X

АКТИВНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ

Если, выполняя предыдущие упражнения, Вы научитесь во время запоминания рассуждать логично и полноценно, Вы повысите вероятность припоминания всего того, что Вы когда-то запоминали. Но иногда во время восприятия информации (особенно на слух) Вам не хватает времени, чтобы успеть осмыслить ее. Хорошо было бы, чтобы Вы приучили свой мозг работать быстрее. Несколько СЛОВ об АКТИВНОСТИ МЫШЛЕНИЯ.

Быстрота осмысления усваиваемой информации и быстрота запоминания зависят от привычки размышлять как можно быстрее (не быстро вообще, а быстро настолько, насколько позволяют мыслительные способности) и от привычки предугадывать то, что будет в последующих еще не усвоенных частях воспринимаемой информации. Мыслительная активность основывается на постоянной внутренней потребности размышлять непрерывно. Итак, перед Вами стоят три задачи:

  • приучить себя думать быстрее; размышлять непрерывно;
  • научиться улавливать, в каком направлении пойдет содержание текста
  • дальше.

Эти задачи Вы будете решать, выполняя следующие упражнения.

УПРАЖНЕНИЕ 33 Приготовьте очень интересный текст, затрагивающий какую-нибудь сложную и интересную для Вас проблему Быстро просмотрите текст и заполните пробелы:

«Сейчас мне предстоит прочитать текст о том, что_

УПРАЖНЕНИЕ 34 Перед началом чтения бегло просмотрите текст и сформулируйте вопросы по тексту. Прочитайте текст основательно, пытаясь найти ответы на поставленные вопросы.

В первое время выполнения этого упражнения формулируйте по 2-3 вопроса к тексту. Доведите выполнение упражнения до такой стадии, чтобы Вы могли удерживать в памяти 8-10 вопросов и во время основательного чтения находить ответы на все без пропусков.

УПРАЖНЕНИЕ 35 Читая текст, как можно быстрее найдите слова, после которых обычно следуют выводы (слова-заключения, обобщения и т. п.). Найдя слово, приостановите на время чтение и постарайтесь мысленно продолжить текст самостоятельно (сделать выводы, заключения, обобщения и т. п.). Затем продолжите чтение и сравните Ваши выводы (заключения, обобщения и т. п.) с авторскими. То, насколько Ваши выводы будут совпадать и по содержанию, и по количеству пунктов с выводами автора текста, говорит о том, насколько Вы хорошо усвоили читаемый текст. Ведь автор делает выводы только после того, как изложит всю необходимую для этого информацию.

Примечания.

  1. Желательно свои выводы формулировать в письменном виде.
  2. Вот слова, после которых, как правило, следуют выводы (заключения, обобщения и пр.): итак, в итоге, итого, следовательно, следует, в результате, соответственно, очевидно, поэтому, потому, значит и т. п.

УПРАЖНЕНИЕ 36 Вспомните по какой-либо теме 5-7 взаимосвязанных мыслей (постепенно в течение недели доведите это количество до 10-12 мыслей). Если затрудняетесь вспомнить мысли самостоятельно, прочитайте какой-нибудь текст и запомните из него 5-7 очень важных мыслей. Это была подготовка к выполнению упражнения.

Теперь начните вспоминать одну за другой все мысли. Как только дойдете до последней мысли, опять перейдите к первой и все начинайте сначала. Припоминая мысли, убеждайтесь, что Вы вспоминаете их полностью во всех деталях (но не поверхностно, например, произнося про себя «Это я помню, и это я помню…»).

Доведя припоминание мыслей практически до автоматизма (до легкого припоминания), начните оснащать припоминаемые мысли образами. Возникающие образы предметов, действий, явлений, событий должны быть яркими. «Рассматривайте» каждый образ тщательно во всех деталях.

Убедившись, что мысли легко следуют друг за другом, вспоминаются во всех деталях и что их сопровождают образные представления, добавьте к каждой мысли еще и эмоции. Пытайтесь вспоминать все описываемые в мыслях ощущения. Пытайтесь вызывать в себе все чувства, которые ассоциируются с содержанием каждой мысли.

Итак:

  • Первая мысль — содержание мыслей, образы и эмоции.
  • Вторая мысль — содержание мыслей, образы и эмоции.
  • Третья мысль — содержание мыслей, образы и эмоции.

Постепенно начинайте увеличивать темп припоминания мыслей. Обычный темп — 5—10 секунд на одну мысль. Ускоренный темп — 1-2 секунды на каждую мысль вместе с образами и эмоциями. В процессе ускоренного припоминания Ваш мозг начнет утомляться. Напряжение внутри головы будет нарастать. Вы даже физически почувствуете, что значит БЫСТРАЯ РАБОТА МОЗГА

Теперь начинается самое главное. Доведя темп припоминания мыслей до этого предела, поработайте в этом режиме 1 минуту. В течение этой последней минуты постарайтесь запомнить СОСТОЯНИЕ НАПРЯЖЕННОЙ РАБОТЫ МОЗГА.

Студентам и старшеклассникам это упражнение полезно выполнять на материале учебного предмета. В качестве мыслей можно даже использовать основные мысли каждого абзаца учебного параграфа.

admin: