиграть. Определите время, когда ему следует начинать заниматься — например, в 15.00. Выработанный режим со временем станет настолько привычным, что выполнение заданий будет для ребенка так же естественно, как умывание. Постарайтесь ввести в привычку делать домашние задания ежедневно, не откладывать их на последний день. Лучше всего во время работы делать перерывы, как в школе — ведь там между уроками обязательно есть перемены. Пусть ребенок после выполнения задания по одному предмету немного отдохнет, поиграет, а потом уже приступает к следующему.
Первоклассники часто тратят на выполнение домашних заданий слишком много времени и все равно часто не успевают многое сделать. Почему это происходит? Причина этого кроется в том, что 7—8-летние дети во время самостоятельных занятий отвлекаются, делают много лишнего, не могут решить, с чего начать и что делать дальше. Решение этой проблемы есть — начинать выполнение любых заданий нужно с одного — внимательного чтения того, что задали. Если это задача — нужно прочитать задачу, лучше всего вслух, если задано выучить стихотворение — нужно прочитать его. Выполнять сложные письменные задания тоже лучше проговаривая вслух, так ребенку будет проще не отвлекаться и контролировать последовательность работы.
В первый год учебы желательно присутствие родителя во время выполнения домашних заданий, прежде всего, чтобы следить за тем, чтобы ребенок не отвлекался. Кроме того, если ребенок что-то захочет спросить, или наоборот, поделиться своим успехом, к кому ему обратиться? Постарайтесь хотя бы в первый месяц его учебы быть рядом — возьмите отпуск, договоритесь о том, чтобы работать дома. Можно предложить и другой вариант — пусть ребенок выполняет самые простые задания самостоятельно, а после вашего возвращения с работы делает более сложные.
Помогая ребенку, не забывайте, что делать домашние задания — это все-таки его работа. Не пишите за него, не подсказывайте решение задачи, иначе он никогда не приучится к самостоятельной работе. Вы можете проверить уже выполненное задание, подсказать, с чего начать исправление ошибок. Ни в коем случае не сидите рядом во время выполнения домашнего задания — этим вы ее не только будете смущать малыша, но и дадите ему возможность спрашивать у вас каждую мелочь, вместо того, чтобы думать самостоятельно. Многие родители, желая видеть своего ребенка самым лучшим, самым образованным, помимо школьных, стараются давать и дополнительные задания. Не заставляйте ребенка постоянно перенапрягаться, это может привести к тому, что у него совсем пропадет желание учиться. Дополнительные задания можно давать только в том случае, если ребенку трудно дается какая-либо тема и ее необходимо закрепить.
То же самое относится и к репетиторам — родители считают, что дополнительные занятия сделают ребенка первым в классе. Также некоторые родители торопятся нанять репетитора, если им кажется, что ребенок отстает по какому-либо предмету. Прежде чем договариваться о дополнительных занятиях, постарайтесь здраво оценить успехи ребенка в школе. Если ребенок учится в целом хорошо, и только в отдельных случаях у него возникают трудности, в репетиторе нет необходимости, можно позаниматься с ним самостоятельно или договориться с учителем, чтобы он отдельно объяснил ребенку тему. Нанимая репетитора «на всякий случай» вы можете вызвать у ребенка сомнение в его способностях, он начнет задумываться, почему другие дети учатся хорошо и без репетитора. Дополнительные занятия необходимы только в том случае, если отставание серьезное или сам учитель обратит ваше внимание на плохую учебу.
И, наконец, большую роль в успешной самостоятельной работе вашего ребенка играет ваше доверие к нему. Как только вы увидите, что он уже научился сам выполнять задания, что может обходиться без вашей помощи — ослабьте контроль. Проверяйте задания, только если ребенок попросит сам, или если у него резко снизится успеваемость. Помните, что минимум контроля с вашей стороны будет стимулом для развития чувства ответственности у ребенка, что очень пригодится ему в последующем.