Вначале оцените то, как Вы умеете воспроизводить содержание больших текстов. Для этого сравните каждую мысль из списка воспроизведенных Вами мыслей с мыслями приведенного ниже образцового списка мыслей. По результатам сравнения проставьте себе проценты (в квадратиках в конце каждой строки) по следующему принципу:
- — 4%, если Ваша мысль совпадает по смыслу с мыслью из образцового списка (т. е. в Ваших мыслях есть все значимые слова, которые в образцовых мыслях выделены курсивом, или есть их синонимы);
- — 2%, если Ваша мысль частично совпадает с образцовой мыслью;
- — 1%, если Ваша мысль имеется в тексте, но в образцовом списке ее нет.
Примечание. Если Ваша одна мысль содержит две мысли из двух различных пунктов образцового списка, то за эту комплексную мысль ставьте себе 4% + 4% = 8%.
Образцовый список мыслей текста:
- Мыши и крысы основательно объедают людей.
- Волки живут рядом с людьми, а не в глухих лесах, как принято думать.
- Лисиц соблазняют не только мыши, но и курятник
- Лисицы на юге любят виноград.
- Хорек в курятнике может учинить настоящий разбой.
- Куницу может привлечь курятник, но она более осторожна, скрытна и осмотрительна (хотя однажды гнездо куницы нагили в дровах дома).
- Ястреб может опустошить птичий двор.
- Сорока иногда ворует куриные яйца.
- Хотя воробей и воришка, но урон от него небольшой, пока он кормится среди кур.
- Созревающие подсолнухи обвязывают тканью, чтобы воробьи не уничтожили урожай.
- Вишневые сады от дроздов, дубоносов и воробьев защищают чучелами.
- В России приняты чучела в форме человека, в Америке — в виде филина.
- Скворцы, зимующие в Западной Европе, не боятся чучел и устрашающих звуков.
- Виноградники от прожорливых птичьих стай укрывают сетями.
- Кабаны могут огороду и полю нанести урон, особенно если они приходят кормиться стадом.
- Иногда и лоси могут повредить поле клевера.
- В северных областях медведи любят есть овес.
- В южных краях медведи трясут яблоки с яблонь.
- Медведь может прийти на пасеку, если она расположена близко к лесу.
- Чтобы пчелы не мешали, медведи топят улей в реке и потом поедают мед.
- Слоны в Африке устраивают набеги на кукурузное поле или на плантации сахарного тростника.
- Слоны не боятся криков, трещоток, огней и даже выстрелов.
- Обезьянам в Индии безнаказанно разрешается посещать поля, огороды, сады.
- Обезьяны с повадками бесцеремонности вредят даже туристам.
- Вывод: воробьи или медведь — всего лишь милые и даже интересные соприкосновения человека с дикой природой (по сравнению с тем бедствием, которое могут учинить другие животные).
Проставили проценты?
Теперь просуммируйте и запишите: _ %. Назовем этот результат
КАЧЕСТВОМ МГНОВЕННОГО ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ БОЛЬШОГО ТЕКСТА (СРАЗУ ЖЕ ПОСЛЕ ЕГО ПРОЧТЕНИЯ).
Перейдите к оценке припоминания содержания большого текста.
Сравните свои ответы с приведенными ниже правильными ответами и проставьте проценты по следующему принципу:
- — если Ваш ответ полностью совпадает с приведенным ниже списком ответов, то ставьте себе 6%;
- — если Ваш ответ совпадает частично, то ставьте себе 3%;
- — если Ваш ответ не верен, то оцените его в 0%.
Проценты вписывайте в квадратики.
Вот правильные ответы:
- …у них всегда есть соблазн поживиться у человеческого жилья.
- …глушелес.
- Волки держатся мест, обжитых людьми.
- Виноград им по вкусу.
- Хорек и его родственница куница. Куница более осторожна.
- Сорока иногда ворует куриные яйца.
- От воробьев.
- Чучелами людей и чучелами филинов.
- Западной Европе
- …сетями.
- …кабаны приходят кормиться стадом.
- …кукурузу, пшеничные зерна, подсолнухи, морковку, свеклу, картошку.
- Лоси.
- Зерновые культуры (овес), яблони.
- …топят улей и потом спокойно съедают мед.
- … кукурузное поле или на плантации сахарного тростника.
- … все лишь милые и даже интересные соприкосновения человека с дикой природой (т. е. мелочи по сравнению с другими животными, наносящими больший урон).
Закончили проверку ответов?
Просуммируйте все проставленные проценты и запишите:_%. Назовем этот результат качеством припоминания больших ТЕКСТОВ.
Подведите итоги второго теста по оценке качества запоминания большого текста:
Теперь подготовьтесь ко второму дню тестирования. Для того чтобы оценить способность памяти длительно сохранять содержание прочитанного текста, нужно вначале заложить в память все 100% содержания текста. Затем нужно подождать, например, сутки и оценить, какая часть из 100% информации осталась в памяти.
Запоминание большого текста
ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ |
% |
ПРИПОМИНАНИЕ |
% |
Проработайте оба текста и запомните их. Начните с маленького текста. Путем заучивания всех мыслей маленького текста по образцовому списку или непосредственно по тексту добейтесь 100%-го запоминания. Постарайтесь провести эту работу как можно быстрее.
Убедились, что запомнили все мысли?
Проработайте большой текст и тоже как можно быстрее. Прочитайте текст и/или воспользуйтесь списком образцовых мыслей. Здесь самые важные понятия выделены жирным шрифтом.
Убедитесь, что все существенные мысли текста Вы помните на 100%.
Убедились?
Теперь отложите учебник на сутки.