Иногда бывает так, что поведение ребенка портится и начинает причинять беспокойство родителям. Открытое замечание, сделанное в этот момент, может спровоцировать конфликт.
Например:
На прогулке мама и ребенок присоединяются к группе родителей и играющих детей. Через некоторое время мама обращает внимание на то, что ее сын вмешался в игру, перекраивает правила, борется с недовольными — превращает мирную детскую площадку в поле боя.
К сожалению, в подобной ситуации многие мамы пытаются дистанцироваться и устраниться: сначала они очень громко делают замечания своим детям, затем также громко начинают жаловаться на их неуправляемое поведение. Сами помутители спокойствия, заслышав подобные высказывания в свой адрес, наращивают интенсивность «плохого» поведения. Им не остается ничего другого, как соответствовать озвучиваемым представлениям своих мам о них самих и своем поведении.
Ситуация могла бы разворачиваться в совершенно ином ключе. Когда родитель и ребенок хотят совместными усилиями отказаться от конфликтов, большую пользу обычно приносит напоминание, относящееся к той или иной нежелательной стороне поведения ребенка. Это может быть условный знак, замаскированный и непонятный для остальных для того, чтобы случайно не унизить или не смутить ребенка. Придумывать такие знаки лучше вместе с ребенком. Если подойти к этому процессу творчески, то он сам по себе может стать увлекательной игрой. Тем более, что чем больше ребенку дается возможности проявить себя, тем с большим желанием и охотой он идет навстречу. Условные знаки, которые несут в себе элемент забавы, — очень легкий способ помогать друг другу. Условные знаки могут передаваться как на словах, так и молча.
Если бы перед ситуацией на детской площадке, описанной выше, между мамой и сыном произошел разговор, вводящий и регламентирующий условный знак «мне кажется, ты слишком бузишь, присмотрись к тому, что делаешь», воплощенный, например, в легком постукивании мамой кулаком одной руки по ладони другой, то неприятностей, скорее всего, можно было бы избежать. «Плохое» поведение ребенка на площадке может быть вызвано различными причинами: от привлечения внимания до невозможности себя контролировать. Система условных знаков позволяет как уделять внимание (я вижу тебя, замечаю, что ты делаешь), так и формировать внешний фокус контроля.