X

II класс (70 ч) ТЕХНИЧЕСКИЙ ТРУД (32 Ч)

Обработка бумаги и картона (16 ч)

Правила безопасности труда при работе с шилом, иглой, ножницами. Личная гигиена при работе с бумагой и картоном. Организация рабочего места.

Технико-технологические сведения. Знакомство с видами и основными свойствами бумаги, их значение при изготовлении изделий. Способы соединения деталей из бумаги и картона: клеем, нитками, проволокой.

Понятие о развертке. Инструменты и приспособления, применяемые при изготовлении изделий из бумаги и картона (ножницы, шило, иглы, гладилка, линейка, угольник, шаблоны, кисточка для клея и красок, карандаши простые и цветные, краски), их назначение и хранение.

Беседа: «Как сделана тетрадь?»

Опыты и наблюдения. Сравнение видов бумаги и картона по прочности и отношению к влаге.

Практические работы. Коллективное планирование последовательности выполнения работы. Разметка бумаги и картона. Изготовление различных изделий из бумаги и картона (по образцу, техническому рисунку). Сгибание, резание бумаги и картона. Соединение деталей с помощью клея, ниток, проволоки.

Примерный перечень изделий. Указательные и предупреждающие знаки: «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Пешеходный переход», «Переходная дорожка», «Место остановки автобуса», «Пункт первой медицинской помощи» (изготавливаются в течение 3 ч при изучении правил безопасного движения на улицах и дорогах).

Игрушки из бумаги и картона. Игровой инвентарь для настольных игр, мозаика из тонкого картона и бумаги, сувениры из бумаги и картона. Дидактические материалы. Стаканчики для рассады. Пакеты, конверты для хранения мелких деталей, семян.

Техническое моделирование (16 ч)

Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с монтажными инструментами (гаечный ключ, отвертка). Организация рабочего места.

Технико-технологические сведения. Детали конструктора и монтажный инструмент. Виды соединений (подвижные, неподвижные). Сборка и разборка моделей транспортных машин, сельскохозяйственных машин и орудий из деталей конструктора «Транспортные и сельскохозяйственные машины».

Беседы: «Транспортные машины, сельскохозяйственные машины и орудия, их назначение», «Облегчение труда человека машиной», «Труд людей вокруг нас», «Технические игрушки».

Встреча с рационализаторами и изобретателями.

Практические работы. Сборка и разборка технических моделей из деталей конструктора по образцу, рисунку, техническому рисунку, собственному замыслу.

Примерный перечень изделий. Тележки одноосные и двухосные, мотороллер, трактор, грузовая автомашина, железнодорожная платформа, «Наш микрорайон» (макет изготовляется при изучении правил дорожного движения).

Экскурсии в гараж, автобусный (троллейбусный) парк.

Внеклассная работа. Изготовление из различных материалов простейших летающих и плавающих моделей: планер, вертолет, ракета, парашют, лодочка, катер, плот. Организация выставки технического творчества.

БЫТОВОЙ ТРУД (8 ч) Обработка ткани (6 ч)

Правила безопасности труда при работе с иглами, булавками, ножницами. Гигиена труда. Организация рабочего места.

Технико-технологические сведения. Первоначальные сведения о тканях растительного происхождения (хлопчатобумажные, льняные). Виды ниток (швейные, штопальные, для вышивания, вязания). Разметка и экономный раскрой тканей. Стежки «через край», «вперед иголку с перевивом».

Инструменты и приспособления для шитья (иглы швейные, ножницы, наперсток, булавки). Правила хранения инструментов и материалов.

Беседы: «Какие ткани мы знаем?», «Какие нитки мы знаем?»

Опыты и наблюдения. Рассматривание образцов тканей с полотняным переплетением (ситец, марля, полотно); сравнение ниток по назначению и толщине.

Практические работы. Изготовление выкройки изделий прямоугольной формы, разметка ткани по выкройке и раскрой ее, выполнение косых стежков «через край» (обметочный), пришивание вешалки.

Примерный перечень изделий. Салфетка, закладка, сувениры с вышивкой изученными стежками. Мерный шнур.

Уход за одеждой (2 ч)

Изготовление метки, пришивание ее на одежду, изготовление (ремонт) и пришивание вешалки, пришивание кнопок, крючков.

ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ РАЗЛИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ (16 ч)

Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с ножницами, иглой, шилом; организация рабочего места.

Обобщение ранее полученных сведений о приемах лепки, приемы стилизации в лепке.

Отделка изделий из глины.

Приемы лепки посуды способами кругового налепа и с помощью стеков.

Приемы обработки природных материалов (прокалывание шилом), способы соединения деталей из природных материалов с помощью быстросохнущего клея.

Художественная вышивка и аппликация из ткани.

Беседы: «Какая бывает аппликация», «Русская глиняная игрушка», «О народных умельцах», «Декоративно-прикладное искусство», праздник «Детский сад не забываем, ему игрушки посылаем»..

Практические работы. Игры и упражнения на развитие воображения и фантазии («На кого похоже?», «Кто спрятан в имеющихся у нас природных материалах?» — изучение природных материалов: ветки, корни различных растений, шишки, желуди, засушенные цветы, листья и др., определение в них сходства с птицами, животными, сказочными персонажами). Упражнения на передачу настроения цветом и композицией (выбор композиции, украшающего узора в соответствии с формой поверхности материалов, подбор ткани и ниток по цвету, толщине, фактуре в соответствии с назначением изделия). Вышивание декоративными швами «набор» и «крест».

Примерный перечень изделий. Тематические композиции (аппликация); поздравительные открытки; салфетка для завтрака; коврик (холст, аппликация); лепка чашки, игрушки-свистульки, матрешки, фигурные пряники; игрушки из бумаги и картона; куколка из мочала; сувениры из шишек, веток, корней, мха и др.

Внеклассная работа. Сбор природных материалов, наблюдения в природе. Изготовление из бумаги и природных материалов игрушек для детского сада.

admin: