Предварительно прочитайте тренировочный текст. Постарайтесь работу с текстом, прочитать его очень внимательно, за- Готовы? Зафиксируйте время и поминая все мысли и все факты. Можете прочитать его несколько раз.
НЕОБЫЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
В июне начинают летать бабочки бархотицы семелы, бурые, с двумя глазками на каждом переднем крыле. Они порхают вокруг цветов и сосут нектар.
Но вот самец, насытившись, решает, как видно, развлечься. Он садится на землю, на какой-нибудь бугорок, и терпеливо ждет. Ждет самку, чтобы поухаживать за ней. Ждет долго. Но самка все не появляется. Его терпение иссякает, и тогда он в слепом азарте бросается в погоню за пролетающими птичками и даже за падающими листьями. Гоняется иногда и за собственной тенью!
В эту пору его легко привлечь даже бумажной моделью, имитирующей самку. Экспериментами установлено, что, чем темнее модель, тем азартнее гоняется за ней самец. Черная модель самая для него привлекательная.
Меняли и размеры модели. Крупные были самцу наиболее желанны, и среди них самая желанная — в четыре раза более крупная, чем натуральная величина самки.
Это странное предпочтение крупных самок — пока полная загадка для зоологов.
Стоп! Запишите затраченное время:_мин._сек.
Умножьте это время на 2 и, отбросив секунды, оставьте лишь минуты.
Запишите полученное время_
минут. Назовем это время Вашим НОРМАТИВНЫМ временем чтения маленьких текстов такого объема и такой степени сложности.
Теперь Вы готовы выполнить первый тест.
Постарайтесь прочитать приведенный ниже текст за нормативное время. Если по окончании чтения Вы обнаружите, что прочитали быстрее НОРМАТИВНОГО времени, то за оставшиеся секунды можете просмотреть текст еще раз.
По окончании чтения контрольного текста Вам предстоит письменно изложить все прочитанные мысли и факты. Поэтому читайте текст очень внимательно, стараясь запомнить как можно больше.
Готовы? Начинайте!
ЖУК-ОЛЕНЬ
На юге нашей страны живет большой и рогатый жук-олень. У них прямо-таки оленьи рога!
У этого жука склонность к дубовому соку. Там, где из-под коры древесных суков обильно истекает сок, собираются жуки на «водопой». Прилетают десятками.
Напившись бодрого напитка, жуки дерутся и, как олени, «бодаются». Стараются, поддев других рогами, сбросить с сука. Челюстями кусаются. А челюсти у них очень мощные.
В финале такого сражения обычно лишь самый сильный жук остается у сладкого источника. Но не долго наслаждается он питьем в одиночестве, так как скоро претенденты возвращаются, и победитель снова вступает в борьбу.
Дубовый сок для рогачей не только бодрящий напиток, но и пропитание. Так что склонность к соку у жуков вполне понятная. Хотя все еще остаются сомнения в объяснении необходимости дубового сока как пищи. Некоторые энтомологи уверяют, что взрослые жуки-олени в подобной пище не нуждаются, а дубовый сок для них только «хмельное питие».
Стоп! Запишите затраченное время:_мин._сек.
Если время чтения данного текста оказалось больше НОРМАТИВНОГО времени, то сейчас же внесите в него изменения.
Оцените способность самостоятельно ВОСПРОИЗВОДИТЬ содержание текста. Для этого напишите все мысли и факты, которые Вы смогли запомнить во время чтения. Вам предлагается 15 пустых строк. Если Вы напишете 15 мыслей (что бывает крайне редко) и будете готовы написать еще мысли, то допишите их в своей тетради. Если Вы не сможете вспомнить 15 мыслей, то не расстраивайтесь и утешьтесь тем, что некоторые вспоминают лишь 5—6 мыслей. Не обращайте внимания на квадратики с процентами.