X

ЗАПОМИНАНИЕ БОЛЬШОГО ТЕКСТА

Второй тест позволит оценить Ваши способности по запоминанию содержания большого текста. Объем данного текста примерно в 5 раз превышает объем предыдущего текста. Во время работы с текстами больших объемов темп чтения, как известно, оказывается несколько выше темпа чтения маленьких текстов. Поэтому для определения времени чтения большого текста умножьте НОРМАТИВНОЕ время чтения маленького текста не на 5, а всего на 3 и запишите полученное время:_минут. Назовем это время НОРМАТИВНЫМ временем чтения больших текстов данного объема и данной степени сложности.

Теперь Вы готовы выполнить второй тест.

Постарайтесь прочитать текст за НОРМАТИВНОЕ время чтения больших текстов. Если по окончании чтения Вы обнаружите, что прочитали быстрее нормативного времени, то за оставшиеся минуты можете проработать текст еще раз.

По окончании чтения контрольного текста Вам предстоит вспомнить содержание текста, поэтому читайте текст очень внимательно, стараясь запомнить как можно больше.

Готовы? Начинайте!

ОЩУТИМЫЕ СОСЕДИ

Обитая рядом с людьми, животные постоянно сталкиваются с запасами вкусной еды в саду, в огороде, на поле, в сарае. Поэтому у них всегда есть соблазн поживиться у человеческого жилья. Так, например, мыши и крысы основательно стали у людей захребетниками.

А бывает соседство не близкое, но ощутимое. Ошибочно думать, что волков тем больше, чем глуше лес. Нет, наоборот, в таежных дебрях волки встречаются редко. Волки держатся мест, обжитых людьми. Тут, кроме дичины, легче в голодное время чем-нибудь поживиться: летом теленка повалят, овцу утянут, зимой ловят собак, в крайнем случае, ходят на падаль.

Лисица найдет себе пищу всюду, где обитают мыши. Но соблазняет ее и курятник, а чаще где-нибудь в крайнем дворе около леса хватает она зазевавшихся кур. Лисицы, живущие на юге, еще и любят заглянуть в виноградник, но отнюдь не для ловли мышей. Виноград им по вкусу — станут на задние лапы и жадно глотают сладкое лакомство.

Хорек, пробравшись в курятник, пьянеет от крови и учиняет настоящий разбой. Родственницу его куницу тоже может привлечь курятник. Но этот охотник более осторожен, скрытен и осмотрителен. Впрочем, однажды гнездо куницы даже нашли в дровах рядом с калиткой дома.

Кто еще может к человеческому дому наведаться? Птицы. Например, ястреб, повадившись, может птичий двор опустошить. Сорока иногда ворует куриные яйца. И присмотримся к воробью. Воришка! Но симпатичный. Урон от него небольшой, пока кормится среди кур. Но видели в огородах южной России: созревающие подсолнухи обвязаны ситцевыми платками? Это от воробьев. Не защитите поля — выберут все до семечка.

Сады от любителей спелых вишен — дроздов, дубоносов и тех же воробьев — защищаются чучелами. Чучела в форме человека принято облачать в яркие рубахи и шапки. А американцы на шесте поднимают деревянного или пластикового выразительно раскрашенного филина. Не известно, что помогает лучше, но, видимо, все-таки есть от них польза. Но скворцов, зимующих в западной части Европы, чучелами не испугать. И всяких устрашающих звуков они перестали бояться. Виноградники от прожорливых птичьих стай укрывают сетями.

Но вернемся к животным. Пахарь-кабан может огороду и полю нанести урон ощутимый, особенно если звери приходят кормиться стадом. Жрут все — кукурузу, пшеничные зерна, подсолнухи, морковку, свеклу, картошку. Бывают случаи, крестьянин, живущий около леса, изнемогает от ночного разбоя и призывает охотников. Не часто, но могут выйти на поле и лоси пощипать клевер.

А в северных областях осенью выходят на зерновые поля кормиться медведи. Этих интересует овес. Есть у зверя приемы «вычесывать» зерна — сядет и лакомится. Не столько съедает, сколько вытопчет. Жадность медведей к овсу так велика, что приходят кормиться, невзирая на большую опасность. Издревле существует охота «на овсах»: на опушке леса охотник строит лабаз и, забравшись наверх, ждет сумерек, когда на светлом овсяном поле появится силуэт зверя…

В южных краях медведи ночью посещают сады. Залезают на яблони и трясут их с силой, на какую только способны, и подбирают внизу все, что упало. А за медом может отважиться мишка прийти на пасеку, если она расположена близко к лесу. Страсть у зверя к сладости так велика, что курочит он улей, несмотря на отчаянную защиту меда разъяренными пчелами. Если поблизости есть пруд или речка, от пчел медведи избавляются просто — топят улей и потом спокойно предаются чревоугодию.

Страдают от животных и африканские фермеры. Бедствием могут стать набеги слонов. Проложив однажды дорогу на кукурузное поле или к плантациям сахарного тростника, они съедят и вытопчут все. Крики, трещотки, огни не действуют. Иногда не действуют даже выстрелы, и слоны, придя в ярость, сносят на пути своем деревеньку, топчут людей. Трудно винить их в этом. Слоны ведь так же, как медведи и кабаны, не понимают, что вкусная еда принадлежит вовсе не им. Они знают только, что пользование такой едой сопряжено с риском. Но идут на него. Для слонов в Африке пастбищ становится меньше и меньше. Посещение полей и огородов — для них вынужденное. Спасение слонов — заповедники, но они не могут вместить всех жаждущих корма.

Обезьянам в Индии безнаказанно разрешается посещать поля, огороды, сады. Совершая набеги, они уносят все, что могут унести.

Вседозволенность сформировала устойчивые повадки. Обезьяны бесцеремонно запускают лапы в карманы к туристам, хватают еду из рук. И если какому-нибудь «рэкетиру» досталось печенье, а не шоколадка, следует требовательная истерика.

Получается, что в сравнении со слонами или обезьянами воробьи, от которых в косынки наряжают подсолнухи, или медведь, утащивший где-нибудь с пасеки улей, — это всего лишь милые и даже интересные соприкосновения человека с дикой природой. Не правда ли?

Стоп! Запишите затраченное время:_мин._сек.

Сравните это время с НОРМАТИВНЫМ временем чтения большого текста. Если Вы затратили больше времени, то сейчас же увеличьте НОРМАТИВНОЕ время.

Оцените ВОСПРОИЗВДДЕНИЕ содержания текста — напишите все мысли и факты, которые Вы смогли запомнить во время чтения. Вам предлагается 25 пустых строк. Если Вы напишите 25 мыслей (что бывает крайне редко) и будете готовы написать еще несколько, то допишите оставшиеся мысли в своей тетради. Если Вы не сможете вспомнить 25 мыслей, то не расстраивайтесь и утешьтесь тем, что некоторые обучающиеся могут вспомнить лишь около 10 мыслей. Не обращайте внимания на квадратики с процентами.

Больше не можете вспомнить? Тогда проставьте прочерки на пустых строчках.

Теперь перейдите к оценке ПРИПОМИНАНИЯ. Не заглядывая в текст, не внося в написанный Вами список мыслей изменения и дополнения, ответьте на ряд вопросов, продолжите незаконченные мысли или заполните пробелы. Не обращайте внимания на квадратики с процентами.

1. Обитая рядам с людьми, животные постоянно сталкиваются с запасами вкусной еды в саду, в огороде, на поле, в сарае. Поэтому

Теперь приступайте к проверке выполненных работ.

Вначале оцените то, как Вы умеете воспроизводить содержание больших текстов. Для этого сравните каждую мысль из списка воспроизведенных Вами мыслей с мыслями приведенного ниже образцового списка мыслей. По результатам сравнения проставьте себе проценты (в квадратиках в конце каждой строки) по следующему принципу:

  • —    4%, если Ваша мысль совпадает по смыслу с мыслью из образцового списка (т. е. в Ваших мыслях есть все значимые слова, которые в образцовых мыслях выделены курсивом, или есть их синонимы);
  • —    2%, если Ваша мысль частично совпадает с образцовой мыслью;
  • —    1%, если Ваша мысль имеется в тексте, но в образцовом списке ее нет.

Примечание. Если Ваша одна мысль содержит две мысли из двух различных пунктов образцового списка, то за эту комплексную мысль ставьте себе 4% + 4% = 8%.

Образцовый список мыслей текста:

  1. Мыши и крысы основательно объедают людей.
  2. Волки живут рядом с людьми, а не в глухих лесах, как принято думать.
  3. Лисиц соблазняют не только мыши, но и курятник
  4. Лисицы на юге любят виноград.
  5. Хорек в курятнике может учинить настоящий разбой.
  6. Куницу может привлечь курятник, но она более осторожна, скрытна и осмотрительна (хотя однажды гнездо куницы нагили в дровах дома).
  7. Ястреб может опустошить птичий двор.
  8. Сорока иногда ворует куриные яйца.
  9. Хотя воробей и воришка, но урон от него небольшой, пока он кормится среди кур.
  10. Созревающие подсолнухи обвязывают тканью, чтобы воробьи не уничтожили урожай.
  11. Вишневые сады от дроздов, дубоносов и воробьев защищают чучелами.
  12. В России приняты чучела в форме человека, в Америке — в виде филина.
  13. Скворцы, зимующие в Западной Европе, не боятся чучел и устрашающих звуков.
  14. Виноградники от прожорливых птичьих стай укрывают сетями.
  15. Кабаны могут огороду и полю нанести урон, особенно если они приходят кормиться стадом.
  16. Иногда и лоси могут повредить поле клевера.
  17. В северных областях медведи любят есть овес.
  18. В южных краях медведи трясут яблоки с яблонь.
  19. Медведь может прийти на пасеку, если она расположена близко к лесу.
  20. Чтобы пчелы не мешали, медведи топят улей в реке и потом поедают мед.
  21. Слоны в Африке устраивают набеги на кукурузное поле или на плантации сахарного тростника.
  22. Слоны не боятся криков, трещоток, огней и даже выстрелов.
  23. Обезьянам в Индии безнаказанно разрешается посещать поля, огороды, сады.
  24. Обезьяны с повадками бесцеремонности вредят даже туристам.
  25. Вывод: воробьи или медведь всего лишь милые и даже интересные соприкосновения человека с дикой природой (по сравнению с тем бедствием, которое могут учинить другие животные).

Проставили проценты?

Теперь просуммируйте и запишите: _ %. Назовем этот результат

КАЧЕСТВОМ МГНОВЕННОГО ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ БОЛЬШОГО ТЕКСТА (СРАЗУ ЖЕ ПОСЛЕ ЕГО ПРОЧТЕНИЯ).

Перейдите к оценке припоминания содержания большого текста.

Сравните свои ответы с приведенными ниже правильными ответами и проставьте проценты по следующему принципу:

  • —    если Ваш ответ полностью совпадает с приведенным ниже списком ответов, то ставьте себе 6%;
  • —    если Ваш ответ совпадает частично, то ставьте себе 3%;
  • —    если Ваш ответ не верен, то оцените его в 0%.

Проценты вписывайте в квадратики.

Вот правильные ответы:

  1. …у них всегда есть соблазн поживиться у человеческого жилья.
  2. …глушелес.
  3. Волки держатся мест, обжитых людьми.
  4. Виноград им по вкусу.
  5. Хорек и его родственница куница. Куница более осторожна.
  6. Сорока иногда ворует куриные яйца.
  7. От воробьев.
  8. Чучелами людей и чучелами филинов.
  9. Западной Европе
  10. …сетями.
  11. …кабаны приходят кормиться стадом.
  12. …кукурузу, пшеничные зерна, подсолнухи, морковку, свеклу, картошку.
  13. Лоси.
  14. Зерновые культуры (овес), яблони.
  15. …топят улей и потом спокойно съедают мед.
  16. … кукурузное поле или на плантации сахарного тростника.
  17.  … все лишь милые и даже интересные соприкосновения человека с дикой природой (т. е. мелочи по сравнению с другими животными, наносящими больший урон).

Закончили проверку ответов?

Просуммируйте все проставленные проценты и запишите:_%. Назовем этот результат качеством припоминания больших ТЕКСТОВ.

Подведите итоги второго теста по оценке качества запоминания большого текста:

Теперь подготовьтесь ко второму дню тестирования. Для того чтобы оценить способность памяти длительно сохранять содержание прочитанного текста, нужно вначале заложить в память все 100% содержания текста. Затем нужно подождать, например, сутки и оценить, какая часть из 100% информации осталась в памяти.

Запоминание большого текста

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ

%

ПРИПОМИНАНИЕ

%

Проработайте оба текста и запомните их. Начните с маленького текста. Путем заучивания всех мыслей маленького текста по образцовому списку или непосредственно по тексту добейтесь 100%-го запоминания. Постарайтесь провести эту работу как можно быстрее.

Убедились, что запомнили все мысли?

Проработайте большой текст и тоже как можно быстрее. Прочитайте текст и/или воспользуйтесь списком образцовых мыслей. Здесь самые важные понятия выделены жирным шрифтом.

Убедитесь, что все существенные мысли текста Вы помните на 100%.

Убедились?

Теперь отложите учебник на сутки.

admin: