Общение — это то, что делает человека человеком, ведь именно через общение мы учимся познавать мир, взаимодействовать с ним и удовлетворять свои потребности. Ребенку с самого младенчества необходимо общение со взрослыми людьми — мамой, папой, бабушкой, дедушкой. Причем, чем меньше ребенку лет, тем большее значение для него имеет общение со взрослыми.
Дети, лишенные необходимого внимания со стороны взрослых, недополучившие родительского тепла в первый год своей жизни, вырастают неуверенными в себе, пассивными или, наоборот, черствыми и даже жестокими. Но если для младенца важно участие, забота и доброжелательность близких людей, то во втором полугодии жизни просто внимания взрослого ему уже недостаточно. Малышу нужно взаимодействовать с мамой или папой, ведь его притягивает все, чего касается рука взрослого человека. Если вы возьмете игрушку, именно ее захочет схватить малыш, а если дотронетесь до занавески, ребенок непременно попытается повторить ваше движение. Он уже нуждается в деловом сотрудничестве с вами, чтобы учиться пользоваться предметами, играть в игры, познавать мир. Только после того как взрослый покажет, как можно построить башню, малыш с увлечением станет устанавливать кубики.
Взрослый человек, будь то мама или папа, который обязательно должен появляться в жизни ребенка (на худой конец, пусть приходит поиграть с малышом сосед или мамин брат), учит его ориентироваться сначала в собственной квартире, а потом и в жизни. Развитие его речи тоже зависит от того, как взрослый человек общается с ним. Если в уменьшительноласкательных выражениях и постоянно сюсюкая, то у малыша будут большие проблемы с формированием речи. С самого начала он должен слышать правильное произношение слов, чтобы потом подражать им. Любая деятельность, которая объединяет взрослого и ребенка, стимулирует развитие последнего, потому что он стремится во всем подражать родителю. Тем более для него значимы поощрения и похвала взрослого человека. Это придает ему уверенности в своих силах и вселяет надежду на то, что он справится с любой задачей. Папы в этом отношении могут сыграть очень важную роль. Поэтому приобщайте отца к общению с малышом, даже если вам стал неприятен этот человек (если он, конечно, не нанесет своим поведением вреда ребенку).
У детей ярко выражена потребность во взаимопонимании, поэтому в своих оценках и замечаниях будьте предельно осторожны. К примеру, если вам не понравился рисунок малыша, не заявляйте ему об этом безапелляционно: «Рисовать ты совсем не умеешь». Во-первых, это не правда, потому что все дети по-разному выражают свои мысли на бумаге, а их способность к рисованию может измениться. А во-вторых, ваш авторитет не позволит ребенку усомниться в ваших словах, и он действительно, поверит в то, что плохо рисует. После этого он долго будет испытывать страх перед рисованием. Помните, что малышу необходимо общение со взрослыми в любом возрасте, поэтому, решая свои семейные проблемы, не забудьте о том, что развитие ребенка зависит от вашего непосредственного участия в его жизни. Помогайте ему познавать мир, учите его всему тому, что умеете сами.