X

Глава пятая. ВЕЧНЫЕ ВОПРОСЫ

В своих беседах выдающийся советский педагог Л. С. Макаренко говорил о следующих главных ошибках, которые допускают родители при воспитании детей: злоупотребление уговорами, злоупотребление разъяснительными беседами, лаской, приказом, поощрениями, наказаниями, уступчивостью, твердостью. Каждое из этих качеств само по себе не содержит при умеренном использовании ничего дурного. Ведь из этого высказывания никак не следует, например, что ребенка нужно вообще лишить ласки или вообще прекратить с ним разъяснительные беседы, или никогда и ни в чем не уступать. Нет, только в крайнем своем проявлении все эти качества становятся отрицательными, становятся ошибками воспитания.

Мы в этой книге сделали попытку проанализировать причины детской нервности, раскрыть пути возникновения основных детских нервных заболеваний, показать на конкретных примерах, как отдельные ошибки воспитания сказываются на нервнопсихическом здоровье ребенка. Но мы совершенно не пытались абсолютизировать те или иные рекомендации, не стремились дать готовых рецептов на все случаи жизни.

Ведь из того, что у некоторых наших пациентов неврозы возникли после посещения цирка, зоопарка или детского утренника, никак не вытекает вывод, что необходимо лишить вообще всех детей радости знакомства с обитателями зоопарка, брызжущего через край веселья детских утренников, захватывающего зрелища цирковых представлений. Кстати, у нас есть пример и того, как ребенка лишили всех этих удовольствий, упрятали от неожиданностей и опасностей реальной жизни за крепкими стенами собственной усадьбы и что из этого получилось. Вспомните о Фаттыхе Нариманове из рассказа «Ночной звонок».

Воспитание детей—большое искусство, искусство, требующее не трафарета, а сугубо индивидуального подхода к каждому конкретному ребенку. Помните, как в рассказе «мямля» посещение цирка оказалось совершенно безвредным для Вити и послужило причиной развития невроза у его сводного брата. Но ведь и у Кости могло бы не возник путь невротической реакции, если бы отец, зная его индивидуальные особенности, объяснил заранее, что акробаты застрахованы от случайного падения, что опасность для их жизни совершенно исключена.

Но если невозможно дать готовых схем воспитания, общих для всех детей методик, если у разных детей — различные причины развития невротических реакций, если одна и та же ситуация может привести к совершенно противоположным результатам, то, естественно, напрашивается вопрос: нужно ли вообще обременять родителей педагогическими и медицинскими сведениями. Не лучше ли ориентировать их на собственную интуицию и рекомендовать им доверять прежде всего собственному здравому смыслу?

Этот вопрос далеко не праздный. «В книге всемирно известного американского ученого Бенджамина Спока «Ребенок и уход за ним» можно, например, прочитать: «Главное, что нужно ребенку, — ваша любовь и забота. И это гораздо ценнее, чем теоретические знания». И еще: «…Хорошие, любящие родители, интуитивно выбирают самые правильные решения… Будьте естественны и не бойтесь ошибок». Но ведь ошибка ошибке рознь. Некоторые из них ведут к печальным и, увы, необратимым последствиям.

И можно ли всегда полагаться только на интуицию и так называемый здравый смысл? Ведь каждый день над нами всходит и заходит солнце, «однако ж прав упрямый Галилей». Интуиция — одно из самых счастливых свойств человеческого разума, но что от даст современному человеку, не имеющему теоретических знаний. Многие великие открытия и в наше время, и в прошлые века были сделаны благодаря интуиции. Ньютону упало на голову яблоко — и он открыл закон всемирного тяготения. Дж. Уатт увидел, как подпрыгивает под паром крышка чайника—и изобрел паровой двигатель. В обоих случаях решающее значение сыграла интуиция. Но так же в обоих случаях ученым потребовались специальные знания, чтобы ах интуитивные догадки превратились во всемирный закон пли великое изобретение.

Так и при воспитании. Знание причин детских нервных заболеваний, несомненно, поможет избежать ошибок, которые приводят к срыву высшей нервной деятельности, а знание основных проявлений неврозов позволит вовремя распознать первые признаки болезни. И тут уже в полную власть вступает интуиция, потому что от родителей требуется не буквальное следование педагогическим и медицинским указаниям, а творческое их применение и претворение в жизнь в каждом конкретном случае.

Только интуиция, базирующаяся на знании теории, может привести и приводит к желаемым результатам, собственно, и Бенджамин Спок всей своей прекрасной книгой убедительно опроверг проскользнувшее у него сомнение относительно важности теоретических знаний при воспитании детей.

В этой главе мы коснемся нескольких вопросов, волнующих воспитателей.


О непослушании детей.

Отчего оно происходит? Опыт непослушания накапливается у детей постепенно и при своем становлении постоянно и неуклонно подкрепляется неправильной тактикой родителей. Например, ребенок плачет до тех пор, пока его не возьмут на руки, не приступает к еде, пока ему не расскажут сказку, отказывается выполнять требование матери, пока она не пообещает купить желаемую игрушку. Непослушание возникает в результате постоянных уступок, в результате, не знающей никаких разумных границ, родительской любви. Недаром одним из синонимов непослушания является слово избалованность.

Что же, могут спросить нас, вообще не нужно показывать своей любви к детям, лишить их ласки и нежности, разговаривать с ними только в холодном и строгом тоне? Вот как ответил на этот вопрос А. С. Макаренко: «Можно быть как угодно ласковым с ребенком, шутить с ним, играть, но когда возникнет надобность, надо уметь распорядиться коротко, один раз, распорядиться с таким видом и в таком тоне, чтобы ни у вас, ни у ребенка не было сомнений в правильности распоряжения, в неизбежности его выполнения». Распоряжение должно быть понятным и посильным для ребенка, оно не должно противоречить ни здравому смыслу, ни предыдущим распоряжениям, ни распоряжениям других родственников. Очень плохо, когда один из родителей требует одно, другой — другое, иногда противоположное. Вот ребенок и приноравливается не слушаться ни того, ни другого. Распоряжение не должно отдаваться со злостью или раздражением, но и не должно превращаться в уговаривание.

Требования родителей к ребенку должны быть конкретны и определенны. Бесполезно абстрактно приказывать, например, «убрать» в комнате. В силу того, что у детей только к девяти-десяти годам формируется абстрактное мышление, они такого приказания просто не осмыслят по-настоящему. Нужно вполне определенно и конкретно объяснить, а если нужно, то и показать, что они должны сделать и как.

Требования родителей не должны страдать непостоянством. Если вы приучаете ребенка убирать за собой постель или мыть после еды посуду, то он должен делать это всегда, каждый день, а не от случая к случаю. Иначе один раз он схитрит и не выполнит вашего требования, в другой раз открыто откажется выполнять.

Тесно с вопросом о непослушании соприкасается проблема наказания. Можно ли наказывать ребенка? Если можно, то как? С ростом общей культуры все меньше остается сторонников так называемой «ременной педагогики». Физическое наказание, в первую очередь, признание духовной слабости воспитателя, признание полной педагогической беспомощности.

«Наказание, — пишет А. С. Макаренко, — очень трудная вещь; оно требует от воспитателя огромного такта и осторожности… Цель наказания не в том, чтобы унизить маленького человека, а в том, чтобы вызвать в нем переживание сделанной ошибки».

Даже переход родителей на сухой, официальный тон в обращении с провинившимся ребенком—достаточно суровое и действенное, по А. С. Макаренко, средство наказания.

Из других видов и форм наказания можно назвать: задержку удовольствия или развлечения, запрещение выхода к товарищам, отсрочку обещанной покупки.

В любом случае наказание должно быть обосновано и соответствовать тяжести проступка. Необоснованные, грубые наказания часто становятся причиной отсутствия контакта между родителями и детьми, не менее часто они ведут к детской нервности, к неврозам. Нередко нервная сшибка наступает у детей, родители которых крайне несдержанны в эмоциональном отношении. Нельзя, — говорит А. П. Чехов,— делать детей игрушкой своего настроения: то нежно лобызать, то бешено топотать па них ногами.

Много споров вызывает и такой вопрос: с какими задатками, кем рождается ребенок — диким зверем или кротким невинным ангелом. Если «диким зверем», то все задачи воспитания сведутся к тому, чтобы обуздать животные инстинкты. Если «невинным ангелом», то достаточно, по-видимому, отгородить ребенка от вредных влияний, изолировать от «суровой» действительности — и все будет в порядке.

Не правы ни те, ни другие. Все качества человека как хорошие, так и дурные\’ не даются с рождения, все они вырабатываются в процессе жизни, в процессе воспитания. Врожденным бывает только тип нервной системы, темперамент, да и он, по последним исследованиям советских ученых, может изменяться в зависимости от внешних условий. Многие родители жалуются на нехватку времени для воспитания. В самом деле, большинство родителей в наше время работают, многие, кроме основной работы, ведут большую общественную деятельность, свободного времени остается мало. Но и этого времени при разумном его использовании оказывается достаточно для успешного воспитания детей.

Вот, что пишет по этому поводу видный русский педагог, учитель К. Д. Ушинского, П. Г. Редкий: «Если вы подарите вашим детям хоть по нескольку минут в день на осмотр комнат, где вы живете; если изредка побеседуете с ними в сумерки; если по воскресным и праздничным дням возьмете их иногда с собой на прогулки городские или загородные и, спрятав свою мнимую ученость, приметесь сами снова учиться с ними вместе, то в продолжении тех лет, пока дети ваши останутся при вас, вы накопите для них значительный капитал знания и развития, который принесет огромные проценты, а сверх того, вы сами для себя извлечете отсюда и удовольствие, и пользу».

Еще несколько слов о внедомашней жизни ребенка. Дело в том, что вне дома — в школе, во дворе, на улице ребенок может быть несколько иным, чем в семье. Домашний деспот, кумир семьи может занимать в ребячьем коллективе далеко не первое место, быть незаметным, заурядным, трусливым. Подобные диспропорции почти всегда ведут к нервности, к невротическим реакциям. Поэтому родители обязаны знать: что представляют из себя их дети во внедомашней обстановке, чтобы вовремя заметить и но мере возможности ликвидировать возникающие «диспропорции».

Великий древнегреческий философ Платон писал, что нет ничего божественней воспитания, что только через воспитание человек делается настоящим человеком. От нас самих зависит, какими вырастут наши дети. «Плохое воспитание,— по словам А. С. Макаренко,— это наше будущее горе, это — наши слезы, это — наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

Поэтому вопросы правильного воспитания, профилактика детских нервных заболеваний и устранения причин детской нервности имеют большое значение, являются одним из важнейших факторов в борьбе за построение коммунистического общества.

Нынешние дети — будущие строители коммунизма, будущие творцы истории. Им жить в обществе, которое поставило целью воспитать нашу молодежь не только всесторонне образованной и духовно красивой, по и здоровой, закаленной. Решение этих больших задач немыслимо без объединенных усилий школы, семьи и общественности.

admin: