Успех любой деятельности решающим образом зависит от систематичности в работе по достижению поставленной цели. Особенно важную роль этот принцип играет в обучении. Образованный цепочкой тесно связанных между собой и взаимно обусловленных актов обучения, этот процесс протекает тем более гладко и обеспечивает тем лучшие результаты, чем меньше в нем непоследовательностей, дезорганизующих действий. Такой праксеологический характер принципа систематичности в обучении, получивший свое истолкование с давних времен в различных дидактических системах, находит полное отражение в следующих из него дидактических правилах. Эти правила охватывают как деятельность учителя, в том числе при организации классных и внеклассных занятий, так и школьную и внешкольную работу.
Вот основные из этих правил:
- Важным условием успешности в ознакомлении учащихся с новым материалом является предварительное определение достигнутого ими уровня знаний и систематическое использование этих знаний.
Это правило, близкое по своему содержанию к рассмотренному ранее правилу перехода от известного к неизвестному, требует обеспечить не только доступный уровень изучаемого материала, но и его привлекательность для учащихся, т. е. его выполнение имеет большое мотивационное значение. - Очень важно на каждом уроке установить его, так сказать, содержательный центр и на его фоне и в связи с ним представить систему производных знаний и умений.
В этом состоит одна из главных задач учителя на этапе проработки с учениками нового материала. Содержательный центр урока определяется в ходе анализа и синтеза материала, запланированного для изучения. Это должно быть как бы «подведением итогов», представлением в сжатом виде важнейших задач, установлением их связи со знаниями, которыми ученики овладели раньше.
Понимаемые таким образом «содержательные центры тяжести» отдельных уроков следует правильно выделять, указывая на тематические связи между ними и систематически напоминая о них. Благодаря выделению и постоянному привлечению внимания в ходе урока к наиболее существенным моментам изучаемого материала у учащихся формируется база для более широкой системы знаний, они учатся отделять вопросы действительно важные от второстепенных или даже несущественных. - При ознакомлении учащихся с новым материалом рассматриваемые темы нужно разделить на параграфы и подпараграфы, с тем чтобы поочередно их рассмотреть в ходе урока.
Важность этого правила обусловлена тем, что оно определяет организацию хода урока. Последовательное изложение частных тем, тесно связанных с основной, совпадающей с содержательным центром урока, позволяет детям и молодежи понять структуру рассматриваемой проблемы, ее «несущую» конструкцию. И если даже учащиеся не запомнят подробности, то правильное представление об этой конструкции облегчит их последующее воспроизведение. - К кратким и обобщающим повторам нужно прибегать не только в начале урока, когда обычно обобщают ранее изученный материал, и не только при его окончании — для закрепления рассмотренной в ходе урока основной проблемы, но и после изложения отдельных частных вопросов. Такое распределение повторов во времени, особенно когда они связаны с основными проблемами, содействует закреплению прорабатываемого материала прежде всего благодаря тому, что при этом обеспечиваются возможности формирования богатой сети ассоциаций, происходит активизация ранее приобретенных знаний, умений и навыков.
- В целях формирования у учащихся умений правильно выражать свои мысли как в устной, так и в письменной форме учителя, ведущие все учебные предметы, а не только родной язык, должны обращать особое внимание на способ и форму выражения ими своих мыслей. Безусловно, способы реализации этого правила в младших классах и в старших классах школы будут различны. Если младшие учащиеся выражают свои мысли главным образом короткими фразами, то от учащихся старших классов следует требовать более развернутых ответов, они должны уметь изложить свои мысли логично, по плану; формы изложения могут быть разными: рассказ, сообщение и даже короткая лекция.
- С первых лет обучения в школе нужно приобщать учащихся к самостоятельности в работе, стремиться создать им все условия для выполнения заданий, требующих продолжительных и систематических усилий. Это могут быть, например, наблюдения за погодой, за условиями и процессом жизни растений и животных, а также сбор и обработка материалов по истории их родного края и т. п.
Правильное осуществление принципа систематичности в процессе обучения и воспитания, будучи одним из важнейших факторов, определяющих его результативность, предполагает проведение этого принципа не только при ознакомлении учеников с новым материалом в соответствии с вышеприведенными рекомендациями. Этот принцип также требует от самого учителя систематической подготовки к занятиям, тщательного анализа темы каждого урока, равномерного распределения домашних заданий, осуществления постоянного контроля и объективной оценки результатов обучения и т. д. Таким образом, можно считать, что чем больший объем дидактической работы учитель выполняет планомерно и систематично, тем больше и вероятность того, что его работа будет действительно успешной.