Дидактические игры и игровые упражнения


  1. Усвоение последовательности чисел от 1 до 20, их записи и чтения.
    Примеры игровых упражнений, 1) «Веселый счет» (кто быстрее найдет на рисунке и перечислит в порядке возрастания или уменьшения все записанные на нем числа). 2) «Кто быстрее?» (с использованием настольных игр типа «Цирк», «Разведчик» и т. д.— продвижение вперед по ряду чисел).
  2. Усвоение приемов сложения и вычитания.
    Примеры игровых упражнений. 1) «Дополни до 20». 2) «Сколько всего прибавили?» 3) «Сколько всего вычли?» 4) «Дополни запись» и т. д.
  3. Закрепление знания таблицы сложения и состава чисел.
    Примеры игровых упражнений. 1) «Заселяем дома». 2) Эстафета — соревнование в составлении и записи всех примеров с заданным ответом. 3) «Арифметическое лото» и т. д.

Сложение и вычитание однозначных и двузначных чисел (85 ч)

Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100.

Монеты в 20, 50 к. и 1 р. Их набор и размен.

Порядок действий в выражениях, содержащих 2 действия, использование скобок.

Проверка сложения и вычитания.

Нахождение неизвестного вычитаемого.

Нахождение суммы нескольких одинаковых слагаемых и представление числа в виде суммы одинаковых слагаемых.

Решение задач в 2 действия (с составлением выражения).

Дидактические игры и игровые упражнения

Отработка навыков устных вычислений.

Примеры игровых упражнений. 1) «Занимательные рамки». 2) «Круговые примеры». 3) Арифметические ребусы и головоломки. 4) «Угадывание задуманного числа». 5) «Ряды чисел» (продолжение рядов чисел, получаемых при последовательном прибавлении по 2, по 3, по 4 и т. д., заполнение пропусков в таких рядах). 6) «Кто больше и скорее?» (составление возможно большего числа примеров на сложение и вычитание с данными числами. Например: 14, 6, 12, 8, 36, 7, 29, бит. п.). 7) Игра «Десятка» (к данному числу прибавляется по очереди число 2 или 3 до получения числа 10. Если получилось больше, чем 10, игра продолжается с использованием вычитания 2 или 3 до получения 10).

Умножение и деление (30 ч)

Умножение. Название действия и его обозначение.

Задачи, решаемые умножением.

Название данных чисел и искомого при умножении.

Умножение числа 2 и числа 3 на однозначное число.

Прием перестановки множителей и его использование в вычислениях.

Умножение однозначного числа на число 2 и число 3.

Деление. Название действия и его обозначение. Задачи, решаемые делением.

Деление на 2 и на 3 и с частным, равным 2 и 3.

Решение простых задач на умножение и деление.

Повторение (10 ч)

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

К концу II класса учащиеся должны знать:

последовательность чисел от 0 до 100, уметь читать и записывать эти числа;

таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания (на уровне автоматизированного навыка).

Учащиеся должны уметь:

находить сумму и разность чисел в пределах 100 в более легких случаях устно, в более сложных — письменно;

решать задачи в 1—2 действия на сложение и вычитание.

Решение уравнений вида x+2=10, 5+х=8, х—3=6, 10—х—2, х • 2—12, 20 : x=5, х : 3—4, 6 • х— 18 (способом подбора и на основе взаимосвязи между данными и искомыми числами).

Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного; сравнение чисел с помощью деления. Нахождение доли числа и числа по его доле. Прямой угол, прямоугольник (квадрат). Нахождение суммы длин сторон многоугольника.

Решение простых и составных задач (в 2—3 действия) на сложение, вычитание, умножение и деление.

 

Время и его измерение (5 ч)

Единицы времени: год, месяц, сутки, час, минута. Определение времени по часам с точностью до минуты.

Тысяча (65 ч) Устная и письменная нумерация чисел до 1000. Поместное значение цифр в записи трехзначного числа. Представление трехзначного числа в виде суммы сотен, десятков и единиц.

Единицы измерения длины: километр, метр. Соотношение между ними.

Единицы измерения массы: килограмм, грамм. Соотношение между ними.

Устное сложение и вычитание, умножение и деление чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.

Письменное сложение и вычитание, умножение и деление трехзначного числа на однозначное.

Решение простых и составных задач (в 1—2 действия) на сложение, вычитание, умножение и деление.

Повторение (5 ч) Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся. К концу III класса учащиеся должны знать: последовательность чисел от нуля до тысячи, уметь читать и записывать эти числа;

таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления (на уровне автоматизированного навыка).

Учащиеся должны уметь:

правильно выполнять устно четыре арифметических действия в пределах 100 и в пределах 1000 в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; выполнять проверку вычислений;

применять правило порядка выполнения действий в выражениях, содержащих 2 действия (со скобками и без них);

решать задачи в 1—2 действия (по действиям и с составлением выражения);

измерять длину отрезка с помощью линейки и чертить отрезки заданной длины.

V класс (210 x) Числа от 1 до 1000000. Нумерация.

Величины (35 ч)

Чтение и запись чисел. Класс единиц и класс тысяч. I, II, III разряды в классе единиц и в классе тысяч.

Представление числа в виде суммы его разрядных слагаемых.

Единицы измерения длины (километр, метр, дециметр, сантиметр, миллиметр), соотношения между ними.

Единицы измерения массы, (тонна, центнер, килограмм, грамм), соотношения между ними.

Единицы измерения времени (век, год, месяц, сутки, час, минута, секунда), соотношение между ними.

Решение простых задач на вычисление времени.

Обозначение буквами точек, отрезков, углов.

Сложение и вычитание (30 ч)

Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; перестановка и группировка слагаемых при сложении нескольких чисел; взаимосвязь между суммой и слагаемыми, между уменьшаемым, вычитаемым и разностью.

Способы проверки сложения и вычитания.

Решение уравнений вида х + 312 = 654, 421 + х — 546, 792 — х— 217, х — 125 = 500 и их использование при решении задач; сложение и вычитание с нулем.

Сложение и вычитание чисел в пределах миллиона устно — в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменно—в остальных случаях.

Числовые выражения, содержащие сложение и вычитание в 2—3 действия (со скобками и без них), вычисление их значения.

Решение составных задач в 2—3 действия.

Умножение и деление (130 ч)

Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление нуля и невозможность деления на нуль; перестановка множителей; умножение суммы на число и числа на сумму, деление суммы на число; умножение и деление числа на произведение; взаимосвязь между множителями и произведением, между делимым, делителем и частным; способы проверки умножения и деления. Решение уравнений вида 6 х = 426, х : 18 = 270, 364 : х — 2 и их использование при решении задач.

Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.

Письменное умножение на однозначное, двузначное и трехзначное число.

Письменное деление на однозначное и двузначное число (в пределах миллиона).

Числовые выражения в 2—3 действия, содержащие умножение и деление (со скобками и без них), вычисление их значения.

Задачи на нахождение среднего арифметического, на нахождение нескольких долей числа.

Примеры зависимости между величинами (время, скорость, путь при равномерном движении; цена, количество, стоимость и др.).

Числовые выражения в 3—4 действия (со скобками и без них), содержащие сложение, вычитание, умножение и деление; вычисление их значения.

Представление о площади фигур. Единицы измерения площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр.

Задачи на нахождение площади прямоугольника (квадрата). Задачи в 3—4 действия, содержащие сложение, вычитание, умножение и деление.

Систематизация и обобщение знаний (15 ч)

В течение всего года проводятся устные вычисления с использованием изученных приемов.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, обеспечивающие преемственную связь с курсом математики в V классе.

  • Уметь читать и записывать числа в пределах миллиона.
  • Прочно знать таблицы сложения и умножения однозначных чисел (на уровне автоматизированного навыка).
  • Владеть навыками правильных и быстрых устных вычислений в пределах 100, а с большими числами — в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.
  • Уметь выполнять письменно сложение и вычитание многозначных чисел, выполнять проверку правильности вычислений.
  • Уметь выполнять письменно умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное число, выполнять проверку правильности вычислений.
  • Уметь вычислять значение числового выражения, содержащего 2—3 действия (со скобками и без них); находить числовое значение простейшего буквенного выражения при заданных числовых значениях входящих в него букв.
  • Знать таблицы единиц измерения величин (длины, площади, массы, времени) и применять эти знания в практике измерений и при решении задач.
  • Знать взаимосвязи между такими величинами, как цена, количество, стоимость, скорость, время, путь при равномерном движении и др., применять эти знания к решению текстовых задач.
  • Уметь находить сумму длин сторон и площадь прямоугольника (квадрата).
  • Уметь решать задачи в 2—3 действия (на сложение, вычитание, умножение и деление).

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт