О МЕТОДАХ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ (РОДНОМУ) ЯЗЫКУ


Обе эти задачи школа решает в единстве, используя теоретические знания о языке и речи для формирования речевых умений и навыков. Тем не менее в структуре содержания школьного курса родного языка в настоящее время четко выделяются две части: знания и умения.

В состав знаний по русскому языку входят:

  1.  знания о языке и речи,
  2.  знания о способах учебных действий с языковым (речевым материалом).

К знаниям о языке и речи относятся понятия из различных областей науки о языке: фонетики (например, звук и буква, гласные и согласные звуки), лексики (прямое и переносное значение слова, синонимы й антонимы), словообразования (корень, приставка, суффикс, окончание, производящая основа), морфологии (части речи: существительное, глагол, наречие, морфологические категории: число, род, время, вид), синтаксиса (словосочетание; предложение, член предложения, вид связи), лингвистики текста (текст, типы текста: описание, повествование, рассуждение), стилистики (стиль речи, стилистически окрашенное средство); классификация понятий (деление согласных нa мягкие и твердые, звонкие и глухие, частей речи на самостоятельные и служебные, предложений на простые и сложные); нормы (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические) и правила (орфографические и пунктуационные); перечни фактов языка, не укладывающиеся в- нормы, не подчиняющиеся правилам (исключения из правил, непроверяемые написания, управление ряда слов).

К знаниям о способах учебных действий относятся схемы разбора (фонетического, словообразовательного, морфологического, синтаксического, стилистического, орфографического, пунктуационного); образцы предписаний, фиксирующих последовательность операций при выполнении тех или иных учебных действий (например, как определить спряжение глагола, как проверить безударную гласную, как отличить качественные прилагательные от относительных); памятки (как работать над сочинением, как совершенствовать написанное).

Мы специально так подробно охарактеризовали корпус знаний по языку, чтобы показать, что лишь небольшая по объему часть материала носит относительно конкретный характер     — это перечни фактов языка. Остальной же материал, подлежащий усвоению в курсе родного языка, имеет абстрактный, отвлеченно-обобщенный характер: в языковых понятиях, их классификациях, в языковых нормах и правилах в концентрированном виде отражен результат длительной, абстрагирующей работы человеческого мышления; в схемах разборов, в образцах предписаний обобщен опыт овладения способами действия при изучении языка. Эта особенность знаний по языку существенна для характеристики методов его преподавания.

Вторым компонентом структуры содержания являются, как уже говорилось, умения и навыки. Умение — это способность выполнять какое-либо действие наиболее экономным, рациональным образом. «Умение всегда исходит из знаний и опирается на них… Умение — знание в действии». В результате упражнений многие умения автоматизируются и превращаются в навыки.

В курсе родного языка формируются разнообразные умения и навыки, что свидетельствует о практической направленности обучения. Помимо общедидактических умений, которыми школьники овладевают при изучении всех предметов (умения сравнивать и обобщать, приобретать знания в порядке самообразования, осуществлять самоконтроль за учебной работой и др.), на уроках родного языка формируются специальные умения и навыки.. К ним относятся: учебно-познавательные умения, то есть различные умственные действия с языковым или речевым материалом (например, различать ударные и безударные слоги, подбирать синонимы к слову, подбирать однокоренные слова, распознавать изученные части речи, выделять из предложения словосочетания, разбирать предложения, определять стилистическую окраску языковых средств, определять тему и основную мысль текста, членить текст на абзацы), и коммуникативные умения и навыки (соблюдать в речи нормы литературного языка — лексические, грамматические, орфографические, орфоэпические, пунктуационные, создавать связные высказывания, различные по типу и стилю речи, как в устной, так и в письменной форме).

Овладевая речью на родном языке в дошкольный период, ребенок достигает этого сугубо практическим путем, подражая речи взрослых. В школе же на уроках родного языка он начинает осознавать свою речевую практику, соотносить конкретные факты речи с абстрактными языковыми понятиями. Это осознание является непременным условием развития, совершенствования речи учащегося.

Таким образом, установка на понятийное осмысление учащимися речевой деятельности составляет существенную особенность школьного курса родного языка, проявляющуюся в сочетании абстрактного характера знаний с ярко выраженной практической направленностью обучения.

Эту особенность курса, имеющую выход в теорию методов, можно изобразить в виде схемы:

О МЕТОДАХ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ (РОДНОМУ) ЯЗЫКУ

где а, б, в — наблюдение конкретных фактов языка,от которых ученик идет к абстрактному понятию или правилуalt, а от него снова к конкретным фактам языка, но уже воспринимаемым сквозь призму понятия или правилаalt,alt,alt

В процессе обучения языку можно проследить конкретное проявление общего закона диалектической формулы познания, сформулированного В. И. Лениным: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике». Первую фазу— переход от фактов языка к понятиям и правилам — обслуживают методы формирования знаний, вторую фазу — переход от понятий и правил к фактам языка — методы формирования умений и навыков. В основе этого деления лежит учет особенностей содержания предмета.

Внутри каждой группы методы дифференцируются в зависимости от характера деятельности учащегося на рецептивные, репродуктивные и продуктивные. Учет характера познавательной деятельности помогает оценить развивающий потенциал методов обучения. Психологи и дидакты доказали, что обучение и развитие —это не два рядоположенных процесса, в которых первое определяет втopoe. По отношению к обучающемуся — это единый процесс, определяемый теми условиями, которые создаются благодаря различным методам обучения. Обучение само по себе еще не обеспечивает развития, развитие обеспечивают методы обучения, их умелый выбор, а главное — их умелое сочетание. Выбирая тот или иной метод, учитель должен исходить не только из целей обучения, но и иметь в виду задачу развития школьников. При этом следует помнить, что рецептивная деятельность развивает, главным образом, внимание, репродуктивная — память, продуктивные формы работы активизируют мышление, развивают творческие способности.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Имя *
E-mail *
Сайт