Смысловые связи в текстах по конкретным предметным областям (по математике, химии, экономике, цветоводству и т. п.) подчиняются общим для данного предмета логическим путям рассуждений. Например, в химии большинство текстов объясняет, как из одних веществ получить другие, а в истории — когда, где, при каких условиях и почему произошли такие-то события. Если проанализировать большинство текстов в предмете, можно увидеть, что многие структурные схемы в общем виде являются сходными. Можно утверждать, что кроме ЧАСТНЫХ ЛОГИЧЕСКИХ СТРУКТУР существуют и ПРЕДМЕТНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ текстов, которые могут быть универсальными для предмета, т. е. с их помощью можно запоминать многие тексты по предмету.
Если хорошо запомнить универсальные структуры по предмету, облегчится не только запоминание, но значительно улучшится надежность припоминания текстов по предмету.
Рассмотрим примеры универсальных структур для текстов по некоторым предметам.
Например, в предмете математика, изучаемом в рамках школьной программы, существуют универсальные пути рассуждения. В частности, в процессе описания теории очень часто производятся следующие действия:
- — вводится новое понятие и его определение;
- — дается название понятия;
- — описываются свойства, признаки НОВОГО ПОНЯТИЯ;
- — описывается вид понятия (записи, графики);
- — очерчивается область существования данного понятия;
- — очерчивается область применения ПОНЯТИЯ;
- — объясняются способы применения ПОНЯТИЯ;
- — приводятся примеры.
Для планомерного выполнения всех действий можно составить структурную схему:
Запомнив такую структуру, можно использовать ее в процессе запоминания теоретического материала по математике, раскладывая информацию текста по ячейкам универсальной схемы.
Во время припоминания информации можно, «раскрывая» каждую ячейку универсальной схемы и извлекая оттуда информацию, быть уверенным, что ВСЯ информация будет ИЗВЛЕЧЕНА из памяти.
А вот так выглядит схема для текстов, описывающих практические проблемы в математике, изучаемой в школе, например алгоритмы решения задач или примеров:
Рассмотрим еще один пример. подумайте, из каких крупных частей Предметная область — история. состоит любой текст. Он «укладывает-Вспомните исторические тексты и ся» в такую универсальную схему:
ПЛАНЫ ТЕКСТОВ
Кроме описанного выше способа запоминания содержания текста посредством выявления формы текста, в арсенале читателей и слушателей существует еще один способ запоминания содержания текста — через составление и заучивание плана текста.
Среди всех видов плана текста наиболее популярны 2 вида. Одним из них является тезисный план — пронумерованный перечень коротких фраз (тезисов) или ответов на вопрос «Что говорится в тексте?». Упрощенно такой план выглядит как список ключевых слов или ответов на вопрос «О чем?».
Другим видом плана является вопросный план — перечень вопросов, отвечая на которые можно пересказать все содержание текста (во всяком случае, пересказать основные позиции текста).
Чтобы успешно воспользоваться планом, нужно его выучить. Во время изложения содержания текста все пункты плана должны всплывать в памяти достаточно легко (как всплывают в памяти очередные строчки хорошо выученного стихотворения).
ПРАКТИКА
Вторая неделя, первый день
Выполните упражнение 14 (стр. 88) два раза: первый раз на нижеприведенном абзаце, а второй — на своем тексте.
ГОЛОС МОРЯ
В истории мореплавания известно огромное число случаев, когда в спокойную бесштормовую погоду исчезали полностью все экипажи кораблей или их находили мертвыми. Как правило, расследования причин гибели или исчезновения команд не приносили никаких результатов. Некоторые специалисты склоняются к тому, чтобы видеть причины в «голосе моря» — мощнейших инфразвуковых колебаниях в океане. Сравнительно небольшой шторм может генерировать инфразвук мощностью в десятки киловатт. Излучение в диапазоне 6 герц может без ослабления распространяться на сотни и тысячи километров. А инфразвук с частотой 7 герц смертелен для человека: он останавливает сердце… Возможно, что команды кораблей и становились жертвой настигнувшей их внезапно инфразвуковой волны?
Выделите из текста все образцовые мысли (ОМ) из абзацев. Постройте структуру текста из ОМ абзацев.
Составьте связный рассказ из ОМ абзацев.
ПОЧЕМУ ОПОССУМЫ НОСЯТ НА СЕБЕ ПОТОМСТВО
Опоссумы относятся к группе животных, называемых сумчатыми. Самки этой группы имеют на внутренней стороне тела сумку, в которой развиваются их детеныши.
Интересно, что детеныши опоссумов очень малы. В столовую ложку вмещается от 5 до 18 крысят. При рождении они слепые, лысые и практически бесформенные.
Новорожденные опоссумы забираются в сумку к матери и прилипают к ее соскам. Достигая месячного возраста, они начинают выглядывать из сумки. Еще через несколько недель крысята выбираются на некоторое время наружу.
Поскольку детеныши очень малы и совершенно беспомощны, матери-опоссумы вынуждены носить их на спинах. Мать поднимает хвост кверху, и детеныши обвивают его своими хвостиками. Трехмесячные малыши покидают своих матерей. А в годовалом возрасте они способны создать уже свои собственные семьи.
Опоссумы проводят много времени на деревьях, охотясь и питаясь. Они любят есть, сидя вверх ногами. Для этого животные обвивают хвостом ветку дерева, свешиваются вниз, а пищу держат всеми четырьмя лапами.
Опоссумы едят маленьких млекопитающих, насекомых, маленьких птиц, яйца, ящериц, речных раков, змей, все виды фруктов, зерновые злаки, грибы, червей. Ночью опоссумы делают набеги на вишневые сады за ягодами и на птичники за курами и яйцами. Поэтому человеку не нравится это животное, хотя его устраивает то, что опоссумы уничтожают мышей и насекомых.
Вот вариант основных мыслей:
- OM1: Опоссумы относятся к сумчатым животным.
- ОМ2: Детеныши опоссумов очень малы.
- ОМ3: Новорожденные опоссумы развиваются в сумке матери.
- ОМ4: Чуть подросших детенышей из-за их беспомощности матери носят на спине.
- ОМ5: Охотятся и питаются опоссумы в основном на деревьях.
- ОМ6: Опоссумы питаются и растительной, и животной пищей.
Вот вариант структуры текста:
Если Вы не согласны с этим вариантом, составьте свой вариант структуры.
Вот так может выглядеть связный текст:
Опоссумы относятся к сумчатым животным. Их детеныши очень малы. Новорожденные опоссумы какое-то время развиваются в сумке матери. Затем они выходят из сумки, но так как все еще слабы, то матери носят их на спине. Взрослые опоссумы охотятся и питаются в основном на деревьях. Они едят и растительную, и животную пишу.
На этом же тексте выполните упражнение 15 (стр. 95).
Запомните четыре текста, чтобы в течение дня пересказать их тому, кому это будет интересно. Цель выполнения упражнения — ПРИВЫКАНИЕ к необходимости РЕГУЛЯРНО ЗАПОМИНАТЬ информацию С ПОСЛЕДУЮЩИМ ПРИПОМИНАНИЕМ.
- …около сорока процентов людей на Земле являются левшами.
- …маятниковые синицы строят такие теплые, пушистые гнезда, что дети в Восточной Европе собирают их и используют как тапочки.
- …волосы состоят из отмерших нитей кератина — вещества, из которого образованы также рога и ногти. Млекопитающие — единственные животные, которые имеют настоящие волосы. У некоторых густые волосяные покровы. У других, например у китов, только отдельные волоски на зубах.
- …рыбы… кашляют, но их кашель — нормальное состояние дыхательного цикла. Различают два вида кашля: передний, когда струя воды выталкивается обратно за счет движения нижней челюсти рыбы, и задний, когда струя воды выходит из жаберной полости назад при открывании жаберных крышек, но не медленно, как при обычном дыхании, а толчком. Так в процессе эволюции рыбы с помощью кашля приспособились автоматически прочищать жабры.
Запомните четыре небольших текста, содержащих числовую информацию. После прочтения текстов в течение дня перескажите их тому, кому они могут показаться интересными. Цель упражнения — ПРИВЫКАНИЕ К ЗАПОМИНАНИЮ ТЕКСТОВ С ЧИСЛОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ и ПРИВЫКАНИЕ К ПОСЛЕДУЮЩЕМУ ПРИПОМИНАНИЮ.
- …кукуруза растет на Земле уже около 60 тысяч лет.
- … среди гренландских китов встречаются особи весом до 150 тонн. Тяжелее этих животных природа, пожалуй, ничего не придумала.
- …топленое масло в отличие от обычного сливочного является почти чистым жиром, так как в нем содержится не более 1 % воды. Для сравнения: в сливочном масле может быть до 16% воды.
- …люди не умели говорить 30 000 лет назад. Только у кроманьонцев гортань была устроена так, чтобы быть в состоянии что-то сказать. До этого люди издавали звуки, строили гримасы и пользовались языком жестов.
Задание для старшеклассников и студентов
Приготовьте школьный параграф или учебный текст, который войдет в экзаменационные билеты. Отсчитайте 5 предложений. Из каждого выделенного предложения текста выпишите по одному ответу на вопрос «О чем говорится в предложении?». Каждое слово или словосочетание полученного списка должно вызывать яркий образ в Вашем воображении. Внимательно перечитав список слов и словосочетаний, запомните их на 100% в данной последовательности.
Теперь перескажите все предложения, вспоминая запомнившиеся слова и словосочетания поочередно. Добивайтесь, чтобы рассказ получался слитным.
По мере возможности в течение дня несколько раз вспоминайте рассказ. Желательно предложения текста произносить вслух.
Выполните упражнение 13 (стр. 52) для формирования привычки регулярно припоминать полезную информацию с целью применения на практике.