Рассмотрим теперь четвертый параметр качества мыслительных процессов — образность мышления.
Важной составной частью мышления является воображение. Без активного воображения нельзя достигнуть высоких результатов в осмыслении содержания текстов и нельзя рассчитывать на высокую вероятность припоминания из памяти усвоенной информации. Чем больше Вы будете заставлять свое воображение работать во время запоминания, тем больше оно будет развиваться и тем выше будет вероятность припоминания.
Воображение создает образы (или воссоздает их из памяти, если они уже создавались ранее) при фиксировании в памяти следующих двух видов описываемых в текстах понятий:
- Предметы (одушевленные и неодушевленные) с их составными частями, формой и цветом.
- Действия, явления либо события со всеми сопутствующими им признаками (траектория или форма, скорость и т. п.).
При описании в тексте цели действия предмета в воображении появляется образ предмета, являющегося целью этого действия.
При описании целесообразности предмета в воображении появляется образ того, для чего существует этот предмет.
При описании в тексте места нахождения предмета или места выполнения действия (происхождения события, явления) в воображении опять появляются образы предметов, сопутствующих данному месту.
При описании времени в воображении также появляются образы сопутствующих этому времени предметов.
Воображение создает образы понятий «с нуля» или восстанавливает в памяти ранее созданные образы в двух видах:
- — СТАТИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ (не изменяющиеся во времени образы понятий);
- — ДИНАМИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ (образы понятий, которые изменяются сами, изменяют свое местоположение или изменяются во взаимосвязи с другими понятиями).
Статические образы могут включать в себя образ целого понятия или образы элементов целого понятия (во взаимодействии или во взаимосвязи этих элементов).
Динамические образы могут содержать образы различного местоположения перемещающегося предмета. Динамические образы могут также содержать образы одного и того же предмета на различных этапах его изменения по форме, размерам или цвету либо его изменения по содержанию.
Воображение можно условно делить на абстрактное и предметное. Реально в работе памяти практически всегда участвует предметное воображение.
АБСТРАКТНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ не привязано ни к одной предметной области. Все, что связано с представлениями, например, геометрических фигур, — это плоды абстрактного воображения. Но нельзя считать воображаемые объекты нереального (фантастического) мира — абстрактными образами, потому что они обязательно привязаны к какой-нибудь предметной области (к биологии, к кибернетике, к технике).
Нельзя также и воображаемые объекты из математики, философии, юриспруденции или экономики относить к объектам абстрактного воображения, так как во время их использования в письменной или устной речи мы все же привязываем их образы к конкретным случаям (например, говорим «график функции», а образно представляем какую-либо конкретную картину, связанную с конкретным видом функции).
ПРЕДМЕТНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ использует образы конкретного предмета. Например, говоря «увеличение объема» в физике, мы представляем увеличение габаритных размеров сосуда с жидкостью или газом. Говоря то же самое «увеличение объема» в экономике, мы образно представляем рост доходов в результате увеличения объемов продаж или появление новых производственных проблем в результате увеличения объемов производства и т. п.
От того, как БЫСТРО и ТОЧНО человек вызывает образы, и от того, как, БЫСТРО и ТОЧНО он их видоизменяет зависит продуктивность памяти.
Далее Вам предлагаются упражнения по развитию воображения, необходимого при запоминании содержания текстов.
УПРАЖНЕНИЕ 37 Просматривая текст, ответьте на вопросы, КТО или ЧТО участвует в описании содержания текста? В итоге Вы мысленно выделите в тексте все слова или словосочетания, обозначающие объекты высказываний, — одушевленные или неодушевленные предметы, которые, в свою очередь:
- — совершают какие-либо действия или над которыми совершаются действия;
- — просто описываются со всех сторон, с перечислением их признаков, с описанием формы, габаритов, составных частей, с описанием их предназначения и т. п.
Выделенные предметы тщательно «рассмотрите» со всех сторон и во всех их составных частях. Посчитайте их количество.
Закончив работу с текстом, поочередно вспомните образы как можно большего числа предметов и про себя произнесите мысли, в которых участвовали эти предметы.
УПРАЖНЕНИЕ 38 Просматривая текст, ответьте на вопросы, КАКОЕ ДЕЙСТВИЕ совершается или КАКОЕ СОБЫТИЕ (ЯВЛЕНИЕ) происходит в описании содержания текста? В итоге Вы мысленно выделите в тексте все слова или словосочетания, обозначающие данные объекты высказываний, и образно представите сопутствующие им предметы.
Закончив работу с текстом, поочередно вспомните образы как можно большего числа предметов, участвовавших в действиях, событиях или явлениях, и про себя произнесите мысли, в которых участвовали эти действия, события или явления.
УПРАЖНЕНИЕ 39 Упражнение, полезное для тех, кто хочет улучшить запоминание художественных текстов. Быстро прочитывая строчки, в каждой из них выделите слова, обозначающие _ черту характера человека (назовите сами какую-нибудь черту характера):
ум, гнев, лень, сила, стыд, злоба, скука, страх, тоска, удаль, апатия, грусть, истома, отвага, паника, печаль, садизм, скорбь, цинизм, эгоизм, ярость, величие, веселье, героизм, доброта, жалость, зависть, красота, надежда, счастье, тревога, бессилие, бодрость, верность, досада, безумие, радость, волнение, глупость, гордость, грубость, жадность, кротость, наглость, зрелость, лживость, мазохизм, мудрость, нежность, оптимизм, отчаяние, ревность, скупость, смирение, терпение, умиление, уродство, фантазия, хитрость, щедрость, игривость, мрачность, ненависть, пессимизм, ранимость, раскаяние, самолюбие, тщеславие, упрямство, храбрость, цельность, честность, энтузиазм, авантюризм, азартность, активность, бесстрашие, вежливость, властность, душевность, жеманность, жизнелюбие, ласковость, манерность, надежность, невежество, отважность, отвращение, равнодушие, холодность, безразличие, беспечность, благочестие, величавость, ветреность, властолюбие, ворчливость, демократизм, ироничность, искренность, крикливость, критичность, любопытство, нервозность, одиночество, правдолюбие, раздражение, сердечность, уверенность, аккуратность, благородство, беспокойство, враждебность, голосистость, деликатность, догадливость, заботливость, загадочность, задумчивость, изменчивость, истеричность, молчаливость, терпеливость, хвастливость, энергичность, агрессивность, аристократизм, беззаботность, безнадежность, беспощадность, благодарность, болезненность, насмешливость, разочарование, сладострастие, талантливость, авторитарность, авторитетность, внимательность, внушительность, восторженность, мечтательность, экспансивность, взволнованность, любвеобильность, ответственность, разговорчивость, жизнерадостность,
работоспособность, темпераментность, чувствительность,
впечатлительность, благожелательность.
УПРАЖНЕНИЕ 40 Вспомните какой-либо предмет в Вашем доме. Представьте каждую деталь этого предмета поочередно. Теперь мысленно начните соединять детали друг с другом. Пусть поочередное присоединение деталей предмета друг к другу происходит в пространстве в условиях невесомости.
Пример. Допустим, Вы вспомнили шариковую ручку. Представьте каждый элемент ручки в отдельности в любом порядке:
- Колпачок синего цвета.
- Пластиковый полупрозрачный стержень.
- Металлический наконечник стержня из металла желтого цвета.
- Шарик из наконечника.
- Верхняя часть ручки из пластмассы черного цвета.
- Нижняя часть ручки из такой же пластмассы.
- Чернильная паста темно-фиолетового цвета.
Теперь начните упорядоченно присоединять детали друг к другу:
- — паста в виде шара подлетает к стержню и медленно, беззвучно вливается в стержень;
- — наконечник «подплывает» к стержню, разворачивается нужным концом и вставляется в стержень;
- — шарик медленно, как бы прицеливаясь, приближается к наконечнику, с легким щелчком вставляется в наконечник;
- — стержень подлетает к нижней части ручки и аккуратно вставляется в него;
- — к нижней части ручки подлетает и верхняя часть ручки, надевается на стержень и, соприкоснувшись с нижней частью, начинает прикручиваться к ней, издавая легкий скрип;
- — на готовую ручку надевается колпачок.
Каждую деталь представляйте в конкретном цвете. Присоединение частей производите со звуковым сопровождением.
По возможности выполняйте упражнение с открытыми глазами, хотя желательно начинать при закрытых глазах.
Через несколько дней вспомните этот же предмет, представив его в собранном виде, но при этом четко различая все его составные части.
То же самое можно проделывать с предметами, описываемыми в изучаемых Вами учебных или научных текстах (например, с комплексом химических препаратов, с техническим устройством и т. п.), с абстрактными понятиями из учебников (с выводами формул, с описанием правил или законов и т. п.).
Выполняйте это упражнение с предметами или понятиями по Вашей специальности или по предмету изучения. Можете использовать даже абстрактные понятия (алгоритм решения задачи, расчет налогов, танцевальные движения, схемы в аппаратуре и т. п.)
Следующее упражнение необходимо для развития динамического воображения. Оно особо полезно старшеклассникам и студентам.
УПРАЖНЕНИЕ 41 Начав чтение учебного параграфа, найдите одно из самых важных понятий. Постарайтесь его представить в Вашем воображении ярко и красочно. Несколько секунд «рассматривайте» его со всех сторон. (При этом дальнейшее чтение прекращаете!)
Например, при изучении по географии темы «Африка» Вы в начале параграфа прочитали первое важное понятие «материк». Представьте себе образ материка (не абстрактный материк, а африканский материк). Внимательно «рассмотрите» его буквально со всех сторон (представьте себе, что Вы рассматриваете его с быстро летящего самолета): вот берега (обратите внимание на форму берегового разреза), вот леса, пустыни и саванны, вот горы и равнины, вот озера и реки…
Рассмотрите иные географические характеристики материка, например, климат (у Вас возникают образы ветров, облаков, солнца, гор и других факторов, формирующих климат материка). А еще «рассмотрите» в образе африканского материка полезные ископаемые и растительный мир.
Теперь начните видоизменять образ в зависимости от темы параграфа. Если само понятие в целом неизменяемо, то изменяйте взаимосвязи этого понятия с другими понятиями.
В примере с африканским материком в воображении меняйте время года и «рассмотрите», что поменялось в связи с этим. Образно представляйте, что может последовательно происходить в разное время года на юге Африки, на экваторе, на севере Африки.
А теперь продолжите чтение учебного параграфа. Во время чтения в воображении создавайте образы, о которых говорит текст, и сравнивайте с образами, которые Вы создавали самостоятельно без текста.
Попробуйте выполнить упражнение на реальном учебном тексте об Африке.
Африка — второй по величине материк после Евразии. Это континент преобладания равнин, самых высоких температур на Земле и контрастных природных комплексов. Среди других материков Африка занимает особое положение. Только она одна почти посередине пересекается экватором. Ее крайние точки на севере и юге примерно одинаково удалены от экватора.
Большая часть Африки расположена между двумя тропиками в экваториальном, субэкваториальном и тропическом поясах. Лишь северная и южная окраины ее заходят в субтропические пояса.
В Африке преобладают равнины с высотой от 200 до 1000 метров. Низменностей в Африке мало, расположены они у побережий океанов и морей. На материке нет высоких и протяженных горных цепей.
На северо-западе материка находятся горы Атлас, северные молодые хребты которых располагаются на стыке двух литосферных плит — Африканской и Евразийской. Восточная часть Африки занимает Восточно-Африканское плоскогорье. Здесь находятся самые высокие вершины материка, гигантские потухшие и действующие вулканы Килиманджаро, Кения и другие.
Африка богата разнообразными полезными ископаемыми. Особенно Африка богата рудными полезными ископаемыми. В Южной и Восточной Африке они залегают неглубоко. На долю Африки приходится около 98 процентов добычи алмазов. В более низких местах материка распространены месторождения осадочного происхождения: каменный уголь, различные соли, марганцевые руды и другие. В Северной части и на побережье Гвинейского залива обнаружены огромные запасы нефти.
Африка — самый жаркий материк на Земле. Она получает больше солнечного тепла и света, чем любой другой материк, где Солнце в течение всего года стоит высоко над горизонтом, а два раза в год в любой точке бывает в зените. Зима и лето на большей части территории отличаются главным образом условиями увлажнения. Только в горных областях температура ниже. Высокие вершины гор даже близ экватора покрыты вечными снегами.
Северная часть Африки имеет большую протяженность с запада на восток, с ней граничит огромный массив суши (Евразия). Пассаты проходят над сушей и несут сухой тропический воздух, который при движении к экватору еще больше нагревается и удаляется от насыщения. Поэтому в районах действия пассатов в Северной Африке дожди почти не выпадают.
Южная часть материка находится между океанами и испытывает большое их влияние. Здесь пассаты дуют с Индийского океана и поэтому несут более влажный воздух. Но в этом поясе — нисходящие потоки воздуха, поэтому обычно бывает ясная погода без дождей, но менее сухая, чем в северной части материка.
Насколько совпали Ваши образные представления с образами, которые вызывает текст?