ГЕНЕЗИС ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ

Принципы обучения, определяя общее направление дидактической деятельности учителя, устанавливаются на основе анализа процесса обучения. Так как в итоге такого анализа выявляются закономерности, касающиеся определенных дидактических явлений и устанавливающие взаимные, объективные зависимости между основными элементами процесса обучения (каковыми являются ученик, учитель и учебный материал), принципы обучения воплощают эти закономерности в себе. Поэтому-то В. Оконь и полагает, что «…после анализа процесса обучения можно было бы отказаться от формулировки дидактических принципов, потому что тот, кто осознает, например, что усвоению некоторых понятий и суждений должно предшествовать как можно более подробное изучение соответствующих предметов, явлений и процессов, тот тем самым поймет сущность смысла принципа наглядности; а тот, кто поймет, что ход учебного процесса зависит от предшествовавшего опыта ученика, от уровня развития его сил и возможностей, тот уловит и суть принципа доступности (и принципа возрастающей трудности) в обучении» [Окоп W. 1970. S. 160]. Читать далее «ГЕНЕЗИС ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ»

ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ

Этот принцип был сформулирован одним из первых и признан повсеместно. Его соблюдение должно привести к устранению из процесса обучения вербализма, т. е. замены предметов обозначающими их, но зачастую не известными учащимся словами. В результате вербального обучения ученики запоминают определенные слова, но этому запоминанию не сопутствует понимание их значения. В итоге учащиеся, вместо того чтобы мыслить самостоятельно и логично, начинают оперировать звуками: заученными словами, которые, однако, не развивают их мышление. Читать далее «ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ»

ПРИНЦИП ДОСТУПНОСТИ В ОБУЧЕНИИ

Подобно принципу наглядности, принцип доступности в учебно-воспитательной работе требует учета особенностей достигнутого уровня развития учащихся. При подборе учебного материала учитель должен учитывать, насколько он доступен для учеников, использовать методы обучения, отвечающие уровню их развития, с тем чтобы в максимальной степени сделать возможной самостоятельную работу как на уроке, так и в ходе внеурочной работы. Например, если учитель старших классов средней общеобразовательной или профессиональной школы для ознакомления учащихся с новым для них материалом останавливает свой выбор на лекции, то он должен отдавать себе отчет в том, что этот метод требует от них меньшей активности по сравнению, например, с обсуждением. В то же время лекционная форма работы противопоказана на уровне пропедевтического обучения, так как у детей в возрасте от 7 до 11 лет еще не развились способности к абстрактному мышлению и они не могут ни концентрировать внимание на определенной проблеме в течение длительного времени, ни вести записи, словом, не умеют эффективно пользоваться лекцией. Читать далее «ПРИНЦИП ДОСТУПНОСТИ В ОБУЧЕНИИ»

ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОГО И АКТИВНОГО УЧАСТИЯ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Хотя принцип сознательного и активного участия учащихся в процессе обучения не имеет такой долгой истории, как, например, принципы наглядности или доступности, тем не менее он относится к важнейшим нормам дидактической деятельности учителя. Правильная реализация этого принципа зависит от той роли, которая отводится учителю в учебно-воспитательной работе. Так, если учитель рассматривается, как, например, в традиционной школе, в качестве «центральной фигуры» учебного процесса, а от учеников главным образом требуется, чтобы они были внимательными, «сидели тихо» на уроке и заучивали дома на память заданный материал, то при этом по логике вещей не создается условий, содействующих реализации принципа сознательного и активного овладевания знаниями со стороны учащихся. Прогрессивистский же постулат максимального ограничения активности учителя на уроке в пользу инициативы и самостоятельности учеников при выполнении ими различных заданий, проектов и так далее лишает его руководящей роли в процессе обучения, что также не может не затруднять осуществление рассматриваемого принципа на практике. Читать далее «ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОГО И АКТИВНОГО УЧАСТИЯ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ»

ПРИНЦИП СИСТЕМАТИЧНОСТИ

Успех любой деятельности решающим образом зависит от систематичности в работе по достижению поставленной цели. Особенно важную роль этот принцип играет в обучении. Образованный цепочкой тесно связанных между собой и взаимно обусловленных актов обучения, этот процесс протекает тем более гладко и обеспечивает тем лучшие результаты, чем меньше в нем непоследовательностей, дезорганизующих действий. Такой праксеологический характер принципа систематичности в обучении, получивший свое истолкование с давних времен в различных дидактических системах, находит полное отражение в следующих из него дидактических правилах. Эти правила охватывают как деятельность учителя, в том числе при организации классных и внеклассных занятий, так и школьную и внешкольную работу. Читать далее «ПРИНЦИП СИСТЕМАТИЧНОСТИ»

ПРИНЦИП ПРОЧНОСТИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Процесс прочного овладения знаниями с точки зрения психологии является очень сложным, потому что запоминание и воспроизведение зависят не только от объективных связей материала, но и от отношения личности к этому материалу [Рубинштейн С. Л.]. На это отношение, в свою очередь, оказывают влияние разные факторы, в частности заинтересованность в нем ученика и значение, которое имеет для него изучаемый материал. Память человека избирательна: мы не запоминаем всего, а помним лишь то, что для нас особенно важно и интересно. Кроме того, в определенных случаях непроизвольное запоминание может оказаться более продуктивным по сравнению с намеренным, произвольным запоминанием. Читать далее «ПРИНЦИП ПРОЧНОСТИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ»

ПРИНЦИП ОПЕРАТИВНОСТИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Процесс обучения был бы односторонним, если бы обеспечивал ученикам приобретение только пассивных знаний, т. е. способность к воспроизводству знаний или приобретению моторной скорости в таких видах деятельности, как, например, печатание на машинке, или в некоторых производственных видах деятельности. Поэтому хорошо, когда учитель создает ситуации, требующие от детей и молодежи не только усвоения и воспроизведения знаний и умений, предусмотренных программой, но и, может быть, даже прежде всего их использования в школьной и внешкольной работе. Учащиеся должны планомерно и сознательно использовать приобретенные знания, а это требует от них как можно более полной самостоятельности мышления и деятельности. В ходе самостоятельного решения задачи они проявляют инициативу и находчивость, учатся пользоваться имеющимися знаниями вситуациях, отличных от тех, в которых они их приобрели. При этом в поисках, например, пути решения какой-то задачи они приобретают новые знания и умения, благодаря чему учатся «не для школы, а для жизни». В результате такого обучения они приобретают знания, которые в отличие от знаний «пассивных», знаний, приобретенных исключительно в ходе «книжного обучения», мы будем называть оперативными. Читать далее «ПРИНЦИП ОПЕРАТИВНОСТИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ»

ПРИНЦИП СВЯЗИ ТЕОРИИ С ПРАКТИКОЙ

Принцип связи теории с практикой выражает необходимость подготовки учащихся к правильному использованию теоретических знаний в разнообразных практических ситуациях, к преобразованию окружающей нас действительности. Формы реализации этого принципа в учебно-воспитательной работе могут быть различными, ибо в познавательной деятельности человека практическим действиям принадлежат разнообразные функции. В частности, они могут означать объединение теории с практикой и объяснение этой связи как источника знаний о мире, как критерия истинности этих знаний, наконец, как совокупности общественно-исторических, личностных и коллективных действий, позволяющих человеку сознательно преобразовывать действительность. Читать далее «ПРИНЦИП СВЯЗИ ТЕОРИИ С ПРАКТИКОЙ»