X

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ, ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ.

В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании общего среднего образования молодежи и улучшении условий работы общеобразовательной школы» говорится: «Начальная школа (I—IV классы) призвана заложить основы всестороннего развития детей, обеспечить формирование прочных навыков беглого, осознанного, выразительного чтения, счета, грамотного письма, развитой речи, культурного поведения. Она должна воспитывать добросовестное отношение к учению и общественно полезному труду, любовь к Родине».

Важное место в начальном обучении принадлежит русскому языку, программа которого в начальной школе включает следующие разделы:

  1. обучение грамоте, внеклассное чтение и развитие речи;
  2. чтение (классное и внеклассное) и развитие речи;
  3. фонетика, грамматика, правописание и развитие речи.

В качестве ведущего принципа, объединяющего все занятия по этим разделам, выступает развитие речи, что придает всему курсу русского языка четкую практическую направленность и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно читать, говорить и писать, дать младшим школьникам доступные их возрасту и пониманию первоначальные знания о языке, литературе, обогатить речь учащихся, развить их внимание и интерес к речи вообще (своей и чужой), привить любовь к чтению книг.

Одновременно с развитием у детей основных видов речевой деятельности начальный курс русского языка предполагает решение таких важных вопросов, как:

формирование идейно-политических, нравственных и эстетических представлений, связанных с основами коммунистического мировоззрения;

обогащение конкретных представлений детей об окружающей действительности, о человеке, природе и обществе; развитие логического и образного мышления; освоение нового для детей вида деятельности — учебной, умения рационально использовать время на уроке; овладение посильными приемами самостоятельной работы;

развитие устойчивого интереса к учебным занятиям, к книге — источнику знаний и жизненного опыта.

Содержание и методы обучения русскому языку должны содействовать приобретению школьниками прочных знаний, умений и навыков в пределах программных требований. При обучении русскому языку реализуются основные дидактические принципы, особенно принципы доступности, преемственности и перспективности.

Уроки русского языка в начальных классах строятся так, чтобы усвоение детьми знаний, формирование у них умений и навыков органически сочеталось с выработкой у каждого ученика положительных качеств личности, чтобы обучение и воспитание детей сливались в единый учебно-воспитательный процесс.

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ, ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Обучение грамоте проводится в I классе с сентября по 15 апреля. За это время необходимо: развить фонематический слух детей; обучить их первоначальному чтению и письму; расширить и уточнить представления детей об окружающей действительности в ходе чтения, организации экскурсий, наблюдений; обогатить словарь учащихся и развить их речь.

Уроки обучения грамоте должны содействовать общему развитию учащихся, воспитанию чувства товарищества и коллективизма, трудолюбия и положительного отношения к учебе.

Обучение первоначальному чтению и письму осуществляется на основе современного варианта аналитико-синтетического метода, который учитывает новейшие данные лингвистической, педагогической, психологической и методической наук, носит воспитывающий и развивающий характер, обеспечивает интенсивное речевое развитие учащихся и высокий уровень сознательности чтения, речи, их правильность и выразительность. На уроках дети упражняются в расчленении предложений на слова, слов на слоги, слогов на звуки, в установлении порядка следования звуков в слове, связи между звуками. Дети учатся обозначать звуки буквами, составлять и читать слоги и слова, овладевают процессом сознательного, правильного и плавного слогового чтения предложений и связных текстов с постепенным переходом на чтение целыми словами.

Параллельно с обучением чтению дети овладевают письмом, учатся обозначать на письме звуки буквами, составлять слова из букв и слогов, правильно писать буквы и слова с рукописного и печатного текста, писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, и короткие предложения из таких слов, овладевают написанием большой буквы в начале предложения, в именах людей и кличках животных.

Для успешного обучения детей чтению и правильному письму в период обучения грамоте уделяется большое внимание развитию их фонематического слуха (умению различать и выделять отдельные звуки в слове и слоге, устанавливать их последовательность); совершенствованию речевого аппарата учащихся и выработке отчетливого и достаточно громкого правильного произношения слов, слогов, звуков.

На уроках обучения грамоте развивается умение слушать, осмысленно и полно воспринимать речь окружающих— учителя, учащихся, воспитателя и т. д. Дети учатся говорить перед классом — отвечать на вопросы учителя, спрашивать, пересказывать прочитанное, рассказывать о своих наблюдениях, о просмотренных диа- и кинофильмах, о содержании детских книг, отдельных иллюстраций, репродукций картин и т. п.

Знания и умения, полученные учащимися на уроках обучения грамоте, применяются ими в процессе коллективного чтения рассматривания детских книг на специальных занятиях внеклассным чтением. В период обучения грамоте в I классе на занятия внеклассным чтением отводится 15—17 мин в неделю.

На уроках обучения чтению и письму следует, учитывая психологические особенности детей шестилетнего возраста, разнообразить их виды деятельности, вводить физкультминутки, шире использовать игровой материал, представленный в «Азбуке» («рассыпанные» слова, «цепочки» слов, скороговорки, «веселые картинки», ребусы и др,), включать в урок игровые ситуации, направленные на то, чтобы снять напряжение, переключить внимание детей с одного учебного задания на другое и т. п.

В период обучения грамоте учащиеся под руководством учителя ведут наблюдения за изменениями природы и характера труда людей в разное время года, учатся составлять рассказы по своим наблюдениям.

В этот период особое значение приобретают согласованные действия и единство требований к учащимся со стороны семьи и школы.

admin: