X

ЗАПОМИНАНИЕ БОЛЬШОГО ТЕКСТА

Вернитесь ко второму тесту в начале учебника и перепишите НОРМАТИВНОЕ время чтения больших текстов данного объема и данной степени сложности:_ минут.

Постарайтесь прочитать предстоящий текст за НОРМАТИВНОЕ время. Если по окончании чтения Вы обнаружите, что прочитали его быстрее НОРМАТИВНОГО времени, то за оставшееся время можете проработать текст еще несколько раз.

По окончании чтения контрольного текста Вам предстоит вспомнить содержание текста. В нем свыше 25 мыслей и большое количество названий, терминов и числовых величин. Поэтому читайте текст очень внимательно, стараясь запомнить как можно больше.

Возможно, во время чтения Вы будете делать перерывы, чтобы подвести итоги прочитанной части текста и сформулировать основные мысли прочитанных абзацев. По окончании чтения текста желательно перечитать его выборочно и запомнить то, что было плохо усвоено при первом прочтении.

Готовы? Начинайте!

БЕСКРЫЛЫЙ ЛЕТУН

В теплые дни бабьего лета или чуть позже, но при хорошей погоде можно увидеть бескрылых маленьких летунов-путешественников. Сидит на сучке паучок, выпускает серебряную нитку. Чуть потянул ветер — паучок подскочил на суку и полетел на своей паутинке. Далеко улететь может. Приземлившись на соседнюю пашню, паучок достигает цели полета — покинул место рождения и предпринял попытку расширить жизненное пространство своего вида маленьких пауков.

Имея воздушную точку опоры, Природа не могла не освоить стихию окружающей земной шар атмосферы. Самым надежным средством опоры на воздух оказалось крыло. Им Природа и снабдила огромный мир птиц, насекомых. Им воспользовался для полетов и человек. С помощью плавников-крыльев некоторое время в воздухе держатся даже рыбы.

Сейчас известно несколько видов летающих рыб. Крыльями служат им грудные, довольно длинные плавники. Спасаясь от хищника, рыба развивает в воде предельную скорость и устремляется вверх. Плавники в это время плотно прижаты к телу. В воздухе рыба их расправляет и превращается в планер. Рыба взлетает полого, используя встречный воздух и существующую у поверхности воды подъемную силу. Ста метров полета вполне довольно, чтобы уйти от потерявшего ориентацию хищника. Но при благоприятных условиях летучие рыбы держатся в воздухе долго и могут пролететь 400 метров. Не бог весть что по сравнению с птицами. Но и за то спасибо Природе — плавники-крылья помогают выживать рыбам.

Легко представить себе, как шла эволюция плавников: когда крупный окунь охотится на мальков, они вылетают из воды россыпью. Вот начальная фаза, из которой пошло развитие плавников-крыльев у океанских рыб. Чаще выживали те, кто дольше мог продержаться над поверхностью воды.

Но существуют и бескрылые летуны. Причем самые неожиданные — ящерицы, змеи, лягушки, белки.

Древесная тропическая лягушка не может, конечно, подпрыгнуть и, замахав лапками, полететь. Ее полет — это всего лишь возможность не упасть сверху вниз, а, планируя по косой линии, плавно опуститься в намеченной точке. Достигается это тем, что лягушка в нужный момент обретает форму, дающую способность, опираясь на воздух, планировать. Пальцы ее конечностей длинные и соединены перепонкой. Уплощенное тело лягушки и «веера» на конечностях образуют плоскость, которую можно назвать «ковром-самолетом». Этот округлый планер позволяет лягушке скользить по воздуху сверху вниз.

Похожим образом летают еще двое бескрылых: один из видов древесных змей и ящерица-дракон. Та и другая втягивают живот и, широко раздвигая ребра, образуют плоскую ленту или перепончатый планер. При достаточной скорости эти формы дают возможность сносно планировать. Это очень важно при нападении или же бегстве от хищника.

Мех, расставленные в сторону лапы и хвост дают возможность не чувствовать себя камнем в воздухе куницам и белкам. У некоторых белок развилась даже специализация, и они получили название летающих белок-летяг. Белки-летяги живут в разных географических зонах — на севере Восточной Европы, в тропиках и умеренном климате. Но везде эволюция летательных приспособлений шла одним и тем же путем. Вот тут мы видим почти подлинный «ковер-самолет». Между задними и передними конечностями у белки в нужный момент натягиваются тонкие меховые перепонки. Белка, резко оттолкнувшись от дерева, может планировать по прямой линии на значительные расстояния. Изменяя наклоны «ковра» и пользуясь хвостом, как рулем, может делать в воздухе повороты, зигзаги, может даже взмыть вверх и опуститься на соседнее дерево.

Глаза у белки огромные, что свидетельствует: животное это ночное. На лапах тонкие цепкие коготки, чтобы вцепиться в ствол дерева во время посадки. На голове — настороженные тонкие уши. Размеры этого чуда невелики — чайное блюдце с хвостом.

Нужно отметить, что белки-летяги не только грызут грибы и орехи. От обычных нелетающих собратьев белки-летяги отличаются и вкусами к еде — они любят мясо и умеют его добывать. Большая подвижность позволяет летяге преследовать птиц и нападать на них.

Полеты летяги — настоящее искусство. В нем белки многое наследуют от родителей. Но молодые летуны на первых порах неуклюжи. Летом они проводят полеты на небольшой высоте и часто даже падают наземь. Совершенство в управлении телом достигается в тренировке. К осени молодые летяги уже могут состязаться друг с другом и даже с мастерами высшего пилотажа. Когда после первых полетов опавшие листья в дубовых рощах создают ощущение простора, летяги собираются на свои осенние игры. Ничто не мешает в редком высокоствольном лесу им заниматься акробатикой. В призрачном лунном свете белки похожи на кружение крупных листьев, хотя ни малейшего ветерка в ночных дубняках в это время нет.

Стоп! Запишите затраченное время: _ мин._ сек.

Оцените ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ содержания текста сразу же после прочтения.

Закройте текст листком и напишите все мысли и факты, которые Вы смогли запомнить во время чтения. Вам предлагается 25 пустых строк. Если Вы напишите 25 мыслей и будете готовы написать еще несколько, то допишите оставшиеся мысли в своей тетради. Не обращайте внимания на квадратики с процентами.

Больше не можете вспомнить?

Тогда проставьте прочерки на пустых строчках.

Теперь перейдите к оценке припоминания. Не заглядывая в текст, не внося в написанный Вами список мыслей изменения и дополнения, ответьте на ряд вопросов, продолжите незаконченные мысли или заполните пробелы. Не обращайте внимания на квадратики с процентами:

Теперь приступайте к проверке выполненных работ с большим текстом.

Вначале оцените то, как Вы умеете воспроизводить содержание больших текстов сразу же после прочтения. Для этого сравните каждую мысль из списка воспроизведенных Вами мыслей с мыслями приведенного ниже образцового списка мыслей. По результатам сравнения проставьте себе проценты (в квадратиках в конце каждой строки) по следующему принципу:

—    ставьте за свою мысль 4%, если Ваша мысль совпадает по смыслу с мыслью из образцового списка (т. е. в Ваших мыслях есть все значимые слова, которые в образцовых мыслях выделены жирным шрифтом, или есть их синонимы);

—    если Ваша мысль частично совпадает с образцовой мыслью, то ставьте себе 2%;

   если Ваша мысль имеется в тексте, но в образцовом списке ее нет, то ставьте себе 1%.


Примечание. Если Ваша мысль содержит 2 мысли из двух различных пунктов образцового списка, то за эту составную мысль ставьте себе 4%+ 4% = 8%.

Вот образцовый список мыслей текста:

  1. Паук начинает свой полет на паутинке, подскочив на ветру.
  2. Пауки совершают свои полеты на паутинке для того, чтобы расширить жизненное пространство своего вида маленьких пауков.
  3. Крыльями летающим рыбам служат грудные, довольно длинные, плавники.
  4. Спасаясь от хищника, рыба в воде развивает предельную скорость и устремляется вверх.
  5. Вылетев из воды в воздух, летающая рыба расправляет плавники и превращается в планер.
  6. Летающие рыбы взлетают, используя встречный воздух и существующую у поверхности воды подъемную силу.
  7. При благоприятных условиях летучие рыбы могут пролететь 400 метров.
  8. Длинные пальцы лап древесной тропической лягушки соединены перепонкой и образуют веер для планирования.
  9. Уплощенное тело древесной тропической лягушки позволяет ей планировать.
  10. Древесная змея и ящерица-дракон втягивают живот и, широко раздвигая ребра, образуют плоскую ленту или перепончатый планер.
  11. Древесная змея и ящерица-дракон используют полеты при нападении или при бегстве от хищника.
  12. Куницы и белки планируют, расставив лапы и хвост.
  13. Белки-летяги живут в разных географических зонахна севере Восточной Европы, в тропиках и умеренном климате.
  14. Между задними и передними конечностями у белки-летяги в нужный момент натягиваются тонкие меховые перепонки.
  15. Белка-летяга, резко оттолкнувшись от дерева, может планировать по прямой линии на значительные расстояния.
  16. Изменяя наклоны плоскости и пользуясь хвостом, как рулем, белка-летяга может делать в воздухе повороты, зигзаги, может даже взмыть вверх и опуститься на соседнее дерево.
  17. Глаза у белки огромные, что свидетельствует: животное это ночное.
  18. На лапах тонкие цепкие коготки, чтобы вцепиться в ствол дерева во время посадки.
  19. Размеры белки-летяги невелики и вместе с хвостом равны размеру чайного блюдца.
  20. Белки-летяги любят мясо и умеют его добывать.
  21. Большая подвижность позволяет белке-летяге преследовать птиц и нападать па них.
  22. Искусство полета белки-летяги наследуют от родителей.
  23. Молодые белки-летяги неуклюжи, полеты они проводят на небольшой высоте, и они часто падают наземь.
  24. Совершенство в управлении телом достигается к осени.
  25. Полеты белок-летяг представляют собой красивое зрелище кажется, что с неба, кружась, падают крупные листья.

Проставили проценты?

Теперь просуммируйте и запишите: _%. Назовем этот результат КА-

ЧЕСТВОМ МГНОВЕННОГО ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ БОЛЬШОГО ТЕКСТА.

Перейдем к оценке ПРИПОМИНАНИЯ содержания большого текста.

Сравните свои ответы с приведенными ниже правильными ответами и проставьте проценты по следующему принципу:

  • —    если Ваш ответ полностью совпадает с приведенным ниже списком ответов, то ставьте себе 6%;
  • —    если Ваш ответ совпадает частично, то ставьте себе 3%;
  • —    если Ваш ответ неверен, то оцените его в 0%.

Проценты ставьте в квадратики.

Вот правильные ответы:

  1. Подскочил на суку.
  2. Предпринял попытку расширить жизненное пространство своего вида маленьких пауков.
  3. Грудные длинные плавники.
  4. Чтобы спасаться от хищника.
  5. Встречный воздух и существующую у поверхности воды подъемную силу.
  6. Благоприятных условиях.
  7. Длинные пальцы лапок древесной лягушки соединены перепонкой и образуют веер. Тело лягушкиплоской формы. Все вместе и является планером.
  8. Таи другая втягивают живот и, широко раздвигая ребра, образуют плоскую ленту или перепончатый планер.
  9. Мех; расставленные в сторону лапы и хвост.
  10. На севере Восточной Европы, в тропиках и умеренном к/шмате.
  11. Между задними и передними конечностями у белки-летяги в нужный момент натягиваются тонкие меховые перепонки.
  12. Взмыть вверх.
  13. Огромные глаза белки.
  14. Чтобы вцепиться в ствол дерева во время посадки (а может быть, еще и для охоты? Об этом не было сказано в тексте, но можно догадаться по другой информации).
  15. Размеры белки-летяги невеликичайное блюдце с хвостом.
  16. Белки-летяги не только грызут грибы и орехи, но и любят мясо.
  17. Преследовать птиц и нападать на них.

Закончили проверку ответов?

Просуммируйте все проставленные проценты и запишите:_ %.

Назовем этот результат КАЧЕСТВОМ ПРИПОМИНАНИЯ БОЛЬШИХ ТЕКСТОВ.

Подведите итоги второго теста по оценке качества запоминания большого текста:

Запоминание большого текста

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ

%

ПРИПОМИНАНИЕ

%

Теперь подготовьтесь ко второму дню тестирования. Чтобы оценить способность памяти длительно сохранять содержание прочитанного, текста нужно вначале заложить в память все 100% содержания текста. Затем нужно подождать, например, сутки и оценить, какая часть из 100% осталась в памяти.

Проработайте оба текста и запомните их.

Начните с маленького текста. Путем заучивания всех мыслей маленького текста по образцовому списку или непосредственно по тексту добейтесь 100%-го усвоения. Постарайтесь закрепление в памяти содержания маленького текста провести как можно быстрее. Во время закрепления информации думайте о том, что Вы запоминаете на целые сутки!

Убедились, что запомнили все мысли и все факты текста?

Проработайте большой текст и тоже как можно быстрее. Прочитайте текст и/или воспользуйтесь списком образцовых мыслей. Здесь самые важные понятия выделены жирным шрифтом. Во время работы думайте о том, что Вы запоминаете на целые сутки!

Убедитесь, что все существенные мысли текста Вы помнили на 100%.

Убедились?

Теперь отложите учебник на сутки.

В течение суток, не заглядывая в тексты, проводите повторение их содержания по планам повторений (первый раз мысленно повторите через 15-20 минут, затем — через 6-10 часов). Во время повторения желательно письменно изложить все мысли и факты (названия, термины и числовые величины). Если такой возможности не будет, то попробуйте рассказать вслух.

Прошел один день.

admin: