Система приемов учебной работы в курсах физической географии


Свою роль приемы учебной работы могут выполнить в полной мере при условии, если они будут представлять собой систему. Под такой системой следует понимать совокупность, приемов учебной работы, обеспечивающих формирование поставленных целей обучения и воспитания. Она представляет собой составную часть содержания- школьной географии, и ее разработка — такое же важное дело, как и определение содержания системы географических знаний.

Задача систематизации приемов, однако, .довольно сложна, В курсах физической географии формируется большое количестве самых различных приемов учебной, деятельности, которые можно сгруппировать по разным признакам. Распространена классификация по источникам, знаний. Сюда относятся приемы чтения карт различного содержания, работа с учебником,, наглядными пособиями, приемы наблюдений в природе и др. Выделение этой группы приемов позволяет сосредоточить внимание учителя на обучении способам работы с основными источниками, географических знаний. Выделяются также группы приемов, одинаковые для различных школьных предметов. Одна из них. связана с характером познавательной деятельности школьников, другая — с планированием и организацией их работы.

Для географии,- как .и*для других, школьных предметов, существенна классификация по содержанию изучаемых знаний — ведущего компонента образования. В частности, необходимо учитывать\’ содержание географических понятий, .в, особенности тех, которые изучают на протяжении нескольких лет обучения. Поэтому рассмотрим критерий отбора приемов учебной работы, Имеющих географическое содержание. Они разнообразны.

Прежде всего нужно учитывать содержание общих географических понятий, составляющих теоретические основы системы физико-географического образования. Наиболее значимы так называемые «сквозные» понятия, к которым относятся, понятия «географическая оболочка», «природно-территориальный комплекс» (ПТК), «компонент природы». Они связаны между собой, представляя определенную систему. В географической науке географическую оболочку рассматривают как самый большой природный комплекс. Учащиеся изучают в V—VII классах различные по составу и размерам природные комплексы от географической оболочки до комплексов своей местности — леса, речной долины, болота. В свою очередь, каждый ПТК состоит из частей — компонентов, имеющих свои особенности и факторы развития. Понятия о ПТК и их компонентах проходят через все курсы школьной физической географии. Приемы учебной работы должны обеспечить их формирование и по возможности самостоятельное изучение. На этой основе можно выделить ряд приемов учебной работы: описания компонентов природы, частей компонентов (например, определение средних температур января и июля, описание горного хребта, выяснение замерзаемости реки и др.), описания ПТК в целом.

Второе основание для выделения приемов учебной работы — их связь с методами науки. Ознакомление с методами географической науки входит в число задач школьной физической географии. Оно исключительно важно, так как помогает связать школьную географию с современным уровнем географической науки, преподавание — с жизнью, показать практическую значимость географических исследований, раскрыть основные пути научного познания окружающего нас мира. Поэтому при формирований приемов учебной работы учащихся необходимо опираться не только на научные знания, но и на содержание географических .методов исследования. Главная функция методов заключается в их роли средств научного познания. В условиях школы методы научного исследования могут быть использованы как. средство получения новых знаний и они, следовательно, должны найти отражение в системе приемов учебной работы школьников и в содержании географических знаний.

Методы исследования в географической науке объединяются в две группы. Первая — сугубо специальные, тесно связанные с характерам изучаемых географией предметов и явлений. В физической географии к ним можно отнести картографический, сравнительный, палеогеографический. Вторую группу составляют методы, применяемые в ряде наук или в их большинстве. Это наблюдения, эксперимент, анализ, синтез, моделирование и др. Перечисленные группы, однако, не в полной мере находят отражение в школьной географии. Особенно широко учащиеся знакомятся с картографическим методом, суть которого Состоит с использовании карт для описания, анализа и познания географических объектов и явлений. Сравнительный метод в обучении географии обычно применяется в виде дидактического приема — средства преподавания, но слабо формируется как прием учебной работы школьников. Новое обоснование получает теперь задача изучения причинно-следственных связей: необходимо выявлять связи, относящиеся к географической оболочке, ПТК, устанавливать связи между компонентами, образующими природно-территориальные комплексы.

Таким образом, существуют немалые возможности ознакомления учащихся с методами физико-географической науки, которые могут быть реализованы в системе приемов учебной работы.

Учитывая содержание научных методов и задачу изучения с их помощью ведущих объектов, физической географии, можно выделить группу приемов учебной работы, связанную с описанием (характеристикой) ПТК разного ранга и содержания, компонентов и их отдельных частей. Такой подход позволяет сосредоточить внимание учителя на самых основных понятиях физической географии и способах их самостоятельного изучения школьниками. Эти методы формируются на всем протяжении курсов физической географии и поддаются систематизации. Вместе с тем они неплохо вписываются и в систему приемов, выделенных по источникам знаний. Приемы учебной работы по физической географии объединяются в несколько групп;

  1.     Приемы, общие для нескольких учебных предметов и характерные для любой учебной деятельности. Сюда относятся приемы планирования учебной работы, ее организации, самоконтроля, работы с учебником.
  2.     Приемы, совпадающие с приемами умственной деятельности,— сравнение, установление причинно-следственных связей, обобщение, анализ и др. Это общие приемы мышления. Сюда относятся и приемы запоминания учебного материала.
  3.     Приемы учебной работы, используемые только преимущественно при изучении географии (чтение карты, графиков и диаграмм, наблюдения за погодой и полуденной высотой Солнца и др.).

Для определения системы приемов по курсам физической географии необходимо: а) выявить ведущие понятия, курсов физической географии и определить систему действий для их самостоятельного изучения школьниками; б) установить основные методы физико-географической науки и пути их отражения в школьной географии; в) предусмотреть преемственность между курсами географии и распределить приемы по годам обучения.

Кроме того, нужно обеспечить соответствие приемов целям коммунистического воспитания, учесть возрастные возможности усвоения, задачи развивающего обучения.

В книге рассмотрена методика обучения приемам каждой группы, но преимущественное внимание отведено тем из них, которые являются специфическими для физической географии.

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт