ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ


Создав уютную домашнюю атмосферу, нужно помнить и о том, что ребенок растет и нуждается в вашем участии, которое и является его воспитанием. Поэтому воспитательные меры тоже не стоит сбрасывать со счетов. Но что это за меры?Конечно, вы должны строго требовать от ребенка соблюдения некоторых правил, но при этом необходимо оставаться для него людьми, способными понять, разделить с ним радость, посочувствовать его горестям. Ругать и контролировать ваше чадо еще будут другие воспитатели — учитель, тренер, а от вас он ждет помощи и сопереживания. Холодное и чрезмерно сухое отношение к ребенку только тормозит его развитие и ослабляет его здоровье. Не чувствуя поддержки, малыш теряет уверенность в себе, становится замкнутым или, наоборот, неуправляемым. Но и слишком эмоциональное, всегда одобрительное отношение тоже не приведет к хорошему результату. Так он не научится разбираться в себе и в жизни, привыкнет любоваться собой и не замечать окружающих, вырастет не самостоятельным человеком, а слишком зависимым от семьи.

Поэтому воспитательные меры должны быть разумными, а подход — комплексным, то есть родители должны не только учить ребенка жизни, но и любить его и помогать преодолевать ему препятствия.

Научить ребенка самостоятельности ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА ВОСПИТАНИЯ

Часто родители стремятся дать детям отличное воспитание, развивая их в разных направлениях, обучая языкам и музыке, внушая вечные истины о добре и зле. Однако современная жизнь настолько изменилась, что, даже имея все эти знания и навыки, будучи порядочным человеком, можно потеряться и ничего не достигнуть, не обладая такими ценными качествами, как самостоятельность и инициативность. Сегодня уже не приходится ждать, пока тебя заметят и оценят. Напротив, надо самим настойчиво прокладывать свой путь в жизни. Поэтому нельзя забывать о воспитании в детях самостоятельного мышления и творческой инициативы. С самого раннего возраста развивайте в детях эти качества, приучайте их к самостоятельности в мыслях и действиях, к уважению чужого мнения и критическому отношению к себе. Пусть знания и навыки дополнятся здоровым авантюризмом и предприимчивостью. Тогда ребенок, став взрослым, не потеряется в этом мире, а прочно займет в жизни свое место.

Нужно ли предоставлять детям полную свободу

Сегодня во многих семьях дети ведут себя на равных со взрослыми. Такие свободные отношения внутри семьи во многом обусловлены всеобщей демократизацией в обществе. С одной стороны это хорошо: ребенок учится самостоятельности и независимости суждений и поступков. Но не надо забывать, что он пока еще слишком мал, чтобы принимать серьезные решения и отвечать за них. Не навязывайте малышу такой ответственности — ему еще нужно помогать совершать правильные поступки и управлять его поведением. Иначе, привыкнув к вседозволенности, он перестанет чистить зубы и умываться, а в один прекрасный момент откажется идти в школу, потому что не сочтет нужным это делать.

Вообразив, что все знает и во всем разбирается, ребенок очень скоро столкнется с ситуацией, в которой он не сможет разобраться в силу недостатка жизненного опыта. Это напугает его и породит неуверенность в себе. Поэтому в любой семье, где приняты доверительные и свободные отношения с детьми, необходима и некоторая доля авторитарности, а также определенный контроль за поведением ребенка. Малыш должен понять, что есть такие области жизни, в которых он пока не может проявлять самостоятельность, и вынужден подчиняться. Об этом можно договориться с ребенком, просто и честно объяснив свою позицию.

Авторитет родителей

Когда ребенок маленький, родители являются для него безусловным и естественным авторитетом, особенно мама, которая обычно больше времени проводит с малышом. Для подростка большим авторитетом становится родитель своего пола, но опять же при условии, что у него есть возможность общаться с этим родителем. Авторитет родителей дает большой импульс к социальному развитию ребенка. Малыш, а потом подросток стремится во всем подражать взрослому близкому человеку. Более того, он неосознанно отождествляет себя с ним. Естественно, что ребенок заимствует самые характерные черты характера мамы и папы, а также других членов семьи, которые много времени проводят с ребенком и занимаются его воспитанием. Уроки ребенку мы даем незаметно для себя, когда говорим «спасибо» в магазине или помогаем пожилой соседке открыть дверь, когда сдерживаем свои эмоции, стараясь не обращать внимания на хамство. Все это и называется воспитанием. Доброта, мудрость, ответственность, искренность, справедливость, принципиальность, дружелюбие — все эти качества родителей воспринимаются малышом как первые и самые важные жизненные уроки, которые он учит с удовольствием и без всякого принуждения. Каждый из родителей имеет свои характерные черты и взаимно дополняет друг друга.

Хвалить или ругать?

Похвала и наказание — неотъемлемые спутники воспитания. Без этого невозможно направить ребенка по верному жизненному пути. Иначе как он поймет правильность своих поступков? Ведь начиная жить, ребенок не может интуитивно быть хорошим и справедливым, наоборот, он многое делает не так, как положено. Хваля его за правильные действия, мы поощряем малыша поступать так и впредь. Ругая его за нехорошие поступки, мы даем понять ребенку, что они неправильные и не должны повторяться. Маленький человек очень нуждается и в одобрении, и в критике своих поступков, главное, чтобы они были справедливыми и не зависели от настроения родителей. Поощрение, признание, похвала побуждают ребенка повторять хорошее, а критика, неприятие, в некоторых случаях — наказание заставляют его задуматься о том, что он делает не так, как надо и избегать этого.

Если родители всегда справедливы к малышу, он нормально реагирует и на похвалу и на порицание. Но не стоит делать крен в ту или иную сторону, иначе это обязательно скажется на психике и характере маленького человека. Если постоянно хвалить ребенка и никогда не наказывать при неправильных действиях (а ведь абсолютно послушных детей не бывает), он будет расти с убеждением, что любой его поступок хороший, а любое действие заслуживает восхищения. Такие дети не стремятся развиваться дальше, они вырастают этакими нарциссами или приобретают комплекс неполноценности, связанные с непризнанием со стороны детского коллектива или педагогов. Ведь большинство посторонних людей судят о поступках ребенка объективно и не восхищаются, как родители, тем, что умеет делать каждый.

Существует и другие перегибы в воспитании, когда ребенка больше ругают, чем хвалят, боясь его «испортить». Такие родители не прощают ребенку малейшей провинности, ругая за каждую плохую отметку или безобидный проступок. При этом успехи в учебе и хорошее поведение воспринимаются как нечто само собой разумеющееся. Недооценивая свое чадо, родители не удовлетворяют его потребности в поощрении и лишают его возможности получать удовлетворение от своих добрых дел и старания.

Никита пришел из школы счастливый. Вчерашний труд не пропал даром: он так старался сделать домашнюю работу по математике без единой помарки, чего раньше у него никак не получалось, и, наконец, получил заслуженную «пятерку». Правда, на уроке музыки он немного отвлекся и получил замечание в дневник, но оно для него ничего не стоило по сравнению с отличной оценкой по математике, которую он спешил показать маме. Не раздеваясь, Никита бросился навстречу матери и радостно закричал: «Мама, я получил «пятерку», смотри!». И буквально сунул ей под самый нос свой дневник. Мама удивилась и обрадовалась, по привычке сдерживая свои эмоции, но вдруг ей в глаза бросилось замечание по музыке. Вот тут она дала эмоциям полную свободу. «Я вижу замечание», — строго сказала мама, — «Ты опять болтал на уроке?! За это ты будешь наказан». Улыбка исчезла с лица малыша. Его победа оказалась не нужной самому близкому человеку. Ее просто не заметили. То, что для него было так важно, проигнорировали. Разве Никите после этого захочется делать домашнюю работу правильно и аккуратно?

Младшие школьники очень хотят, чтобы их победы и радости были разделены любящими родителями. Они как бы отождествляют себя с вами и больше нуждаются в поощрении, чем в наказании. Поэтому преобладать в мерах воспитания должны все-таки похвала и одобрение. Только так вы разовьете в детях стремление и желание совершать хорошие поступки и преодолевать трудности. Что касается физических наказаний, то применять их нельзя! Они унижают и оскорбляют ребенка, вселяют в него сомнение в вашей любви. Некоторые дети вообще не выносят подобной меры воспитания, они пугаются излишней строгости родителей, начинают сторониться и даже бояться их. Это может даже нарушить их психическое развитие.

Пока ребенок маленький, вряд ли какая-нибудь мама удержится от соблазна слегка шлепнуть капризулю по мягкому месту за непослушание. Если этот шлепок искренний и соответствует проступку, ничего страшного в этом нет. Но к школьникам подобные меры воздействия уже недопустимы. Если малыш не понимает слова «нельзя» и все равно хочет облизывать языком прилавок, пускаться в долгие объяснения не стоит — он их все равно не поймет. Но дети старшего возраста уже способны реагировать на другие виды наказания — неодобрение или замечания родителей. Такое психологическое воздействие пробуждает в ребенке естественное чувство вины и желание исправиться, тогда, как физическое наказание только унижает его и вызывает сопротивление. Однако слишком сильное чувство вины тоже плохо. Оно может возникнуть у ребенка в том случае, если вы слишком эмоционально реагируете на его проступок, давая понять, что такого сына или дочку вы не любите. В любом случае, как бы ни был велик «грех», ребенок никогда не должен себя чувствовать покинутым и одиноким, лишенным родительской любви. Поэтому, сердясь и наказывая свое чадо, пытайтесь подчеркнуть, что он все равно остается любимым и самым дорогим для вас.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Имя *
E-mail *
Сайт