X

ТАЙНА ПАМЯТИ

Во время учебы в школе или университете особую роль играет преднамеренное или произвольное запоминание. Роль его в нашей жизни огромна. Тысячи необходимейших вещей не запоминаются сами собой, поэтому их приходится заучивать усилием воли. Произвольное запоминание требует внимания, усидчивости, умения организовать свою работу.

Но вот мы уже окончили учебу и расстались с произвольным запоминанием. Остается одно непроизвольное запоминание. Мы уже знаем, что запоминается лучше всего то, что производит на нас сильное впечатление. Но этим закономерности запоминания не исчерпываются.

Однажды во время войны психолог А. А. Смирнов проделал эксперимент над своими коллегами. Собрав их в своем кабинете, он предложил каждому рассказать, что произошло с ними по дороге на работу.

Что же запомнилось людям, не заботившимся о том, чтобы запомнить? Только то, что мешало или что помогало решать главную задачу, а задача была одна — не опоздать на работу. Выйди все они пораньше, у них не возникла бы установка — не опоздать, и они, возможно, вспомнили бы что-нибудь позначительнее.

Харьковский психолог П. И. Зинченко предложил нескольким испытуемым 15 картинок. На каждой было крупно написано число. Испытуемые должны были разбить картинки на группы по общему признаку: примус с кастрюлей, яблоко с грушей и так далее. Когда все было готово, Зинченко неожиданно спросил, какие были нарисованы предметы на картинках и какие числа написаны. Предметы вспомнил каждый, а цифры почти не вспомнили. Более того, многие их даже не заметили.

Но, может быть, предметы вообще запоминаются лучше цифр? Нет, и это проверили в специальных опытах. Лучше всего запоминаются не числа или картинки, а то, что служит объектом деятельности. И не просто объектом, а объектом, входящим в цель деятельности.

Смирнов провел опыты, в которых люди оперировали готовыми фразами, устанавливая, по какому правилу они составлены, и с фразами, которые требовалось придумать по заданному правилу. Придуманные фразы вспоминались в три раза лучше готовых.

Понимание — первое условие запоминания — приходит только в процессе размышления, в процессе активного действия.

О памяти лучше всего судить по воспроизведению. Если вы утверждаете, что запомнили что-то, это означает — вы способны воспроизвести, вспомнить это.

Лучше всего мы помним то, что связано с нашей деятельностью, — с тем, что представляет для нас интерес, на что мы постоянно направляем внимание, о чем думаем больше всего.

У нас с вами нет феноменальной зрительной или слуховой памяти. Наша механическая память тоже слаба. Мы в меру запоминаем и в меру забываем. Но у нас с вами ясный и живой ум, мы впечатлительны и к некоторым вещам способны относиться с вниманием. Будем развивать свои способности, упражнять внимание и ум, сосредоточивая все помыслы вокруг избранного поприща. Все недостатки механической памяти будут уравновешены деятельностью нашего ума и наших чувств.

«Тайна хорошей памяти заключается в искусстве образовывать многочисленные и разнородные связи со всяким фактом, который мы желаем удержать в памяти… — говорил известный психолог Джеймс. — Из двух людей с одним и тем же опытом и одинаковой природной восприимчивостью у того окажется лучшая память, кто упорно размышляет над своими впечатлениями».

Тайна хорошей памяти в наших руках.

Стоп!

Запишите затраченное время: _мин._сек.

Сравните это время с НОРМАТИВНЫМ временем чтения большого текста. Сделайте выводы.

Оцените ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ содержания текста. В своей тетради напишите все мысли и факты, которые Вы смогли запомнить во время чтения.

Написали?

Больше не можете вспомнить?

Теперь перейдите к оценке ПРИПОМИНАНИЯ. Не заглядывая в текст, не внося в написанный Вами список мыслей изменения и дополнения, ответьте на вопросы:

  1. Почему роль преднамеренного или произвольного запоминания в нашей жизни огромна?
  2. Что требует произвольное запоминание?
  3. Что запоминается лучше всего?
  4. О чем просил рассказать своих коллег психолог Смирнов, проводя опыт?
  5. Почему спешащие на работу люди не могли вспомнить многого?
  6. Что смогли вспомнить спешащие на работу люди?
  7. В чем суть опыта с картинками харьковского психолога Зинченко?
  8. Что смогли вспомнить испытуемые, а что нет?
  9. В опыте с фразами какие из них вспомнились лучше?
  10. Во сколько раз лучше вспомнились придуманные испытуемыми фразы?
  11. Что является первым условием запоминания?
  12. В каком случае приходит понимание?
  13. По какому процессу лучше всего судить о памяти?
  14. Какую информацию мы помним лучше всего?
  15. Если у человека нет феноменальной зрительной и слуховой памяти, а механическая память слаба, за счет чего можно улучшить память?
  16. В чем заключается тайна хорошей памяти?
  17. У кого из двух людей с одним и тем же опытом и одинаковой природной восприимчивостью окажется лучшая память?

Теперь приступайте к проверке выполненных работ с большим текстом.

Вначале оцените, как Вы умеете воспроизводить содержание больших текстов. Для этого сравните каждую мысль из списка воспроизведенных Вами мыслей с мыслями приведенного ниже образцового списка мыслей. По результатам сравнения проставьте себе проценты по следующему принципу:

  • —    ставьте за свою мысль 4%, если Ваша мысль совпадает по смыслу с мыслью из образцового списка (т. е. в Ваших мыслях есть все значимые слова, которые в образцовых мыслях выделены полужирпым, или есть их синонимы);
  • —    если Ваша мысль частично совпадает с образцовой мыслью, ставьте себе 2%.

Примечание. Если Ваша мысль содержит 2 мысли из двух различных пунктов образцового списка, то за эту комплексную мысль ставьте себе 4% + 4% = 8%.

Образцовый список мыслей текста:

  1. Роль преднамеренного или произвольного запоминания в нашей жизни огромна.
  2. Тысячи необходимейших вещей не запоминаются сами собой.
  3. Тысячи необходимейших вещей приходится заучивать.
  4. Произвольное запоминание требует внимания, усидчивости, умения организовать свою работу.
  5. Запоминается лучше всего то, что производит на нас сильное впечатление.
  6. Психолог А. А. Смирнов проделал эксперимент над своими коллегами: он предложил каждому рассказать, что произошло с ними по дороге на работу.
  7. Спешащим на работу людям запомнилось только то, что мешало или помогало решать главную задачу — не опоздать па работу.
  8. Харьковским психологом П. И. Зинченко проделан опыт по запоминанию не связанных по смыслу картинок и чисел.
  9. Испытуемые должны были разбить картинки на группы по общему признаку.
  10. Каждый из испытуемых вспомнил предметы, а цифр почти не вспомнил, а многие даже не заметили цифр.
  11. Лучше всего запоминается то, что служит объектом деятельности.
  12. Смирнов провел опыты, в которых надо было оперировать готовыми фразами, устанавливая, по какому правилу они составлены, или с фразами, которые требовалось придумать по заданному правилу.
  13. Придуманные фразы вспоминались в три раза лучше готовых.
  14. Понимание первое условие запоминания.
  15. Понимание приходит только в процессе размышления, в процессе активного действия.
  16. О памяти лучше всего судить по воспроизведению.
  17. Если человек утверждает, что запомнил что-то, это означает — он способен воспроизвести, вспомнить это.
  18. Лучше всего мы помним то, что связано с нашей деятельностью.
  19. Лучше всего мы помним то, что представляет для нас интерес.
  20. Лучше всего мы помним то, на что мы постоянно направляем внимание, о чем думаем больше всего.
  21. Нужно развивать свои способности, упражнять внимание и ум.
  22. Все недостатки механической памяти будут уравновешены деятельностью нашего ума и наших чувств.
  23. Тайна хорошей памяти заключается в искусстве образовывать многочисленные и разнородные связи со всяким фактом, который мы желаем удержать в памяти.
  24. Из двух людей с одним и тем же опытом и одинаковой природной восприимчивостью у того окажется лучшая память, кто упорно размышляет над своими впечатлениями.
  25. Тайна хорошей памяти в наших руках.

Проставили проценты?

Теперь просуммируйте и запишите:_ %.

Этот результат говорит о КАЧЕСТВЕ МГНОВЕННОГО ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ БОЛЬШОГО ТЕКСТА.

Перейдем к оценке припоминания содержания большого текста. Сравните свои ответы с приведенными ниже правильными ответами и проставьте проценты по следующему принципу:

  • —    если Ваш ответ полностью совпадает с приведенным ниже списком ответов, ставьте себе 6%;
  •    если Ваш ответ совпадает частично, ставьте себе 3%;
  • —    если Ваш ответ неверен, оцените его в 0%.

Правильные ответы:

  1. Тысячи необходимейших вещей не запоминаются сами собой. Их приходится заучивать.
  2. Произвольное запоминание требует внимания, усидчивости, умения организовать свою работу.
  3. Запоминается лучше всего то, что производит на нас сильное впечатление.
  4. Смирнов предложил каждому рассказать, что произошло с ними по дороге на работу.
  5. Так как люди не заботились о том, чтобы запомнить, а думали, как бы не опоздать на работу
  6. Им запомнилось только то, что мешало или что помогало решать главную задачу — не опоздать на работу
  7. На картинках были написаны числа. Испытуемые должны были разбить картинки на группы по общему признаку. По окончании работы им было предложено вспомнить предметы вместе с цифрами.
  8. Каждый из испытуемых вспомнил предметы, а цифр почти не вспомнил. Многие даже не заметили цифр.
  9. Лучше всего запоминается то, что является объектом деятельности человека.
  10. Придуманные фразы вспоминались в три раза лучше готовых.
  11. Пониманиепервое условие запоминания.
  12. Понимание приходит только в процессе размышления, в процессе активного действия.
  13. О памяти лучше всего судить по воспроизведению.
  14. Лучше всего мы помним то, что связано с нашей деятельностью, что представляет для нас интерес, на что мы постоянно направляем внимание, о чем думаем больше всего.
  15. Нужно развивать внимание и мышление, нужно очень хотеть и любить выполнять свою работу.
  16. В искусстве образовывать многочисленные и разные связи с запоминаемыми фактами заключается тайна хорошей памяти.
  17. У того, кто упорно размышляет над личными впечатлениями.

Закончили проверку ответов?

Просуммируйте все проставленные проценты и запишите:_ %.

Этот результат говорит о КАЧЕСТВЕ ПРИПОМИНАНИЯ БОЛЬШИХ ТЕКСТОВ.

Подведите итоги промежуточного теста по оценке качества запоминания большого текста:

Запоминание большого текста

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ

%

ПРИПОМИНАНИЕ

%

Теперь подготовьтесь к тестированию надежности памяти длительно хранить содержание прочитанных текстов. Вначале заложите в память все 100% содержания текста. Затем нужно подождать сутки и оценить, какая часть из 100% осталась в памяти.

Проработайте оба текста еще раз и запомните их содержание.

Начните с маленького текста. Путем заучивания всех мыслей маленького текста по образцовому списку или непосредственно по тексту добейтесь 100%-го усвоения. Постарайтесь провести закрепление в памяти содержания маленького текста как можно быстрее.

Убедились, что запомнили все мысли?

Проработайте большой текст и тоже как можно быстрее. Прочитайте текст и/или воспользуйтесь списком образцовых мыслей. Убедитесь, что все существенные мысли текста Вы помните на 100%.

Убедились?

Теперь отложите учебник на сутки.

Прошел один день

Сегодня Вы сможете оценить способность памяти сохранять содержание короткого и длинного текстов в течение длительного времени.

Вначале оцените ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ короткого текста — напишите в своей тетради все мысли маленького текста, которые Вам удастся вспомнить.

Написали? Больше не можете вспомнить?

Продолжайте работу. Не заглядывая в текст и в свои записи вчерашнего дня, вспомните содержание большого текста и напишите в своей тетради все мысли, которые Вы сможете вспомнить.

Написали? Больше не можете вспомнить?

Теперь приступайте к проверке работ.

Вначале оцените ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ короткого текста. Сверьте список написанных Вами мыслей со списком образцовых мыслей и проставьте себе проценты по следующему принципу:

6,6% за мысли, сформулированные в полном виде и с той же точностью, что мысли из образцового списка (полной и точной можно назвать Вашу мысль, если она содержит все существенные детали из образцовых мыслей);

  • —    от 1 до 6% за мысли, сформулированные почти так же, как и в образцовом списке, но с неточностями или пробелами;
  • —    0% за неправильно сформулированные мысли.

Примечание. Если написанная Вами мысль содержит 2 мысли из образцового списка, то ставьте себе 6,6%+ 6,6%= 13,2%.

Теперь сложите полученные проценты: _ %.

Этот результат показывает, как Ваша память сохраняет усвоенное на 100% содержание короткого текста. Это КАЧЕСТВО СОХРАНЕНИЯ В ПАМЯТИ СОДЕРЖАНИЯ МАЛЕНЬКОГО ТЕКСТА.

Вычтите из 100% полученные проценты, и Вы получите ПОТЕРИ ПАМЯТИ В ТЕЧЕНИЕ СУТОК после запоминания короткого текста.

Теперь приступайте к проверке выполненных работ с большим текстом. Оцените, как Вы умеете воспроизводить содержание больших текстов через сутки после прочтения. Для этого сравните каждую мысль из списка воспроизведенных Вами мыслей с мыслями образцового списка мыслей. По результатам сравнения проставьте себе проценты (в квадратиках в конце каждой строки) по следующему принципу:

—    ставьте за свою мысль 2,5%, если Ваша мысль совпадает по смыслу с мыслью из образцового списка (т. е. в

Ваших мыслях есть все значимые слова, которые в образцовых мыслях выделены курсивом, или есть их синонимы);

— если Ваша мысль частично совпадает с образцовой мыслью, то ставьте себе 1%.

Примечание. Если Ваша мысль содержит 2 мысли из двух различных пунктов образцового списка, то за эту комплексную мысль ставьте себе 5%.

Проставили проценты во втором Вашем списке?

Теперь просуммируйте и запишите: _ %. Назовем этот результат КАЧЕСТВОМ СОХРАНЕНИЯ В ПАМЯТИ СОДЕРЖАНИЯ БОЛЬШОГО ТЕКСТА.

Подведите итоги теста по оценке надежности хранения в памяти содержания маленьких и больших текстов:

Надежность памяти

СОХРАННОСТЬ МАЛЕНЬКОГО ТЕКСТА

%

СОХРАННОСТЬ БОЛЬШОГО ТЕКСТА

%

А теперь сравните результаты этих трех последних тестов с результатами трех тестов, выполненных Вами в начале курса обучения. Сделайте выводы.

admin: