В Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы указывается, что незыблемой основой коммунистического воспитания учащихся является формирование у них марксистско-ленинского мировоззрения. В осуществлении этой задачи важную роль играет курс природоведения в начальных классах.
Начальное природоведение ставит своей целью:
- а) сообщить младшим школьникам элементарные сведения о неживой и живой природе и труде людей ближайшего окружения школы и своей области (края, республики), об изменениях природы и труда людей по временам года;
- б) обогатить личный опыт учащихся путем проведения с ними систематических наблюдений явлений живой и неживой природы;
- в) раскрыть некоторые доступные для этого возраста взаимосвязи предметов и явлений природы, показать влияние изменений в природе на труд человека;
- г) дать учащимся некоторые знания о значении охраны природы, познакомить с мероприятиями, проводимыми по охране природы, в данной местности (крае, республике);
- д) дать первоначальные гигиенические знания, привить некоторые навыки личной и общественной гигиены.
Не раскрывая понятия о биологическом равновесии в природе, учащимся необходимо дать представление о том, что гибель одного природного фактора влечет за собой гибель других (вырубка леса ведет к пересыханию рек, разрушению почвы, уменьшению численности животных и т. д.). Изучение вопросов охраны природы должно быть стержнем для всего курса природоведения, помогать воспитывать у детей стремление охранять и приумножать сокровища природы.
В связи с изучением природоведения и проведением природоохранительной работы необходимо организовать детей на участие в различных видах общественно полезного труда (сбор корма, подкармливание птиц, сбор семян цветочно-декоративных растений и распространение их среди населения, сбор колосков на полях после уборки урожая, уход за зелеными насаждениями в микрорайоне, выращивание растений, участие в работе зеленых и голубых патрулей и т. д.).
Содержание курса природоведения используется для патриотического воспитания. Оно должно включать воспитание любви и бережного отношения к природе, своему краю, гордости за достижения тружеников своего края. «Школа призвана формировать качества рачительных хозяев, заботливое и бережное отношение к общественному достоянию и родной природе»,— записано в Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы.
Природоведение по своему содержанию является предметом естественно-научного цикла, поэтому ведущее место в его преподавании должны занимать методы, свойственные этим наукам: непосредственные наблюдения предметов и явлений в самой природе, натуральных объектов и их изображений на уроке в классе, осуществление простейшего учебного эксперимента, а также организация таких форм работы с учащимися, как экскурсии, практические работы, опыты, наблюдения на пришкольном учебно-опытном участке, географической площадке и т. д.
В программе определен обязательный минимум этих работ, однако в зависимости от условий, в которых работает школа, и ее природного окружения их количество может быть увеличено.
Учителю необходимо хорошо знать и строго соблюдать правила безопасности при демонстрации опытов и проведении практических работ, предусмотренных программой.
Наблюдения ведутся по заданиям «Дневников наблюдений» (III—IV классы). Порядок наблюдений определяется последовательностью изменений в природе данной местности. Проведенные в природе наблюдения фиксируются в «Дневниках наблюдений» и являются основой формирования важнейших знаний о природе.
Важным принципом преподавания природоведения является краеведческий. Поэтому конкретные объекты и явления природы для изучения отбираются самим учителем с учетом особенностей данной местности. В этих же целях учитель вправе произвести замену и перестановку уроков. Так, в III классе изучение изменений в природе должно более или менее совпадать с наступлением этих явлений в самой природе. Если такого совпадения нет, уроки могут быть переставлены или на какое-то время уроки природоведения заменяются другими уроками при условии последующей обратной замены.
В начальном курсе природоведения большое место отводится изучению вопросов личной гигиены детей. Необходимо, чтобы каждый школьник овладел минимумом знаний в области гигиены.
Программой по природоведению предусмотрено ознакомление учащихся с первоначальными сведениями о сельскохозяйственном и промышленном производствах (сезонный труд людей на полях и фермах колхозов и совхозов, добыча и использование местных полезных ископаемых и др.).
Природоведение способствует развитию логического мышления и речи учащихся, формированию ряда трудовых умений и навыков. При его изучении необходимо воспитывать такие качества, как желание трудиться, аккуратность, дисциплинированность, настойчивость, взаимопомощь, умение организовать свою работу и довести ее до конца.
В программе по природоведению заложены большие возможности для осуществления межпредметных связей уроков природоведения с трудовым обучением и другими предметами. Задача учителя полнее реализовать эти возможности.
На изучение природоведения учебным планом отводится по 1 ч в неделю в каждом классе.
В I и II классах дети знакомятся с окружающим миром. Основными задачами в этих классах является накопление и систематизация представлений детей о предметах и явлениях окружающей жизни и природы, обогащение их нравственного опыта, формирование навыков правильного поведения (в семье, школе, на улице, в общественных местах, в природе).
Постоянное внимание на занятиях по ознакомлению с окружающим должно уделяться воспитанию любви и заботы о членах семьи, уважительного и внимательного отношения к сверстникам, педагогам и другим окружающим людям, уважения к труду, людям труда, бережного отношения к природе, к вещам, созданным трудом людей, любви к родному краю, Родине.
Формы, методы и средства ознакомления детей с жизнью нашего общества разнообразны: экскурсии, встречи со знатными людьми, посещение предприятий, музеев, театров, клубов, беседы и чтение, просмотр кинофильмов и диафильмов, теле- и радиопередач, подготовка к праздникам и т. п.
Занятия по ознакомлению с окружающим миром должны носить динамический, подвижный характер и проводиться, как правило, не столько в классе, сколько на улице, во дворе, на пришкольном участке и др. Беседы, дидактические и творческие игры, рисование, конструирование, самообслуживание, участие в общественно полезном труде и другие формы работы необходимы для закрепления полученных представлений об окружающем мире.
В программе I класса содержание курса раскрывается в темах: «Наш дом», «Наша школа», «Наш город (село)», «Родная страна». Выделение этих тем позволяет накапливать, обогащать и систематизировать представления об окружающем мире, осуществлять постепенный переход от близкого к далекому, формировать у детей целостное представление об окружающем мире.
Предусмотренные темы во II классе следует изучать не последовательно, а возвращаться к одной и той же теме несколько раз в течение года в связи с сезонными изменениями, знаменательными событиями в нашей стране. Это необходимо и для отработки умений и навыков поведения, для формирования правильного отношения к окружающим.
В III классе изучаются сезонные изменения в природе данной местности в трех темах: «Летние и осенние изменения в природе», «Зимние изменения в природе», «Весенние изменения в природе». В каждой теме в основном должен быть выдержан единый план изложения:
- изменения в неживой природе;
- изменения в жизни растений и их охрана;
- изменения в жизни животных и их охрана;
сезонный труд людей. Эта последовательность вытекает из естественных связей, существующих в самой природе. И учителю необходимо раскрывать эти связи, показывать, что изменения, происходящие в разные времена года в неживой природе, влекут за собой определенные изменения в жизни растений и животных, оказывают влияние на характер и содержание сельскохозяйственных работ, на другие виды деятельности человека. Такой подход к изучению природы не просто знакомит учащихся с ее явлениями и предметами, но и, что очень важно, помогает ребенку объяснить последние, пусть на самом элементарном уровне. Во всех темах рассматривается вопрос об охране и укреплении здоровья человека в связи с сезонными изменениями в природе.
Содержание знаний по природоведению в IV классе составляют три темы. При изучении темы «Ориентирование на местности» учащиеся усваивают некоторые способы ориентирования, учатся применять их в практике нахождения направлений на местности, знакомятся с устройством компаса.
В теме «Природа нашего края» продолжается изучение природы своего края. Но если в III классе учащиеся знакомятся с природой местности, окружающей школу, то четвероклассники изучают природу своей области (края, республики), кроме того, они должны знать основные административные центры, столицу СССР — Москву и столицы союзных республик, уметь находить их на карте.
В некоторых случаях при значительных размерах области (края, республики) и при большом разнообразии природных условий объект для изучения может быть сужен несколькими ближайшими административными районами. Как и в III классе, изучение природы должно идти последовательно: неживая природа, охрана недр, почв, водоемов, растения и их охрана, животные и их охрана, труд людей и использование человеком природных богатств области. Необходимо показать взаимосвязь факторов природы и на этой основе раскрыть, как комплекс природных условий влияет на труд людей края.
В теме «Организм человека и охрана его здоровья» дается лишь общее представление об органах, их положение в организме человека и выполняемой ими функции. Эти сведения необходимы для того, чтобы помочь учащимся представить организм человека как единое целое. Основное внимание должно быть уделено вопросам личной и общественной гигиены и особенно тем мероприятиям, которые могут и должны выполнять сами дети для сохранения и укрепления своего здоровья. Изучение этой темы пойдет успешнее, если учащиеся будут проводить самонаблюдения.
Предусмотренные программой знания, умения и навыки учащихся должны быть обеспечены в основном на уроках, под руководством учителя. Вместе с тем обучение природоведению потребует и систематического выполнения домашних заданий. Они предлагаются только с 3-го года обучения. Учителя не должны допускать перегрузки учащихся учебным материалом как на уроках, так и в домашних заданиях. В этих целях следует на каждом уроке заботиться о смене видов деятельности, проводить физкульт минутки, снимающие утомление у детей.
В программе определены требования к знаниям и умениям учащихся по природоведению, необходимые для преемственной связи с изучением в последующих классах естественно научных дисциплин: ботаники, зоологии, анатомии, географии.