§ 1. Причины неудач в учебе
§ 2. Дидактические средства борьбы с неудачами в учебе
Говоря о школьных неудачах или неудачах учащихся в процессе обучения, мы будем иметь в виду такие ситуации, которые характеризуются явными различиями между воспитательными и дидактическими требованиями школы и поведением учащихся, а также достигнутыми ими результатами обучения. При этом мы полагаем, что требования школы соответствуют выдвигаемым обществом целям воспитания, а также являются адекватными в отношении обязательных программ.
Понимаемые таким образом неудачи в школьной учебе могут иметь скрытый или явный характер.
Скрытые неудачи наблюдаются тогда, когда учитель не замечает дефектов в знаниях, умениях и навыках учеников, хотя такие дефекты — с точки зрения целей обучения и учебной программы — действительно существуют. Например, среди 37 учеников VII класса одной из варшавских начальных школ 32 человека имели различные дефекты в знании польского языка. Эти дефекты в определенных случаях касались материала, проработанного в IV классе. Следовательно, школа вовремя не выявила этих дефектов, в результате чего учащиеся, недостаточно владеющие материалом предыдущих лет, оказались в VII классе. Устранение недостатков, выявленных с таким опозданием, — уже не простая задача: некоторые ученики были вынуждены остаться на второй год в VII классе. Более раннее выявление возникших пробелов в знаниях этих учащихся, проведение правильных предупредительных мероприятий (например, в IV или V классах) не привело бы к таким неприятным последствиям.
Скрытые неудачи обычно ведут к неудачам явным.
С этим видом школьных неудач мы сталкиваемся, когда учитель вскрывает дефекты в знаниях ученика, оценивая результаты его работы как «неудовлетворительные».
В случае, когда неудовлетворительная оценка не охватывает работу ученика за год, а относится к результатам его работы, например в первом семестре школьной учебы, она является показателем преходящего отставания. Своевременное выявление школой такого отставания и привлечение всех возможных средств для его ликвидации — вот меры, благодаря которым можно спасти ученика от второго года учебы в данном классе. Если же неудовлетворительная оценка относится к результатам работы за год, то в этом случае он должен повторить этот класс, становясь второгодником.
Явление второгодничества достаточно часто приводит к школьному отсеву, т. е. к полному прекращению учебы учеником до ее окончания.
На рис. 14 представлена попытка графического представления рассматриваемых зависимостей.
Пунктирной линией на рисунке показана последовательность отдельных этапов, связанных с неудачами. Исходным пунктом слабых результатов учащихся в учебе являются скрытые неудачи, очень мелкие пробелы в знаниях или умениях в области только одного предмета или даже темы урока.
Рис. 14. Классификация школьных неудач
Рис. 15. Классификация школьных неудач
Эти пробелы, если учитель их вовремя не выявит и не устранит, со временем могут разрастись и привести к возникновению явных неудач. Последние в свою очередь сначала носят временный характер, а затем — после этапа относительно устойчивых неудач — непосредственно ведут к второгодничеству и отсеву.
Школьные неудачи, особенно второгодничество и отсев учащихся, представляют собой явления крайне нежелательные как с экономической, так и с общественной и педагогических точек зрения, что может быть обосновано следующим образом.
Численность второгодников общеобразовательной и профессиональной системы образования ПНР в последние годы держится в рамках 300 тыс. человек ежегодно. Только из-за более позднего начала профессиональной деятельности второгодников это приводит к значительным финансовым потерям, а кроме того, требует дополнительных затрат на школьное оборудование, учебные пособия и т. п.
О последствиях школьных неудач, наконец, свидетельствуют данные педагогики и психологии. Можно считать доказанным положение о том, что второгодничество, например, оказывает отрицательное влияние на подавляющее большинство учащихся, отбивая у них желание работать, гасит интерес к учебе, неблагоприятно влияет на отношение к окружению, вызывает различные комплексы и аномалии в поведении и даже приводит к торможению нормального до сих пор умственного развития ребенка.
Кроме того, на основе школьной практики мы утверждаем, что учащиеся-второгодники обычно неблагоприятно влияют на остальных учеников, затрудняют нормальную учебно-воспитательную работу со всем классом. Второгодники, которые «уже все знают», отбивают у своих новых товарищей интерес к учебе и нередко отрицательно влияют на их поведение. Иногда несколько второгодников могут «испортить» хороший до сих пор класс, создавая учителям много дополнительных трудностей и хлопот в воспитании. Даже тогда, когда класс не поддается воздействию учеников-второгодников и считает их «чуждым элементом», с точки зрения воспитательной возникает очень трудная ситуация. Второгодники оказываются как бы на периферии жизни класса и по природе вещей ищут других контактов, которые, как правило, еще более отдаляют их от школы.