X

Как без капризов уложить ребенка спать?

Все дети разные, поэтому и засыпают по-разному, имеют разный алгоритм сна. Более того, режим сна и бодрствования каждого ребенка меняется в зависимости от возраста, здоровья, эмоционального состояния. И в любой возрастной период ребенка мама может столкнуться с тем, что уложить ребенка спать становится проблемой.

Сон — не то состояние, которое можно навязать peбенку. Самое лучшее и правильное решение — создать условия погружающие малыша в сон, чтобы он заснул и продолжал спать. Нельзя укладывать детей в постель, руководствуясь бездушным принципом: «Дайте ему покричать в первую ночи пять минут, во вторую десять…». Цель заботливых родителей — не только сделать так, чтобы ребенок быстро засыпал, важно, чтобы малыш смотрел на сон как на нечто приятной и безопасное.

Чтобы легко просыпаться утром, ребенок должен спать не меньше десяти часов, но уложить чадо в кроватку не всем да просто. Чего только не придумывают дети, чтобы отсрочить момент засыпания: они «застревают» в ванной и чистят зубы так долго, как будто бы у них их три раза по тридцать два, также у них может случиться внезапный приступ голод или жажды. Сначала детское «творчество» даже умиляет, но спустя некоторое время возникает досада: ребенок напоен, накормлен, на горшок посажен — да сколько же можно! Poдительское раздражение потихоньку накаляет ситуацию. Чем отвечает ребенок? Плачем и криком. Так процесс укладывания спать становится источником конфликтов и капризов.

Первое, что следует сделать, чтобы предотвратить конфликтную ситуацию, связанную с отходом ко сну, это запомнить простое правило:

Как только вы поймете, через сколько часов периоды сна и бодрствования сменяют друг друга у вашего малыша, постарайтесь подстроить его режим дня под них. Начинайте укладывать ребенка, едва заметив первые признаки готовности ко сну. Обычно они проявляются в том, что малыш теряет интерес к происходящему, становится малоактивным, норовит приложить головку и прилечь. И, конечно, верный признак того, что ребенок хочет спать, когда он зевает и трет глазки. Некоторые детки начинают повторять те действия, которыми их убаюкивают мамы: напевают песенку, укачивают куклу. Важно не упустить это время, отложить все дела п сторону и сразу попробовать уложить ребенка — ведь следующий подходящий момент может представиться только через пару часов.

Сказка на ночь — это своего рода пожелание спокойной ночи. Только не короткое или небрежное, а длинное и обстоятельное, наполненное любовью, нежностью и заботой. Рассказывая перед сном сказку, вы общаетесь с малышом на волшебном, понятном ему языке, даете ему маленькие безопасные уроки жизни.

«Сонные» сказки. Хорошей профилактикой капризов перед сном становится рассказывание специальных «сонных» сказок, успокаивающих, убаюкивающих ребенка. Рассказывать «сонные» истории лучше спокойным размеренным, «сонным» голосом, без яркого интонирования (монотонно). «Сонные» сказки преимущественно рассчитаны на детей в возрасте от 2 до 4-5 лет.

Путешествие в поезде

Жил-был Зайка. Он жил с мамой и папой в маленьком домике. Вся Зайкина семья очень любила путешествовать. Больше всего Заике нравилось путешествовать на поезде.

Путешествие начиналось с того, что Зайка, папа и мама собирались все вместе и договаривались, куда поехать в этот раз. Договориться было непросто. Папа очень любил ездить в горы и сплавляться по горной реке. Мама любила ездить к морю, чтобы лежать на теплом песке и плескаться в ласковых волнах. Зайка нравились горные походы, там можно было спать в самой настоящей палатке и разжигать костер. И море Зайке тоже очень нравилоськупайся, сколько хочешь и строй замки из песка. Поэтому Зайка был готов ехать и к морю, и в горылишь бы ехать всем вместе.

Зайка с мамой паковали вещи. Очень трудно из множества полезных вещей выбрать самые важные и необходимые. Зайка взял свою любимую книжку про Кубарика и Томатика, плюшевого мишку и самый быстрый грузовичок.

На вокзале папа отправился за билетамитакими красивыми желтыми блестящими бумажками. Билеты нужны были для того, чтобы Зайку с папой и мамой проводница пустила в вагон.

В купе Зайке очень понравилось: нижние полки, верхние, откидной столик, большое окновсе вместе похоже на маленький домик.

А когда проводница попросила провожающих покинуть вагон, Зайка с удовольствием забрался на верхнюю полку и, глядя оттуда в окно, наблюдал, как поезд набирает ход. Плавно начинают двигаться дома и деревья. Поезд как будто плывет все, быстрее и быстрее. Колеса начинают отстукивать размеренно-веселый ритм путешествия: «Чух-чух, чух-чух, чух-чух». Зайка чуть покачивается на верхней полке: «Чух-чух, чух-чух, чух-чух». Мимо уже проносятся столбы и деревья: «Чух-чух, чух-чух, чух-чух». На столике плещется чай в стакане: «Чух-чух, чух-чух, чух-чух». Папа на нижней полке с газетой в руках тоже покачивается: «Чух-чух, чух-чух, чух-чух». Мама со своим любимым вязанием в руках: «Чух-чух, чух-чух, чух-чух». Глазки Зайки постепенно закрываются: «Чух-чух, чух-чух, чух-чух». Во сне Зайка продолжает свое путешествие: «Чух-чух, чух-чух, чух-чух».

Методические рекомендации. Маленькие дети (2-4 лет) любят путешествовать на поезде, особенно если им редко доводится это делать. Поезд сам по себе зачастую представляется волшебным местом. А сколько шума он производит! Даже картинка с изображением поезда способна заворожить малыша. Что говорить о настоящем, стремительно движущемся составе. Для многих из нас, родителей, детские воспоминания, связанные с путешествием на поезде, также овеяны романтическим ореолом. Путешествие на поезде, неспешное, размеренное, само по себе ассоциируется со спокойствием и безмятежностью. Поэтому перед тем, как рассказать сказку, лучше окунуться в свои детские воспоминания, проникнуться ими, настроиться на их волну и только после этого начать повествование. Также хорошо иметь некоторое количество времени в запасе.

Успокаивающее воздействие «сонной» сказки о путешествии на поезде во многом основано на спокойном размеренном звукоподражании: «Чух-чух, чух-чух, чух-чух». Поэтому быстрый темп речи, обусловленный, например, дефицитом времени, или высокий тон голоса рассказчика способны снизить эффективность сказки.

На каждом этапе повествования старайтесь приблизить сказочный сюжет к реальной жизни ребенка. Это повысит его интерес и сделает сказку более узнаваемой и действенной. Так, первый абзац вполне можно дополнить рассказом о том, в каких еще путешествиях побывала Зайкина семья. Желательно, чтобы это были недавние путешествия, которые еще сохранились в памяти ребенка.

Зайкиному папе совсем не обязательно любить путешествовать в горы, он вполне может поменяться местами с мамой, любящей море. Если, например, ваша семья очень любит кататься на велосипедах, обязательно отразите этот факт в сказке.

Процесс упаковывания вещей можно описать более подробно, тем самым вы сделаете сказку более медитативной. Если вы на протяжении нескольких минут будете перечислять необходимые для путешествия вещи, ребенок может заснуть уже в этот момент, особенно если малышу не задавать включающих его в сказку вопросов типа: «Мама положила три зубные щеточки, мыло, шампунь. Что еще надо) взять?». Заслышав вопросительную интонацию, дети, как правило, тут же встряхиваются ото сна, оживляются, включаются в диалог — это, в общем-то, хорошо, но не в случае укладывания спать, когда основная задача успокоить и расслабить малышей.

Вещи, которые сам Зайка укладывает в багаж, также могут называться с учетом пристрастий вашего ребенка. Причем, если вы неоднократно (но с некоторой периодичностью) рассказываете эту «сонную» сказку, лучше учитывать изменение вкуса ребенка и выбирать наиболее значимые для него игрушки и книжки. Тем не менее существует опасность, что малыш, услышав про любимую ка сегодняшний день игрушку, с которой он непосредственно перед сном провел много времени (особенно, если необходимость спать и прервала такое интересное взаимодействие), может взбодриться и включиться в оживленный диалог. Поэтому обязательно учитывайте личные особенности ребенка и действуйте в соответствии с ними.

Когда начинается собственно усыпляющая часть сказки («чух-чух-чух»), важно представить себе купе поезда, потому что описание любой детали интерьера или действующего лица может стать отправной точкой — началом фразы — и продолжаться настолько долго, насколько хватит родительского терпения.

Зайка на море

Зайка очень любит, когда у папы и у мамы отпуск. Если бы Зайку попросили рассказать про отпуск, он бы сделал это так…

Больше всего в отпуске Зайка любил ходить на пляж. Теплый песок приятно ласкает пяточки, и они становятся теплые-теплые и немного шершавые. Еще песок здорово подержать в лапке, а потом тихонько начать разгибать пальчики. Песок начинает высыпаться, как в тех песочных часах, что стоят в ванной и отмеряют время для чистки зубов. Песок сыплется и легонько щекочет ладошку… Песчинки текут как маленький ручеек. Можно набрать песок в обе лапки, тогда будет два ручейка. Если поднять лапки повыше, то ручеек будет длиннее. Но мама не разрешает. Она беспокоится, что песок попадет Зайке в глаза.

Если песок мокрый, то из него можно строить домики, печь куличики, копать в нем тоннели. Особенно здорово, когда строить помогает папа. Он умеет строить мостики из песка. Ничего, Зайка тоже скоро научится.

А самое замечательное на пляже, конечно же, море. Нежное, теплое, ласковое. Зайка любит входить в море так: сначала только пальчики ног оказываются в воде, еще один маленький шажок в море, и вот вода уже нежно гладит пяточки. Еще шажокводичка поднимается еще чуть выше. Волны уже мягко набегают на коленочки: «Ш-ш-ш, ш-ш-ш». Волна как будто что-то хочет сказать Зайке. Водичка уже добирается до трусиков: «Ш-ш-ш, ш-ш-ш». Вот волна поднимается до животика ласково, как мама, гладит спинку: «Ш-ш-ш, ш-ш-ш…», ладошки: «Ш-ш-ш, ш-ш-ш…», локотки: «Ш-ш-ш, ш-ш-ш…». Волна накатывает и тихонько касается плечиков: «Ш-ш-ш, ш-ш-ш… Вот Зайка весь в теплой воде, только глазки,ушки и носик неукутаны морским покрывалом. Теперь Зайка раскачивается вместе с волной: «Ш-ш-ш, ш-ш-ш, ш-ш-ш». Он сам, как маленькая рыбка, качается на волне: «Ш-ш-ш, ш-ш-ш, ш-ш-ш…».

Методические рекомендации. Усыпляющий эффект этой «сонной» сказки достигается за счет повторяющихся однообразных звуков, имитирующих шум моря, в совокупности с поглаживаниями и спокойным ровным тоном рассказчика.

Раз овечка, два овечка…

Однажды Зайка с мамой отправились на пикник. Они вместе приготовили бутерброды, заварили чай. Зайка сам вымыл два яблока и положил их в свой рюкзачок. Мама посмотрела на Зайку, который уже взял свой рюкзачок и надел кепку, и спросила:

Зайка, ты готов?Выходим?

Зайка сосредоточенно кивнул.

Путь предстоял не близкий: Зайка с мамой собирались пойти на овечью ферму, понаблюдать за ягнятами и барашками. Путешественники пересекли большую поляну, поднялись на пригорок, спустились к веселому лесному ручейку, перешли его по тонкому бревнышку. Наконец, вдалеке показался заборчик овечьего загончика.

Зайка почувствовал, что немного устал и проголодался. Мама Зайки уже расстилала покрывало под их любимой стройной березкой. Зайчишка с удовольствием плюхнулся на покрывало:

—    Ух, как устали мои лапки! Садись, мама, овечки уже прыгать начинают!

Мама ласково улыбнулась своему мальчишке, распаковала свой рюкзачок и села рядом.

Овечки и в самом деле уже собирались прыгать: первая овечка уже разбегалась, готовясь к прыжку.

—    Мама, первая овечка сейчас прыгнет!обрадовался Зайка.Я сам их буду считать!

Мама нежно погладила Зайчишку по голове и кивнула:

—    Хорошо, считай ты.

—    Одна овечка прыгнула через заборчик… вторая овечка прыгнула через заборчик… третья овечка прыгнула через заборчик… пятьдесят восьмая овечка прыгнула через заборчик…

Зайка незаметно для себя задремал. Мама укрыла мальчишку покрывалом:

—    Отдыхай, мой малыш…

Методические рекомендации. Прелесть этой сказки в том, что она может быть практически бесконечной. Овечки могут прыгать бесконечно, до тех пор, пока ребенок не уснет. Кроме того, слушая эту сказку, малыш усваивает навыки самоусыпления, которые могут пригодиться ему в последующем, когда он сам научится считать, возможно, благодаря именно этой «сонной» сказке.

Сказки с колыбельными. Говоря об укладывании ребенка спать, нельзя не коснуться такой важной темы, как колыбельные песни. Каждому из нас колыбельные напоминают о далеком и милом детстве. Кто хотя бы раз в жизни не слышал эти обладающие волшебной силой строчки:

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю,

А то серенький волчок

Тебя схватит за бочок…

И каждый ребенок знает, что после того как по телевизору пропоют: «Спят усталые игрушки, книжки спят…», как бы не хотелось, но пора в кроватку… Сказки с колыбельной — еще один эффективный способ подготовить своего малыша ко сну.

Солнечный закат

По вечерам мама и Зайка обычно садятся на крылечко. Они наблюдают, как заходит солнышко и медленно наступает ночь. Солнышко большое-пребольшое и круглое, оно медленно-медленно опускается в дымку леса. Становятся видны его лучики, они как будто обнимают деревья, машут Зайке: «Пока-пока, спокойной ночи, Зайка!» и постепенно исчезают за деревьями. Полоска солнца становится все меньше и меньше. Начинает дуть легкий ветерокпредвестник ночной прохлады.

Зайка теснее прижимается к маметак теплее и уютнее.

Сейчас на небе появятся звездочки,говорит мама, ласково обнимая Зайку. — Кто первый увидит звездочку?

—    Конечно, я,отвечает Зайка.

—    Тогда смотри внимательно на небо.

—    Мама, вот она, первая звездочка, ура,радуется Зайка.

—    Какой ты у меня молодец, малыш, какие у тебя зоркие глазки, какой ты внимательный, солнышко мое ненаглядное…

—    Мама, солнышко уже спать ушло. Почему ты говоришь, что я солнышко?

—    Я тебя очень люблю, поэтому нежно называю тебя солнышком,мама тут хитро улыбается,тебе тоже, как и солнышку, скоро пора укладываться…

—    Мама, я еще немного с тобой посижу ?

—    Посиди, конечно.

—    Мама, расскажи, мне про звездочки.

—    Вечер опускается на землю. На небе зажигаются звезды. Их много-много. Каждая из них кому-нибудь светит. И у тебя есть своя звездочка, может быть, та, которую ты сегодня заметил первой. Звездочки ласково смотрят вниз, иногда подмигивает, иногда нежно шепчут: «Спокойной ночи, малыш!», иногда поют колыбельные песенки:

Спи, зайчонок мой, усни,

Люли-люшеньки-люли.

Скоро ноченька пройдет,

Красно солнышко взойдет.

День подарки принесет

Тем, кто крепко спал, дает.

Люли-люшеньки-люли

Ты, зайчонок, сладко спи.

Зайка очень любил колыбельные от звездочек. Слушая их, он обычно засыпал, уткнувшись в мамин бочок. А мама нежно гладила Зайку по спинке, брала его на ручки и относила в кроватку: «Спокойной ночи! Спи, Зайчонок, мой любимый, пусть тебе приснится твоя звездочка…».

На Руси издавна пели колыбельные появившемуся на свет младенцу. Считалось, что именно с помощью этих убаюкивающих песенок маленький человечек начинает познавать окружающий его мир. Колыбельные знакомят малышей с образами животных и сказочных персонажей, дают первые представления о добре, чести, долге и т. д.:

Ой, люли-люлюшеньки, Баиньки-баюшеньки…

Сладко спи по ночам Да расти по часам.

Ночь пришла,

Темноту привела,

Задремал петушок,

Запел сверчок.

Вышла маменька,

Закрыла ставенку…

Изучать и публиковать русские народные колыбельные стали более полутора веков назад.

«В старину, нянюшки, или где их не было, мать или бабушка, укладывая ребенка, пели, или, лучше сказать, приговаривали разные рассказы и припевы. Конечно, в них нет ничего остроумного или поэтического, они изображают простой старинный быт и какие-то особенные понятия о воспеваемых предметах. В них, как в русских песнях и сказках, всего чаще встречается вольная бессмыслица, потому что этого нельзя назвать ни лукавым простодушием, ни юмором. Теперь редко где в отдаленных от столицы и больших городов местах можно услышать такие припевы».

Из кн. Е. А. Авдеевой «Записки и замечания о Сибири» (1837 г.)

Несмотря на то, что в сборниках русского фольклора многие колыбельные печатаются как отдельные законченные произведения, в быту каждая из этих песен имеет множество вариаций. А самое главное — любой исполнитель в зависимости от своей фантазии и владения словом может продолжать колыбельную до бесконечности, придумывая псе новый и новый сюжет:

Люли-люли-люленьки

Прилетели гуленьки,

Сели гули на кровать,

Стали гули ворковать,

Стали гули ворковать,

Стали Машеньку качать,

Стали Машеньку качать.

Стала Маша засыпать.

Уж ты котинька-коток,

Кудреватенький лобок,

Приходи к нам ночевать,

Нашу Машеньку качать.

Я тебе-то ли, коту,

За работу заплачу:

Дам кувшин молока

Да кусок пирога,

Белой папыньки

В обе лапоньки.

Приди, котик, ночевать,

Приди Машеньку качать.

Я тебе за то, коту,

За работу заплачу:

Красну шапочку сошью…

Прошли годы, а колыбельная так и осталась важной составляющей процесса воспитания ребенка. Современные специалисты продолжают советовать будущим родителям петь колыбельные уже во время беременности. Начиная с пятого месяца пребывания в мамином животе малыш способен слышать, различать и даже запоминать звуки. Поэтому если мамочка не ленится и с удовольствием ежедневно поет своему крохе песенки, то после того как он появится на свет, они становятся для него уже знакомыми и родными, под которые так легко, приятно и, самое главное, спокойно засыпать.

Изначально, когда литературоведы впервые уделили должное внимание жанру фольклорной колыбельной, ими была названа основная его функция — успокоения. А в связи с тем, что младенец только познает окружающий мир посредством звуков, в скором времени исследователи нашли у колыбельной еще одну — педагогическую — функцию. Между тем некоторые теоретики литературы в своих работах определяют колыбельную песню строго функционально, утверждая, что ее назначение в том, чтобы усыпить ребенка:

Сладко спи, ребенок мой, Глазки поскорей закрой. Баю-баю, птенчик, спать! Будет мать тебя качать, Папа сон оберегать…

или:

Ночь пришла, Темноту привела, Задремал петушок, Запел сверчок. Вышла маменька, Закрыла ставеньку. Засыпай,

Баю-бай.

И действительно, главная цель колыбельной, будь то дословные выдержки из первоисточников или на ходу сочиненные заботливой мамой строчки, в том, чтобы успокоить, убаюкать и создать подходящую атмосферу тепла и уюта для здорового сна малыша. А крепкий сон, как известно, залог здоровья, хорошего самочувствия и нормального роста ребенка.

Колыбельная не обязательно должна быть серьезной. Важно ее исполнение. Примером литературной колыбельной, написанной с хорошим чувством юмора, является колыбельная детской поэтессы Агнии Барто:

Старший брат сестру баюкал:

—    Баюшки-баю!

Унесем отсюда кукол,

Баюшки-баю.

Уговаривал девчушку (Ей всего-то год):

—    Спать пора,

Уткнись в подушку,

Подарю тебе я клюшку,

Встанешь ты на лед.

Баю-баюшки,

Не плачь,

Подарю

Футбольный мяч,

Хочешь —

Будешь за судью,

Баю-баюшки-баю!

Старший брат сестру баюкал:

—    Ну не купим мяч,

Принесу обратно кукол,

Только ты не плачь.

Ну не плачь, не будь упрямой.

Спать пора давно…

Ты пойми — я папу с мамой

Отпустил в кино.

Выбирая, какую колыбельную спеть своему малышу на ночь, не забывайте про собственное творчество. Импровизируйте, сочиняйте свои авторские тексты.

Зайкина колыбельная

Зайка очень любил играть в разные игры. С папой он играм в догонялки. Это веселая игра, только маме почему-то она не очень нравилась. Мама предпочитала играть в прятки. Зайка прятки тоже очень любил. Ему вообще нравилось играть, а укладываться спать не нравилось. Поэтому когда вечером мама говорила: «Зайка, пора умываться и чистить зубки, скоро ложиться отдыхать», Зайка грустил. Ему было печально. Мама говорила, что ложиться отдыхать надо, чтобы были силы. Но у Зайки и так было очень, ну очень много сил. Иногда Зайка пытался сказать маме об этом и даже показывал, как много у него этих самых сил. Он мог бы бегать и прыгать еще очень долго. Но. маму было не уговорить:

Зайка, пора умываться и чистить зубки, скоро ложиться отдыхать,снова и снова повторяла мама.

Зайка собирал свои игрушки и грустный отправлялся умываться.

Однако не все было так грустно и печально. Были в укладывании спать и приятные моменты для Зайки. Когда Зайка надевал пижамку и ложился в постель, мама приходила к нему в комнату, а садилась рядом, нежно брала его за лапку и пела ласковым голоском колыбельную песенку. Мама знала колыбельных песен много-много, но самой любимой песенкой Зайки была колыбельная про Кота. В песенке у Кота была чудесная колыбелька и постелька,

но у Зайки обязательно была лучше. Поэтому, когда мама садилась на край постели, Зайка быстро-быстро загадывал:

—    Сегодня про Кота!

—    Хорошо, мой дорогой,мама нежно улыбалась в ответ.

У кота ли, у кота Колыбелька золота.

У дитяти моего Есть покраше его.

У кота ли, у кота Периночка пухова.

У мово ли у дитяти Да помягче его.

У кота ли, у кота Изголовье высока.

У дитяти моего Да повыше его.

У кота ли, у кота Одеяльце хорошо.

У дитяти моего Есть получше его.

У кота ли, у кота Занавесочка чиста.

У мово ли у дитяти Есть почище его.

Есть почище его Да покраше его.

Мама еще немного сидела рядом с Зайкой, нежно гладила его по спинке и лапкам, заботливо укутывала одеялом.

—    Мама, а завтра ты споешь эту песенку еще раз?

—    Посмотрим, если успеешь загадать…

—    Тогда я загадываю прямо сейчас,бормотал сквозь сон Зайка.

—    Хорошо, Зайка, договорились,с улыбкой говорила мама.Спокойной ночи, мой любимый.

А Зайка уже ничего не отвечал, потому что уже крепко спал. Мама гасила свет и еще раз нежно целовала своего спящего Зайку в ушко.

Методические рекомендации. Используйте эту медитативную сказку с колыбельной для снятия дневного психо-эмоционального напряжения и накопления положительного образного опыта.

Ежедневный ритуал для отхода ко сну. Сказка на ночи в качестве усыпляющего средства работает значительно более эффективно в том случае, если используется в комплексе с другими приемами, успокаивающими и расслабляющими ребенка. Хорошо готовит ребенка ко сну ежедневный ритуал. Он может быть любым. Главное, чтобы для ребенка он означал: подготовка ко сну началась. Ежедневный ритуал может включать в себя самые обычные действия: надевание пижамы, умывание, чтение сказки на ночь.

Создавая особый ритуал для своего ребенка, старайтесь использовать какие-либо символические действия. Например, для многих детей удачной находкой становится включение в ритуал песочных часов. Мама (или папа) совершают привычные действия, которые завершаются наблюдением затем, как сыплется песок в часах. Как только весь песок высыпается, свет в детской гасят, оставляя включенным только ночник. Таким образом, песочные часы, во-первых, дают

ребенку какое-то время на то, чтобы закончить свои дела. Кто же из родителей не знает о том, что как раз перед сном хочется сказать еще что-то важное, еще минутку полистать книжку и т. д. Но песок в часах неумолим. Во-вторых, наблюдение за песочными часами — сам по себе мощный успокаивающий фактор (мерно пересыпающиеся песчинки способны заворожить и ребенка, и взрослого).

Пусть для ребенка время укладывания спать не наступает внезапно. Заранее предупреждайте его, что время бодрствования заканчивается. При этом помните, что для малыша нескольких лет отроду фраза «Через пятнадцать минут пойдем умываться» не наполнена смыслом. Вместо слов используйте ассоциации: начните набирать воду в ванную или принесите и положите на видное место книгу сказок, которую будете читать.

Лучше всего, если час до отхода ко сну будет посвящен тихим играм. Спокойные занятия снизят активность малыша и подготовят его нервную систему к расслаблению. Активные физические игры непосредственно перед сном существенно затрудняют ежевечернюю задачу взрослых. Помочь настроиться на сон грядущий могут любые спокойные занятия, которые доставляют удовольствие родителям и ребенку.

Когда ребенок должен спать отдельно. Еще одним камнем преткновения при укладывании спать может стать вопрос: когда ребенок будет спать отдельно? Каждая семья принимает решение индивидуально. Следует помнить, что ребенку расстаться с мамой на целую ночь — значит, остаться наедине со своими фантазиями и переживаниями, страхами и проблемами. Потому научиться спать одному для малыша порой непростая задача.

С одной стороны, некоторые взрослые настаивают на том, что их ребенок легковозбудим и слишком хрупок, а каждая робкая попытка приучить его спать отдельно заканчивается детскими слезами, ссорами родителей и «разбитой» ночью для всей семьи. Именно поэтому дети в таких семьях до 5-7 лет продолжают спать вместе с родителями (или с одним из них).

С другой стороны, важно понимать, что, соглашаясь на компромисс, мы тем самым лишаем ребенка возможности взрослеть: самостоятельно искать выход из трудной ситуации, преодолевать страхи, учиться создавать для себя уютное и комфортное пространство. Кроме того, оставаясь в постели взрослых, дошкольник учится контролировать по ведение родителей: когда мама и папа должны лечь рядом с ним; как и на каком месте им следует, по его мнению, спать

Родители часто не вполне осознанно провоцируют детей к тому, чтобы те как можно дольше оставались в родительской постели. Например, такую функцию могут выполнят родительские угрозы типа: «Будешь себя плохо вести (будешь делать так), отправишься спать в свою комнату!». И этих слов ребенок делает выводы, что надо быть хороши» для мамы, чтобы спать в ее постели, — это хорошо и правильно. А за плохое поведение — ссылка в свою кровать Значит, спать в своей кровати плохо. Поэтому важно закрепить в сознании ребенка мысль, что сон в своей постели — это привилегия, а не наказание.

Зайкина подушка

Слушал-слушал Зайка мамины сказки, его усталые глазки за крылись, и он не заметил, как уснул. Вдруг слышит чей-то грустный вздох:

Эх-эхех…

—    Не вздыхай так тяжко,ответил мягкий, теплый голосок прямо у Зайки под ухом.

—    Хорошо тебе, мамина подушка, на тебе все время кто-нибудь спит, дарит тебе свои сны, обнимает тебя… Вот и сейчас тебя Зайка обнимает.

—    Не расстраивайся, Зайкина подушка.

—    Вот, если бы меня Зайка обнимал,мечтательно вздохнула Зайкина подушка.

—    Дай ему немного времени, он подрастет и переберется на свою кровать, будет тебя обнимать.

—    Но разве Зайка еще малыш?

—    Конечно, маленький малыш!

—    Но ведь он уже столько знает и умеет! Он уже большой!

—    Будет большойуйдет в свою кроватку. А что он уже умеет?

—    Он умеет быстро бегать! Он умеет высоко прыгать! Он умеет собирать свои игрушки! Он помогает маме на кухне мыть посуду и мести пол!

—    Да, и в самом деле большой!Я даже не думала, что он так много умеет, —удивилась мамина подушка.

—    Ему осталось совсем чуть-чутьнаучиться спать в своей кроватке…

Зайка заворочался и открыл глазки. Он внимательно посмотрел на подушки. Они молчали. Зайка ласково погладил лапкой мамину подушку:

—    Спасибо тебе, я пойду к своей подушке. Ведь я уже совсем большой.

С этими словами Зайка отправился к себе в кроватку. Своя подушка показалась Зайке и мягче, и уютнее маминой, Зайка ее нежно обнял.

Методические рекомендации. Рассказывая эту и другие сказки, помните, что укладывание спать во многом зависит от того, как строились ваши отношения с ребенком в течение дня, насколько к вечеру удалось погасить дневное возбуждение. Постарайтесь убаюкивать ребенка в состоянии душевного равновесия. Ведь даже самая медитативная сказка не окажет на ребенка успокаивающего воздействия, если ее рассказывать высоким громким голосом в быстром темпе.

admin:
Related Post