Понятие «принципы обучения» дидакты используют в разных значениях. Например, Б. Наврочинский как раз такое название дал своему курсу общей дидактики. При этом он руководствовался следующим: «Моя книга еще не представляет собой компактную и полную теорию обучения. Поэтому я и не дал ей такого слишком многозначительного названия, ограничившись более скромным: «Принципы обучения». Такое название для нее подходит больше, поскольку в ней я действительно рассматриваю если не все, то во всяком случае важнейшие принципы обучения» [Nawroczynski В. 1961. S. 6.]. Книга эта состоит из введения и трех обширных разделов («Дидактические идеалы», «Учение и обучение» и «Учебный план»), которыми, собственно, и охватывается вся проблематика общей дидактики. Одна из глав работы носит название «Принцип наглядности», который, по мнению Б. Наврочинского, присущ всем периодам обучения и воспитания.
Отсюда следует вывод: понятием «принципы обучения» автор пользовался по крайне мере в двух различных значениях:
- как заменителем названия «неполная теория обучения»,
- как нормой, определяющей методы дидактической работы учителя. Второе из указанных значений этого понятия, как мы видим, достаточно близко и к нашему определению.
Иначе интерпретировал содержание и область значения интересующего нас понятия автор «Общей дидактики» К. Сосницкий. Под принципами обучения он понимает самые общие закономерности, которых учитель должен придерживаться в ходе своей дидактической деятельности. Они относятся к каждому действию учителя и одновременно влияют на тот или другой вид обучения ученика в зависимости от принятой учителем дидактической системы [см: Sosnicki К. 1948. S. 211—212].
Таким образом, К. Сосницкий полагает, что в разных дидактических системах могут действовать различные, порой даже исключающие друг друга, принципы обучения, что в конечном счете свидетельствует о самостоятельности этих систем. Кроме того, он считает, что принципы обучения могут соотноситься с целями обучения, как, например, принцип всестороннего развития личности учащегося; с содержанием обучения, как, например, принцип дидактического материализма; с его дидактическими средствами, как, например, принцип наглядности; или, наконец, с дидактическим процессом, как, принцип «разнообразия форм обучения». Поэтому, по К. Сосницкому, верное решение какой-либо дидактической проблемы может быть приведено в форме достаточного общего нормативного правила (принципа обучения. — Ч. К.), определяющего путь, по которому нужно следовать при обучении.
Сказанное свидетельствует о том, что сторонники такого подхода понимают принципы обучения не как объективные общедидактические закономерности, а как нормативы поведения учителя, производные от принятой системы образования. Соотнося принципы с целями, содержанием, средствами или процессом обучения, К. Сосницкий лишает их признаков общих норм дидактической деятельности. В итоге граница между принципами обучения и, например, частными методическими указаниями стирается, а между тем, в соответствии с мнением Б. Наврочинского, принципы должны быть универсальными для всех предметов на всех уровнях дидактической работы. Именно поэтому они не могут быть слишком конкретизированными нормами, кроме того, они должны относиться не только к тем или иным фрагментам учебно-воспитательной работы, но и ко всей этой работе в целом.
Таким образом, под принципами обучения мы будем понимать такие нормы дидактического поведения, соблюдение которых позволяет учителю ознакомить учащихся с основами систематических знаний о мире, развивать их познавательные интересы и способности, формировать их мировоззрение, а также приобщать к самообразованию. При таком понимании принципы обучения служат достижению общих целей образования и являются общими для учебных заведений разных типов и уровней, а также для различных учебных предметов.
Аналогичную позицию по этому вопросу занимает коллектив авторов из СССР и ГДР в учебнике по педагогике, в котором принципы обучения определяются как общие указания, направляющие планирование, осуществление и анализ учебного процесса, сформулированные на основе научного познания и учебно-воспитательной практики [см: Neuner G. 1978. S. 250]. Подобным образом понимает принципы обучения и JI. Клингберг (ГДР), придавая им статус «основных содержательно-организационно-методических указаний для процесса учения, вытекающих из его целей и закономерностей и определяющих этот процесс» [Klingberg L. 1972. S. 251].