X

Определение климатообразующих факторов

Важное условие успешного чтения карты — твердое знание климатообразующих факторов, определяющих как климат в целом, так и его элементы. Однако знания факторов еще недостаточно для успешного объяснения особенностей климата. Нужно уметь соотносить их между собой. Выяснение условий формирования климата довольно сложно, так как количество факторов значительно, а вызываемые ими климатические изменения разнообразны. В целом чтение климатической карты связано с выявлением сложных зависимостей.

Общая методика нахождения причинно-следственных связей описана ниже. Здесь мы рассмотрим ее некоторые особенности, связанные с чтением климатической карты.

В начальном курсе физической географии учащиеся усваивают ряд причин, от которых зависит климат. Повторение обеспечивает их твердое знание.

В VI классе работа с климатообразующими факторами становится более сложной и развернутой. Здесь уже недостаточно перечислить причины, определяющие климат, Учащиеся должны знать о преимущественном влиянии одних факторов на распространение и характер температур, других на количество осадков и их режим в течение года.

Формировать знания о воздействии климатообразующих факторов на различные элементы климата помогают вопросы как общего характера (от каких причин зависит климат? Какие причины влияют на климат нашей местности?), так и более конкретные. К числу последних относятся, например, такие:

  1.     От каких причин зависит распределений тепла на земной поверхности?
  2.     Чем объяснить неодинаковое количество осадков в разных частях Африки?
  3.     Как воздушные массы влияют на количество осадков? И т. д.

В VII классе учащиеся усваивают, например, что радиационные факторы климата в основном определяют распределение тепла на территории нашей страны, что неравномерность осадков прежде всего зависит от циркуляции атмосферы и составляющих ее элементов и процессов — воздушных масс, их трансформации, направления движения ветров и др. Рельеф — его высота и направление горных хребтов — также влияет на распределение тепла и осадков.

Главный путь понимания и нахождения причин — не повторение изложенного учителем, а самостоятельная работа учащихся. Школьники должны знать: анализ элементов, климата позволяет выявить, в каком направлении они изменяются. Далее нужно объяснить, чем вызваны эти изменения.

Объяснение учитель подкрепляет тренировочными упражнениями, предлагающими объяснить ход температур, изменение годового количества осадков, их режима, и т. д. Выполняя задания, учащиеся практически выявляют воздействие горных систем и других факторов на распределение температур и осадков. Так, установить, почему в некоторых местах материков изотермы имеют замкнутый характер или повторяют очертания береговой линии, позволяют следующие вопросы и задания:

  1.     Почему в некоторых местах Африки изотермы имеют замкнутый характер?
  2.     О чем свидетельствуют замкнутые изотермы июля на востоке и юго-востоке Австралии?
  3.     Объясните направление изотерм на западе Южной Америки, где они идут вдоль побережья Тихого океана.

Задача связи элементов климата и климатообразующих факторов сложна и для студентов. Поэтому в школьных условиях можно ограничиться выявлением тех факторов, которые в наибольшей степени определяют климат.

Так, понижение зимних температур к востоку нашей страны вызвано несколькими причинами:

  •  удалением от Атлантического океана;
  •  особенностями рельефа;
  •  воздействием воздушных масс;
  •  образованием на востоке СССР зимнего центра действия атмосферы — Сибирского антициклона. Все же главная причина понижения температуры к востоку — ослабление воздействия Атлантического океана и связанных с ним морских умеренных воздушных масс по мере их продвижения на восток. Они достаточны для объяснения главной закономерности изменения зимних температур на территории Советского Союза.

И здесь нужны специальные упражнения, позволяющие из ряда факторов выбрать самые главные. Так, можно предложить выяснить, какова главная причина изменения зимних температур с запада на восток в нашей стране, почему в этом же направлении уменьшается годовое количество осадков. В качестве тренировочных можно использовать тестовые задания, например:

Почему средние температуры июля в нашей стране увеличиваются с севера на юг? Главную причину обозначьте буквой и цифрой 1, менее главную — буквой и цифрой 2 и т. д.

  •     изотермы изменяются с севера на юг;
  •     сказывается шарообразность Земли;
  •     меньше влияет Северный Ледовитый океан;
  •     увеличивается солнечная радиация;
  •     сменяются климатические пояса;
  •     изменяется угол падения солнечных лучей.

Учитель до урока записывает задание на классной доске, а учащиеся, отвечают письменно в тетради.

Важно не только правильно отобрать главные климатообразующие факторы, но и добиться усвоения их постоянного и, следовательно, закономерного действия. Если школьники будут знать, что главные причины изменения летних температур в северном полушарии—географическая широта и связанная с ней солнечная радиация, то это поможет объяснить ход июльских изотерм во многих других случаях. В этом состоит большое прогностическое значение знаний о климатообразующих факторах, если они изучаются в тесной связи с соответствующими элементами климата.

Проверить знание климатообразующих факторов и умение применить их можно с помощью заданий, содержанием которых является объяснение климатических элементов соответствующими причинами. Особенно целесообразны задания на новом материале или измененном по сравнению с изучавшимся ранее. Для примера укажем такие задания:

  1.     Почему в нашей местности зимой пасмурных дней больше, чем летом?
  2.     Когда на климат нашей местности сильнее влияет Атлантический океан — зимой или летом? Подтвердите свой вывод данными климатической карты.
  3.     Почему в горах Средней. Азии выпадает больше осадков, чем на соседних равнинах?
  4.    Как влияют горы на распределение температур и осадков в нашей стране? Подтвердите свой вывод данными карты.


Обучение характеристике климата

Наиболее сложна полная характеристика климата территории. Большой объем чтения карты, необходимость делать различные выводы, устанавливать причинные связи — все это усложняет познавательную деятельность учащихся. Кроме того, нужно усвоить правильную последовательность умственных и практических действий.

Начиная изучение климата первого материка—Африки — в VI классе, учитель ставит перед классом цель: научиться

описывать по климатической карте климат любой территории.. В дальнейшем в этой же теме, когда будут рассмотрены климатообразующие факторы, цель усложняется — теперь надо учиться характеристике климата. Постановка цели помогает создать необходимые познавательные мотивы у шестиклассников.

Обучение описанию климата идет на основе тесной связи формируемых понятий о климате с приемами чтения карты. Эта связь видна из следующего плана, по которому изучается климат Африки:

  1.     Значение климата для понимания природных условий материка и для хозяйственной деятельности населения.
  2.     Воспроизведение опорных знаний: определение понятия «климат», повторение климатообразующих факторов и т. п.
  3.     Ознакомление с климатической картой, ее содержанием, построением и условными знаками.
  4.     Обучение приемам описания по карте климатических элементов: средних температур, абсолютных минимальных и максимальных температур, амплитуд, годового количества осадков и др.
  5.     Климатообразующие факторы. Их связь с элементами климата материка.
  6.     Климатические пояса. Обучение описанию, а затем характеристике климата части материка по картам.

Не рассматривая методики ознакомления учащихся с климатом Африки и климатической картой, остановимся на методике обучения описанию климата по картам.

Обычно для этой цели учащимся дается типовой план, содержание которого меняется по мере изученности климатических понятий и приобретения опыта чтения климатической карты, Сначала предлагается план описания климата по карте. Он есть в учебнике VI класса и имеет следующее Содержание:

  1.  Средние температуры января и июля.
  2.     Годовая амплитуда температур.
  3.     Преобладающие ветры.
  4.     Годовое количество осадков, их распределение по сезонам.

С помощью этого плана учащиеся описывают климат какого-

либо пункта на территории Африки, например Либревиля на побережье Гвинейского залива. Учитель напоминает, что, пользуясь планом, не нужно повторять вслух его пункты. Их лишь учитывают при построении ответа.

Аналогично предложенному в классе заданию учащиеся описывают дома, например, климат северной части Мадагаскара.

Следующее упражнение — описать климат территории и на основе нескольких цифровых данных указать направление и характер изменения климатических элементов. С этой целью

предлагается описать побережье озёра Чад. Описания климата нужны при изучении почти всех материков земного шара.

После изучения климатообразующих факторов и ознакомления с климатическими поясами Африки можно перейти к характеристике климата. Здесь нужен другой план:

  1.     Средние температуры июля и января и их причины.
  2.     Годовая амплитуда температур.
  3.     Годовое количество осадков и причины их выпадения.
  4.     Преобладающие воздушные массы и направление ветров.
  5.  Климатический пояс и тип климата.

Этот план обеспечивает связь элементов климата с климатообразующими факторами.

Как видно, прием характеристики климата включает:

  •  знание элементов климата;
  •  умение описать их по климатической карте;
  •  знание климатообразующих факторов;
  •  умение установить, их по физической и климатической картам;
  •  умение установить связи между элементами климата и соответствующими факторами.

Учащиеся записывают план в тетради. По нему разрешается отвечать у карты, готовиться к ответу. Для его осознанного усвоения ставятся проверочные вопросы:

  1.     Какие карты нужно использовать для характеристика климата?
  2.     По какому плану нужно рассказывать о климате?

Сначала такие вопросы задают перед выполнением заданий по карте, после ряда тренировочных упражнений, и после них.

В настоящее время, когда на многих уроках географии преобладает вопросно-ответная форма обучения, учащиеся не обращают внимания на последовательность своей работы, обдумывая лишь ее географическое содержание. Все это приводит к тому, что школьники не учатся связно и последовательно излагать учебный материал.

Большое значение имеет умение четко различать элементы климата и климатообразующие факторы. Даже к концу VII класса это удается не всем учащимся. Поэтому нужно разграничить обе части характеристики климата. Для проверки их знания

полезен специальный тест, который учитель записывает на доске:

Укажите номера элементов климата:

  •     Географическая широта.
  •     Угол падения солнечных лучей.
  •     Средняя температура января и июля.
  •     Ветры.
  •     Океанские течения.
  •     Пояса атмосферного давления.
  •     Годовое количество осадков.
  •     Высота рельефа.
  •     Амплитуда температур.
  •     Режим осадков по сезонам.

Второй вариант задания: укажите климатообразующие факторы (1, 2, 4, 5, 6, 8).

Обучая характеристике климата, учитель указывает типичные ошибки, допускаемые школьниками в таких работах, обращает внимание на полноту ответов.

Учащиеся довольно неплохо перечисляют климатообразующие факторы, но затрудняются указать, как эти факторы влияют на климат изучаемой территории. В конце курса географии материков целесообразно выполнить письменное Описание климата, а также охарактеризовать климат какой-либо территории, с тем чтобы выявить уровень овладения этими приемами работы с климатической картой. Знание недостатков в чтении карты позволит учителю более осознанно продолжить работу в курсе физической географии СССР.

В VII классе содержание характеристики может быть изменено: учащиеся указывают вначале климатообразующие факторы, а затем связывают их с элементами климата. Такой переход возможен, если уже сформировано умение связывать элементы и причины климата. Однако такого уровня достигают сравнительно немногие семиклассники. Теперь характеристика климата включает сведения об изменении температур и осадков не только по территории, но и по сезонам. Так, учащиеся должны установить, что июльские температуры на Западно-Сибирской равнине увеличиваются к югу, осадки по территории распределяются неравномерно, их количество уменьшается от центра на север и на юг и т. д.

Задание охарактеризовать климат всей крупной территории по картам — Восточно-Европейской равнины, Урала, Дальнего Востока и др. — велико по объему и занимает много времени. Поэтому достаточно ограничиться характеристикой климата какой-либо их части — юго-востока Восточно-Европейской равнины, той части Западно-Сибирской равнины, которая расположена к северу от параллели 60°, полуострова Камчатка и др. Но и при этом условии возможны пропуски в ответах, их неполнота. Все же система практических и самостоятельных работ к концу VII класса позволяет добиться довольно развернутых характеристик климата. Приведем пример ответа учащегося, данного в конце учебного года:

«Климат полуострова Камчатка муссонный, потому что полуостров находится под действием муссонов. Зима не очень холодная, средняя температура января на востоке — 8°С, на западе — 16°С. Зимой ветры дуют с суши. На северо-востоке температура зимой —32°С. Здесь проходит холодное Курильско-Камчатское течение. Лето прохладное, -8°C в центре, на побережье выше. Летом воздушные массы идут с океана и охлаждают воздух. Амплитуда температур зимы и лета небольшая. Летом муссоны несут много осадков. На западе выпадает от 400 до 600 мм, так как от осадков тут защищают склоны гор. На восточных склонах выпадает 1000 мм, так как здесь идут муссоны и все остается на побережье. Суммарная радиация от 60 до 80 ккал».

Существенно важная цель обучения климатической карты — усвоение школьниками связей и взаимосвязей между климатом и другими компонентами природного комплекса, а также между климатом и хозяйственной деятельностью человека. Такие задания предлагаются постоянно. Они свидетельствуют и о переносе приемов чтения климатической карты на новый материал. Часто, например, климатическая карта нужна при изучении внутренних вод, природных зон. Так, описанию рек учат начиная с V класса. Их описания постепенно усложняются. В VI— УII классах реки описывают уже по двум картам — физической и климатической. Климатическая карта позволяет сделать выводы о замерзаемости рек, их полноводности, времени разлива. Постепенно от описания отдельных рек по картам учащиеся переходят к определению общих особенностей речной системы больших территорий. И здесь требуется климатическая карта. Предлагается, например, указать особенности рек северного стока, текущих по Восточно-Европейской равнине, назвать по физической и климатической картам особенности рек Западно-Сибирской равнины и т. д. Одновременно описывают по картам и отдельные реки.

Для более успешного чтения климатической карты в число практических работ по заключительному курсу физической географии СССР целесообразно включить описания и характеристики климата отдельных частей Советского Союза, обеспечив их повторяемость.

admin:
Related Post